«Воинственный народ» — это нейтральный термин для обозначения русских в современной китайской интернет-среде. По сравнению с несколько уничижительным «волосатики» в прошлом, термин «воинственный народ» имеет гораздо более сложное эмоциональное восприятие, включающее восхищение и признание некоторыми китайцами прямолинейного характера русских и их свойства «смело любить и смело ненавидеть». В то же время здесь также скрывается инстинктивное неприятие сдержанного и скромного склада конфуцианской культуры бросающегося из крайности в крайность характера, присущего славянским народам. Несмотря на это противоречие, которое порождается двумя диаметрально противоположными мнениями относительно русских, термин «воинственный народ» все же широко применяется, и этому способствует интернет.
Из всех шуток про «воинственный народ» наиболее классическая — танцы с медведями
Фактически, если отбросить в сторону гиперболизацию и стереотипы, связанные с русскими, то термин «воинственный народ» отражает узость нашего совокупного восприятия. Какими еще качествами обладают русские помимо любви к грубой силе? Для этого нам потребуется найти в культурном контексте русских национальную специфику «белого медведя». Это нелегкая задача — тщательно изучить богатейшее собрание литературных трудов, но, по крайней мере, мы можем прийти к некоторым интересным умозаключениям: например, грубая сила — это не единственный маркер русского человека. И если вам понадобится подобрать одно слово для определения этой многомерной русской культуры, то, возможно, наиболее точным словом будет «крайность».
Принимая Бога и яркую византийскую культуру
Через сотни лет после того, как первые славяне пересекли Карпаты и расселились по Восточно-Европейской равнине, постепенно возник народ русь (россы), образованный аристократической верхушкой варяжской знати и простыми славянами. Для этого зарождающегося народа, естественно, был характерен природный дух авантюризма и страсть к военному делу северных народов. В то же время способность вынести унижения, чтобы достичь цели, выносливость и трудолюбие в характере славян также сыграли важную роль, и все вместе они заложили основу национального характера русских.
Во время правления князя Владимира для народа Руси, для которого были характерны традиционные политеистические верования, возникла срочная необходимость слияния с более развитой цивилизацией. Исходя из геополитических и других факторов, Русь остановила выбор на христианской религии Византии. После крещения Руси русские не только познакомились с единым Богом, но и переняли авторитаризм и бюрократическое устройство Византии. В ходе длительного процесса принятия и оседания в народе христианство (называемое православным после раскола церкви в 1054 году) и авторитаризм стали неотъемлемой частью русского народа.
С того времени русский народ развивался, и в результате была сформирована смешанная культурная модель, состоящая из синтеза скандинавской и византийской культур. Эти западные элементы также усилили этническую принадлежность русского народа к Европе. Нахождение на границе с Европой и связанная с этим сдержанность и терпеливость в ожидании нанесения ответного удара, осмысление и распространение учения Иисуса Христа и другие национальные черты постепенно и неосознанно формировали национальных характер и образ мыслей, в котором сосуществуют божественное и варварское.
Свержение монголо-татарского ига и полная противоречий монгольская культура
Однако, в отличие от всеобщего принятия византийской культуры, в русской истории можно увидеть множество противоречий, характерных для периода Золотой Орды. Многие российские историки называют этот период «монголо-татарским игом», который также отражает отрицательное отношение русского народа к власти «варварских» монголов. Для русских эти кочевые народы с Монгольского плато были однозначными агрессорами, но именно в тот исторический период жестокость и восточный деспотизм стали частью русского национального характера.
Что означал приход монголов на Русь?
Подобная точка зрения не является пустыми оправданиями и снятием вины: если посмотреть на развитие мировой истории, за более чем 240 лет монгольского владычества русские пропустили европейское гуманистическое идейное течение, включая эпоху Ренессанса и Реформации, лишившись возможности параллельного развития с Европой. К тому же, когда Москва начала подниматься, она в значительной степени переняла у монгольского народа привычку к повиновению и стиль социальных взаимоотношений, тем самым усилив восприятие авторитета власти.
