14 июля 2017 года навсегда останется в анналах истории днем открытого кризиса между армией и президентом V Республики, несмотря на успешно прошедший парад в присутствии американского лидера Дональда Трампа. В выходные дни все источники le Monde говорили о неизбежности отставки главы генштаба армии Пьера де Вилье (Pierre de Villiers).
Все началось 11 июля. Министр государственного бюджета Жеральд Дарманен (Gérald Darmanin) сообщил в газете Le Parisien, что в конце 2017 года межведомственная солидарность не будет включать в себя превышение затрат на внешние операции, как это предусмотрено по закону: для их оплаты армии придется сэкономить 850 миллионов евро на оборудовании и технике. Новость о сокращениях, на которые накладываются и серьезные заморозки кредитов, стала настоящим холодным душем. Президент обязался довести оборонный бюджет до 2% ВВП к 2025 году, что уже сейчас требует новых кредитов. В этой связи 30 июня он продлил срок полномочий Пьера де Вилье еще на год.
12 июля глава генштаба выразил президенту протест на заседании оборонного совета. А затем отправился на закрытое совещание в Комиссии по обороне Национального собрания. Если верить утечкам, он был вне себя: «Я не позволю просто так меня кинуть!» Известный прямым и открытым нравом Пьер де Вилье снискал аплодисменты депутатов. Вместе с парламентариями активизировались и представители военной промышленности.
«Я — ваш начальник»
Вечером 13 июля глава государства по традиции прибыл в министерство на встречу с солдатами, которым на следующий день предстояло пройти парадом. В его словах звучала властность: «Мне кажется недостойным выставлять некоторые споры на всеобщее обозрение». «Я — ваш начальник». «Не нужно никакого давления на меня, никаких комментариев», — подчеркнул Эммануэль Макрон, заверив, что выполнит взятые на себя обязательства.
Утром 14 июля генерал де Вилье сопровождал президента во время парада и опубликовал в Facebook, как он это часто делает, письмо к солдатам. Его темой стало доверие. После смены курса президента генерал сообщил сотрудникам, что примет решение в начале недели.
15 июля глава государства сообщил еженедельнику le JDD: «Если у главы генштаба возникает конфликт с президентом Республики, глава генштаба меняется».
После избрания Эммануэль Макрон сделал целый ряд жестов в сторону армии. В день инаугурации он поднялся по Елисейским полям в командном автомобиле и сразу же посетил раненых солдат d госпитале Перси. 19 мая в рамках первой поездки за пределы Европы он отправился к французским войскам, которые сражаются с джихадистами в Сахеле. «Я буду защищать военную службу (…), я полностью вам доверяю», — отметил президент в Мали.
«Неприемлемые» сокращения
Такая же демонстративность наблюдалась несколько дней спустя в Лорьяне. В рамках визита на судостроительный завод в Сен-Назере глава государства отправился в плавание с отрядом морской пехоты. Красивые снимки для того, кого противники обвиняли в недостатке президентского имиджа. 4 июля он отправился на вертолете на борт подлодки Terrible (одна из четырех с ядерным вооружением) и провел несколько часов под водой.
«Поступив таким образом, Макрон создал впечатление, что воспользовался солдатами ради построения имиджа, у них возникло чувство, что их обманули», — высказал недовольство один французский парламентарий. Доказательством служит тот факт, что критика политики президента звучит вплоть до его собственного лагеря. Возможный преемник Ле Дриана депутат Гвендаль Руйяр (Gwendal Rouillard) назвал бюджетные сокращения «совершенно неприемлемыми». Председатель Комиссии по обороне Жан-Жак Бридей (Jean-Jacques Bridey) в свою очередь отметил, что сожалеет о решении исполнительной власти. «Было совершенно несерьезно говорить о сокращениях на 850 миллионов евро с одновременным выделением 1,5 миллиарда на рекапитализацию Areva, — заявил он газете le Monde. — График загнал в ловушку военных, министра и даже президента».
Во время президентской компании члены ближнего круга Макрона называли его между собой «командиром». По всей видимости, ему хочется, чтобы так оставалось и после избрания. Пока что сложно сказать, останется ли глава генштаба на своем посту, однако опытные наблюдатели утверждают, что работа нового президента в любом случае началась с серьезного кризиса.
«Армия, разумеется, выполняет приказы, а президент должен напомнить о своих полномочиях, — отмечает пользующийся большим уважением Анри Бантежа (Henri Bentégeat), который был предшественником Пьера де Вилье и занимал этот пост при Жаке Шираке. — Но метод все равно оставит след. Нельзя так публично унижать военного руководителя перед его подчиненными». В конечном итоге, «Пьер де Вилье лишь выполнял свой долг, защищая оборонный бюджет, а Эммануэль Макрон не понимает, что когда он отправится в Дом инвалидов, чтобы отдать дань памяти первому солдату, который погибнет из-за пробелов с экипировкой, все упреки посыплются на него».