Резкое обострение отношений между Берлином и Анкарой в последнее время привлекло внимание немецкой общественности к турецкой общине Германии, которая поддерживает националистический курс авторитарного президента Турции Реджепа Эрдогана. Социологические исследования подтвердили, что даже по прошествии десятилетий эмигранты из Турции не желают принимать «западные ценности». Это опровергает утверждения немецких властей, что интеграция турок-мусульман в Германии протекает успешно. Более того, все большее число «немецких турок» тяготеет к исламскому фундаментализму.
Определить точную численность проживающих в Германии турок довольно сложно, поскольку в официальных немецких переписях не указывается этническая принадлежность граждан. МИД ФРГ приводит явно заниженные цифры — это три миллиона выходцев из Турции, половина из которых имеет немецкое гражданство и может голосовать на выборах в Бундестаг. Однако в последние годы демографы приходят к точке зрения, что в Германии проживают 4,1 миллиона лиц турецкого происхождения. Это 5% населения страны, которая насчитывает 82 миллиона. Вместе с тем, ряд специалистов оценивает число выходцев из Турции, включая курдов, в 5,6 миллиона человек. Еще более высокая оценка дается во внутренних документах Еврокомиссии, согласно которым в Германии проживает 7 миллинов турок — с учетом представителей второго и третьего поколений эмиграции.
Понятие «турок» — условное, ведь в самой Турции проживает до 30 разных национальностей, в том числе курды, черкесы, лазы и даже армяне. Крупнейшее меньшинство — курды, немецкая статистика не отделяет их от турок, однако, по имеющимся оценкам, их в Германии насчитывается от 500 до 800 тысяч человек. Они составляли примерно треть от турецких гастарбайтеров во второй половине 20 века, однако в результате наплыва мигрантов с Ближнего Востока сейчас их доля значительно выросла. У немецких курдов непростые отношения с турецкой общиной, многие являются сторонниками Рабочей партии Курдистана, которая борется за независимость от Турции. Нередки уличные стычки и антитурецкие демонстрации, которые проводят курды.
«Турецкое нашествие» началось в условиях послевоенного подъема немецкой экономики, когда Германии катастрофически не хватало рабочих рук. В октябре 1961 года ФРГ и Турция подписали в Бад Годесберге соглашение по приему турецких гастарбайтеров, десять лет спустя их насчитывалось в Германии 650 тысяч. Самой большой ошибкой немецких властей, считают аналитики, был тот факт, что они не смогли оговорить временный статус пребывания турок в Германии. В результате, никто не уехал, более того, в порядке «воссоединения семей» в Германию прибыли их родственники.
Основные районы компактного проживания турок в Германии — крупные и богатые города Западной Германии (Дюссельдорф, Штутгарт, Мюнхен, Франкфурт и т.д.), на востоке страны их гораздо меньше, за исключением западного Берлина. Турки привезли в Германию свою религию (Ислам), язык, гастрономию и ближневосточный менталитет. Интеграция турок в немецком обществе протекает чрезвычайно медленно, среди турецкой молодежи гораздо выше уровень безработицы. В Германии из трех тысяч действующих мечетей две тысячи — турецкие, причем 900 напрямую финансируются турецким государством. Можно даже говорить о появлении «турецкого гетто» в Германии, которая до середины 20 века была моноэтническим государством.
Каково реальное положение турок в Германии, каковы их умонастроения? Проведенные в последние годы немецкими министерствами и университетами социологические исследования дали сенсационные результаты. Они опровергают утверждения немецких властей, что интеграция турок-мусульман в Германии протекает «легко». По официальным данным, турки проявили себя в учебном, профессиональном и экономическом плане хуже других этнических меньшинств, проживающих в Германии. 36% немецких турок живут ниже уровня бедности, у турецких детей хуже успеваемость в школах, лишь 60% заканчивают среднюю школу. Недостаточное образование — решающий фактор высокой безработицы среди молодых турок. Но особенно разительно нежелание эмигрантов из Турции даже по прошествии десятилетий принять «западные ценности». Вот некоторые выдержки из докладов:
— 47% опрошенных турок считают, что законы Ислама для них важнее, чем немецкие законы. Этой точки зрения придерживаются 57% турок первого поколения эмигрантов и 36% лиц второго и третьего поколения, то есть уже родившихся в Германии.
— 36% турок первого поколения и 27% — второго и третьего поколений хотели бы вернуться к законам раннего Ислама, когда проповедовал пророк Мухаммед.
— 54% турецких эмигрантов первого поколения и 46% второго и третьего поколений считают, что Ислам — единственная истинная религия.
— 36% считают, что только Ислам может решить проблемы нашего времени.
— 20% уверены, что Запад представляет угрозу для Ислама, и это оправдывает насилие.
— 7% немецких турок считают, что вооруженный джихад допустим с целью распространения Ислама. Доля казалось бы незначительная, но в абсолютных цифрах это около 300 тысяч человек.
— 33% опрошенных считают, что женщины должны носить хиджаб. И, действительно, треть турчанок в Германии покрывает голову.
— 23% уверены, что мусульмане не должны пожимать руку лицам противоположного пола.
— 83% крайне возмущаются, когда ответственность за участившиеся в Европе теракты возлагается на мусульман. При этом 61% опрошенных турок считает, что Ислам «превосходно вписывается в западное общество».
— 54% уверены, что, несмотря на все усилия, они никогда не станут полноценными членами немецкого общества. И, что особенно важно, 95% считают абсолютно необходимым сохранить свою турецкую идентичность.
Социологические исследования показывают, что турки и немцы диаметрально расходятся по важнейшим вопросам — роли Ислама в обществе, отношению к женщинам и демократии. При этом 13% турок стоит на позициях исламского фундаментализма, это около полумиллиона человек. 55% турок считают, что Германия должна строить больше мечетей. Со своей стороны, 50% немцев негативно относятся к турецко-мусульманской иммиграции, а 79% считают, то мусульмане прилагают недостаточно усилий, чтобы интегрироваться в немецком обществе. Голландский социолог Рууд Коопманс отмечает, то аналогичная ситуация складывается с представителями мусульманской общины во всех странах Западной Европы: они значительно отстают от других групп иммигрантов в процессе интеграции. Это связано с тремя главными факторами: языком (они продолжают говорить в семьях на родном языке, недостаточно знают язык титульной нации), семейным укладом (браки заключаются внутри своей этнорелигиозной группы) и религией, которая противоречит западным нормам, прежде всего в вопросе женского равноправия.
Показательно, что большинство немецких турок поддерживает националистический курс президента Турции Реджепа Эрдогана. В ходе апрельского референдума о конституционной реформе за расширение его авторитарных полномочий проголосовали 51,4% избирателей в самой Турции и 63% турок в Германии. Как отмечает Frankfurter Allgemeine Zeitung, этот результат показывает, насколько трудно интегрировать турецких мигрантов.