Конечно, это не все уроки, полученные от монголов: русские патриотические настроения и национальное самосознание постепенно культивировались в процессе сопротивления монгольскому владычеству. В длительной войне от Куликовской битвы и до Стояния на реке Угре русский народ еще больше уверовал в православные сюжеты о Спасителе, а непреклонность, мужество, жертвенность и стремление к свободе проявлялись в характере русских в ходе борьбы и победе над жестоким монгольским правлением.
С трудом насаждаемая и неопределенная западная культура
После освобождения от монгольского ига Россия надолго впала в анабиоз и зализывала свои раны. К концу XVII века династия Романовых, которая сменила Рюриковичей, передал власть Петру I. Этот правитель, известный последующим поколениям как «Великий», столкнувшись с отсталостью и ограниченностью России, решил отправиться в более просвещенную в то время Европу, чтобы найти ответ на вопрос о том, как спасти родину. Благодаря неустанным стараниям Петра Великого Россия открыла новую главу истории, ориентированную на Запад.
Петр Великий постучал в давно покрывшуюся пылью дверь Европы
Отставшие византийскую и монгольскую культуру Петр I стал заменять культурой передовой западной цивилизации, а такие новшества, как научная культура, начали наносить один удар за другим по русской земле, которая продолжала держаться за старые традиции. Масса прогрессивных деятелей начинают искать путь России на Запад, и такие люди будут неотъемлемой частью всех последующих поколений: будь то декабристы, которые принесли в Россию идеи Великой французской революции, или Владимир Ленин, продвигавший марксизм.
К сожалению, большая часть усилий по вестернизации в эпоху Петра I была осуществлена именно с помощью жестких средств в «русском стиле», что не только вновь доказало любовь русских к крайностям, но и стало скрытым предвестием для последующих ожесточенных споров между западниками и славянофилами и усугубило непостоянство в русском национальном характере.
Узел судьбы: из одной крайности в другую
В русском характере есть особенность, прямо противоположная индивидуальной свободе. Лев Толстой считал, что это воплощение «принципа пчелиного роя», когда каждая пчела целиком и полностью зависит от коллектива — пчелиного роя. Испокон веков многие русские писатели прославляли такой коллективистский принцип и патриотический дух. Говоря о русском человеке, можно отчетливо увидеть, что судьба отдельной личности вверяется общей судьбе народа. Русские отверженно вверяют собственную судьбу в руки определенного человека, могут полностью доверять и подчиняться «ему». Этим «кем-то» мог быть царь прошлых поколений, которого крестьяне называли «батюшка», или Сталин, который «принял Россию с сохой, а оставил с ядерной бомбой».
В дополнение к принципу пчелиного роя, в русских во всей полноте отражается и принцип яркой индивидуальности: без сомнений, Россия — это страна, полная героев, но в то же время она также является государством, богатым «маленькими людьми», а поиск свободы характерен для каждого исторического периода России.
Коллектив и индивидуальность являются воплощением двойственности русского характера, и эта двойственность также отражает природу крайностей в русских. Русский философ Николай Бердяев толковал русский характер в своей книге «Русская идея» таким образом:
«Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт».
Русский национальный характер похож на двуглавого орла на государственном гербе, который упирается не в одну крайность, а сразу в две. Что касается трансформации и противостояния между этими крайностями, то им явно не хватает переходного пространства и промежуточного звена: для прыжка из одной крайности в другую хватает лишь мгновения, из-за чего русским трудно найти настоящий «русский дух» в этих непрекращающихся метаниях, и раз за разом в разных эпохах из глубины русской души звучит один и тот же вопрос: куда движется Россия?
Эта огромная страна, протянувшаяся из Европы в Азию, пока не может ответить. И каждое новое поколение россиян снова задается вопросом: «Куда движется Россия?»
