Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Санкции США против России никогда не исчезают — они просто меняют свою форму

© РИА Новости Максим Блинов / Перейти в фотобанкМеждународная специализированная выставка "Импортозамещение"
Международная специализированная выставка Импортозамещение
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если говорить о санкциях США против России, то холодная война до сих пор не завершилась. Безусловно, санкции причинили некоторый ущерб России, хотя его трудно измерить. Если цель заключается в том, чтобы изменить поведение России, то мы не можем говорить о каком-либо значимом успехе, а также о каких-либо признаках того, что санкции смогут заставить Россию пойти на уступки в будущем.

Если говорить о санкциях США против России, то холодная война до сих пор не завершилась.


В 1974 году президент Джеральд Форд поставил свою подпись под документом, вводящим торговые ограничения, направленные против Советского Союза и других коммунистических стран, который получил название поправки Джексона-Вэника.


Тогда сигнал, адресованный Москве, звучал так: если вы отказываете людям в их базовых правах — в данном случае в праве эмигрировать из Советского Союза — вы не можете поддерживать нормальные деловые отношения с США.


Прошло почти четыре десятилетия, прежде чем президент Барак Обама, наконец, отменил эти ограничения и предоставил России право наладить полноценные торговые связи с США, подписав соответствующий закон 14 декабря 2012 года. Однако этот же самый закон, известный как Акт Магнитского, вводил новые санкции, которые лишали конкретных нарушителей прав человека из России возможности въезжать на территорию США.


То есть в момент отмены одного пакета санкций в силу вступил другой.


Обама ввел дополнительные санкции после того, как Россия вторглась на Украину в 2014 году, а затем вмешалась в ход президентских выборов в США в 2016 году.


Теперь Конгресс, по всей видимости, решительно намерен ввести новый пакет санкций против России посредством законопроекта, который Трампу придется либо подписать, либо наложить на него вето.


«Я считаю, что этот законопроект достаточно хороший», — отметил Дэн Фрид (Dan Fried), который при администрации Обамы был координатором по санкциям в Госдепартаменте и который занимает довольно жесткую позицию по отношению к России.


«Я думаю, что мотивом Конгресса для приятия этого законопроекта стала убежденность в том, что администрация Обамы так и не смогла принять адекватные меры в ответ на кибератаки России в предвыборный период», — добавил он.


В июне Сенат проголосовал за этот законопроект 97 голосами против 2, и, как ожидается, Палата представителей проголосует примерно так же. Этот законопроект расширит полномочия Конгресса в вопросе санкционной политики на случай, если президент попытается в одностороннем порядке отменить санкции.


Оказавшись в центре российского скандала, Трамп почти никак не комментировал санкции против России. Учитывая такую мощную двухпартийную поддержку этого законопроекта, ему, скорее всего, придется подписать его. Если он воспользуется правом вето, его снова обвинят в том, что он слишком мягок с Россией. И Конгресс с легкостью возьмет над ним верх.


Таким образом, в ближайшее время Россия столкнется с новыми санкциями. Но будут ли они эффективными?


В среду, 19 июля, несколько экспертов приняли участие в дискуссии в Атлантическом совете. Хотя в целом они поддержали введение санкций, они также выступили с некоторыми предостережениями.


1. Что является целью?


Безусловно, санкции причинили некоторый ущерб России, хотя его трудно измерить. Они также рассердили президента России Владимира Путина — особенно Акт Магнитского.


Но, если цель заключается в том, чтобы изменить поведение России, то мы не можем говорить о каком-либо значимом успехе, а также о каких-либо признаках того, что санкции смогут заставить Россию пойти на уступки в будущем.


Самый масштабный пакет санкций был принят в 2014 году и включал в себя меры, призванные блокировать международные инвестиции в российский энергетический сектор — самую важную составляющую российской экономики.


«Мы видим, что санкции 2014 года оказали влияние на Россию в смысле доступа к капиталу, — отметил Дэниэл Ергин (Daniel Yergin), вице-председатель аналитической компании IHS и один из ведущих экспертов по глобальным энергетическим рынкам. — Поэтому вопрос заключается в том, позволят ли эти санкции сдержать и наказать, или же они будут контрпродуктивными?»


По мнению сторонников санкций, их эффективность нужно будет оценивать, основываясь на действиях России на протяжении некоторого времени. Между тем критики утверждают, что санкции лишь отвлекают от того, что на самом деле важно.


К примеру, на этой неделе американские и российские чиновники встретились, чтобы обсудить ситуацию с двумя дипломатическими комплексами, захваченными американскими властями в декабре.


По мнению критиков, США и России следует сосредоточиться на таких вопросах, как война в Сирии и ситуация на Украине.


2. США необходимы партнеры


«Мы должны признать, что санкции, введенные в одностороннем порядке, обычно не работают, — заявил Ричард Морнингстар (Richard Morningstar), глава Центра глобальной энергетики при Атлантическом совете. — Необходимо иметь поддержку союзников».


По его словам, введенные в 2014 году санкции против российского энергетического сектора сработали, потому что США ввели их вместе с Евросоюзом. Те меры, которые рассматриваются в настоящий момент, расширят существующие санкции, однако их введут только США.


Морнингстар напомнил о соглашении по иранской ядерной программе, подписанном в 2015 году. Его заключение стало возможным только потому, что США удалось убедить европейцев и другие страны перестать покупать иранскую нефть. Хотя Трамп и многие республиканцы относятся к этому соглашению критически, согласно общепринятому мнению, именно эти санкции заставили Иран сесть за стол переговоров.


«В прошлом мы не раз убеждались в том, насколько сложно поддерживать санкции в одностороннем порядке. Мы учились на собственных ошибках», — отметил Морнингстар.


Экономика США в 10 раз больше экономики России: их ВВП составляют 18 триллионов долларов и 1,5 триллиона долларов соответственно. Однако российская экономика все же слишком крупная, чтобы ей можно было существенно навредить санкциями, введенными только США, как сказал Дэвид Мортлок (David Mortlock), эксперт по международной торговле, работавший над антироссийскими санкциями в Совете национальной безопасности при администрации Обамы.


«Программа антироссийских санкций существенно отличается от других санкционных программ, — отметил Мортлок. — В случае с такими странами, как Иран, любая новая мера может довольно существенно изменить ситуацию. Иран — это довольно крупная экономика, но ему еще очень далеко до России».


3. Как отреагирует Путин?


Пока что президент России продолжает вести свою провокационную политику, несмотря на санкции.


По словам Фрида, именно поэтому сейчас крайне важно усилить давление.


«Путин считает, что он сможет давить на Украину дольше, чем мы сможем сопротивляться, — сказал он. — Но он может пойти на сделку, если поймет, что сопротивление Украины и Запада эффективно. И он не пойдет на сделку, если решит, что Украина сдастся или что мы сдадимся».


По словам Фрида, Россия обязательно ответит на новый пакет санкций. Спустя несколько дней после подписания Обамой акта Магнитского в 2012 году Россия запретила американским семьям усыновлять российских детей.


«Нам не стоит заламывать руки и слишком сильно тревожиться о том, что Россия может сделать в ответ на наши санкции, — сказал он. — Мы должны сосредоточиться на том, как мы продолжим вести себя по отношению к России в попытке добиться соглашения, которое позволит нам снять санкции».