Литература и история нам отвечают
Стремление к крайностям заложено в русский характер, и это также скрытая культурная линия, из-за которой мы в процессе непрерывного познания России называем ее народ «воинственным». Однако это также вызывает некоторые проблемы: например, у нас всегда было лишь одностороннее понимание природы этих крайностей, и часто преувеличивая одну ее составляющую, мы воображали, что другой ее части не существует, и она является лишь иллюзией. Особенно с сегодняшним бурным развитием средств массовой информации, китайская интернет-среда полна избирательных российских новостей, способных удовлетворить любовь публики к сенсациям, усилить характерную любовь к авантюризму в русском характере в глазах китайцев и создать стереотипный образ русского человека грубой силы, даже при том, что эта черта действительно присуща русскому национальному характеру.
Когда мы видим, что этому народу нравится прибегать к грубой силе, а не к логике, нам трудно осознать, что он подарил нам Чайковского, Репина и Достоевского. Этого рода иллюзия заставила нас игнорировать такую особенность, как гармоничное соединение коллективизма и индивидуальности в сознании русского человека. И эта же иллюзия влияет на общее понимание и восприятие китайским народом русского народа.
«Умом Россию не понять» — русские очень любят это выражение, чтобы посмеяться над собой
Русский поэт Федор Тютчев однажды написал: «Умом Россию не понять». И действительно, единственный способ по-настоящему узнать и понять наших северных соседей — войти в духовный мир этих русских мыслителей. Русская культура — одна из самых противоречивых и уникальных культур в современном мире. Глубокое понимание русского характера требуется не только для того, чтобы находить общий язык с русскими при культурных обменах, но и для попытки найти дорогу к устойчивому развитию нынешних российско-китайских отношений в «новой нормальности».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 1 Какие волосатики ? Российские мужчины, из за нездорового образа жизни, самые лысые в мире. Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 3 Вышиватник, При чём тут прическа,зри в корень! 
| 1 Вышиватник, лысина это принак высокого тестостерона 
| 2 Вышиватник, вспомним классику "Там живут несчастные люди-дикари, На лицо ужасные, добрые внутри". 
| 14 "Когда мы видим, что этому народу нравится прибегать к грубой силе, а не к логике," ______________ Хотя бы кто-нибудь из этих исследователей привёл пример, когда мы прибегали к грубой силе, вместо логики? Как на мой, русский взгляд, так грубая сила это всегда самое последнее, к чему Россия прибегала и прибегает. И часто хотелось бы куда больше таких "прибегновений". Но если уж мы когда и прибегали к грубой силе, то не припомню случая, когда бы это было сделано не оправданно и не являлось бы уже единственной из возможных мер, после всех испробованных. Раскрыть всю ветку (7 сообщений в ветке) 
| -47 Забойщик с полундры, Но если уж мы когда и прибегали к грубой силе,............,,мы,, это ты и твой диван? 
| 0 свежие новости, Рот прикрой, задницу видно. 
| 0 свежие новости, колбасник, ты про диваны знаешь больше всех, это точно)) 
| 0 Забойщик с полундры, Автор написал что это избирательный образ в китайской среде. Я вполне поверю что найдется процент людей у нас действующий с помощью силы или просто от балды (Например: если вы строите свой образ из ютуба или специальных подборок), как впрочем и в других странах. 
| 1 Забойщик с полундры, приведу один пример. Пару лет назад приехал я в Амстердам специально на праздник Короля, посмотреть как гуляет народ в самом свободном и раскрепощенном городе мира. День рождения короля Нидерландов государственный праздник и выходной день, весь Амстердам на улице, количество людей в этот день на каналах и улицах даже не знаю с чем можно сравнить, ну если только место массовых гуляний в Москве на день города. В общем народ гуляет и веселится, никаких ограничений спиртного, на каждом перекрёстке площадью больше 100 квадратных метров диджей, аппаратура, грохот музыки и море пива. Днём все каналы забиты лодками и баржами с бахающим и танцующим народом. С наступлением темноты народ скапливается у баров, все бухие, мусора на тротуарах (бумажные пакеты, пивные банки, пластиковые стаканы и т.д.) по колено в прямом смысле этого слова, все танцуют и продолжают бухать (как минимум). В общем я провёл на улицах Амстердама в этих толпах пьяных людей часов 10 не меньше, и не видел ни одного конфликта, ни одной потасовки или упаси бог драки. Даже если кто-то с пьяну не удержавшись на ногах падал или сильно толкал кого-то, то его никто не бил в морду и не выкидывал в канал, они обнимались, извинялись, смеялись, помогали подняться, но не бычили и в драку не лезли. Это было самое яркое впечатление от всего праздника, второе самое яркое впечатление, что к 11 утра (когда я вышел вновь на улицу) городские службы уже закончили уборку просто огромного количества мусора. Так что Надежда на грубую силу и агрессивное поведение это реальная черта русских, просто постоянно проживая в такой среде у нас смещается понимание силы и агрессии, и мы считаем вполне мирным поведение которое в Европе или Азии уже считается агрессивным. Всё познаётся в сравнении. 
| 0 Romarius71, Совершенно верно. Когда я смотрю их передачи-розыгрыши прохожих, я внутри вся съеживаюсь от мысли, что с ними сделали бы наши, если бы их кто-то так разыграл) Думаю, слава Богу, они не додумаются такое у нас вытворять. И еще, американец стэндапер рассказывал, как однажды на него напали в Нью-Йорке бандиты и он прикинулся русским, изобразив русскую речь, и те сразу смотались от греха подальше) Не знаю, правда это или шутка, но вот есть такое. И если честно, с одной стороны это круто. Иностранные мужики как-то бледно смотрятся по сравнению с нашими. Но с другой стороны, уж слишком часто и не по теме наши быкуют, вместо того чтобы сдержаться или подумать лишний раз. 
| 0 Romarius71, "Так что Надежда на грубую силу и агрессивное поведение это реальная черта русских," ______________ Это будет справедливо только в том случае, если автор имел ввиду лишь наши индивидуалистские черты. Но, боюсь, что все наши многочисленные "доброжелатели с периметра" воспримут это исследование куда менее философски, а именно как лишнее подтверждение врождённой агрессивности России, всегда атакующей своих соседей за просто так, забавы ради. Но я всё же думаю, что говоря о грубой силе русского народа автор имел ввиду международную повестку, почему с ним и не согласен в этом пункте. Что же касается доброжелательных голландцев "и прочих шведов", то здесь мы наблюдаем некий удивительный западный феномен, чтобы не сказать уродство. Это когда западные народы внутри себя весьма не агрессивны, добродушны, отзывчивы и т.п. Но время от времени в них с завидной регулярностью вдруг просыпается некое упоротое насмерть чувырло и они то средневековье замутят, то мировую войну, то вообще провозгласят себя высшей расой со всеми вытекающими. Да притом так, что абсолютно невозможно поверить, что они всё ещё люди, а не конченные злобные мутанты. Поэтому уж и не знаю, кем здесь лучше быть, русским, культивирующим грубую силу внутри своего социума, но никогда беспричинно не направляющего её вовне. Или добродушным, воспитанным няшечкой, всегда приподымающим шляпу при виде соседа, но время от времени испытывающим непобедимое желание пустить всех своих сородичей по роду человеческому на кусок мыла в буквальном смысле слова. Вопрос, так сказать, весьма и весьма риторический. 
| 5 примитив 
| 20 скажем так, этот китаец понял много больше чем многие западные писаки о России 
| 2 Лучше всего характер человека (любого, а не только русского) описал писатель Никит в "Трое из леса". Не дословно: человек -- это такая тварюшка, что стоя думает одно, сидя -- другое, а лёжа -- третье. А назавтра всё равно передумает. Понятно, что русский, как и любой другой человек, исходит из ситуации, потому нет никаких крайностей, а есть адекватность миропорядку. 
| 6 Этот Феникс не в США ли случайно издается? Или на американские деньги? Какой примитивный шаблонизированный взгляд. И почему мы воинственный народ? Мы что, то и дело на кого-то нападаем? Глупая статья, не стоит прочтения. Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| -39 Felisia, потому что кроме оружия ничего приличного больше не выпускаем 
| 0 Квазар, квазя прям таки ничего? А расскажи-ка сколько атомных станций построили США за последние 50 лет? Или когда французы достроят Олкилуото, десять лет прошло, а каменная чаша всё не выходит. 
| 0 Какой примитивный шаблонизированный взгляд.______________________________________Может вы что-то о "русской душе" любопытней расскажете? И почему мы воинственный народ? _____________________________Потому что как русские воют, не зная пощады ни к своим ни к чужим, мало кто в мире так может... 
| 0 Ivandos, "не зная пощады" - что за ерунда. Мы не берсерки какие, чтобы крошить все что под руку попадется. В Великую Отечественную сколько советских жизней положили ради спасения городов и мирных жителей. Ту же Прагу могли куда экономнее спасти. Ерундой не болтайте, пожалуйста. 
| 5 Часть текста разумная, а часть - словесный бред. Может это особенность сложения мыслей и предложений в их языке? "орел двуглавый - две крайности" Серьёзно? Тогда "солнце желтое - поэтому круглое"))) Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 4 mak-maxx.ko, Да, там почти все- бред. 1. Про авторитаризм до монгольскую эпоху. Там не авторитаризм был, а "демократия" на марше. Каждый князек решал, надо ли ему бежать на подмогу соседу, дабы оборониться от вторжения. Желания же централизации и объединения выражали только шир. нар. массы. Это отражено в "Слове о полку Игореве". Достала простых людей чисто шляхетская вольница и произвол. 2. Не будь первой мобилизации на Куликовом поле, не было бы и Стояния на Угре во время второй мобилизации. 3. Что касается, евроцентризма автора и его сожалений, что де мы не имели Щастья пройти Ренессанс и Реформацию, в отличие от европейцев, то пусть лучше радуется: европейцы несколько десятилетий с азартом резали друг друга, а потом с не меньшим азартом геноцидили народы на других континентах. Кстати и китайцам досталось от просвещенных европейцев в Опиумных войнах. Не геноцидили русские никогда. А европейская Реформация позволила России собрать свои земли. Когда "просвещенные" европейцы принялись окатоличивать русские земли Литвы и Польши, население этих земель просто приняло присягу русским царям и вошло в состав Русского государства вместе со своими землями. Точно так же поступили Крым в наше время. Будут и другие земли. Русские земли не завоевываются, они собираются, собираются в единое целое. Так было и так будет. 
| -45 Долг квасного патриота-опплевать любую иностранную статью о России, даже самую положительную. 
| 1 После освобождения от монгольского ига Россия надолго впала в анабиоз и зализывала свои раны. ------------------------------------------------------- Насмешил. 
| -31 Если посмотреть на историю Китая, там ига не было, монголо-татары их завоевали и в знак унижения запрещали стричь волосы, потому там мужики с косичками и ходили. А то, что там вытворяли с китайцами японцы, европейцы с точки зрения русских кроме презрения ничего не вызывает. Вообще, чтобы обсуждать кого то надо иметь моральное право на это.
Показать новые комментарии (0)Вышиватник
seich
Чайников
GreyCat
Забойщик с полундры
свежие новости
Забойщик с полундры
balex207
belyikovnikolai
Romarius71
register
Забойщик с полундры
danklepi
Грац
realAVA
Felisia
Квазар
urchin
Ivandos
register
mak-maxx.ko
nagurnaja
Квазар
Коньяков-Водкин
evgeny68
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)