В конце октября премьер-министр Юри Ратас заявил, что «Эстония по-прежнему поддерживает территориальную целостность Испании» и не признает референдум о независимости Каталонии, поскольку он противоречит Конституции этой страны.
В принципе, здесь господин Ратас не сказал ничего нового, но лишь солидаризовался с мнением лидеров других стран ЕС, которые сделали аналогичные заявления. Но если на новых выборах в каталонский парламент 21 декабря жители этого региона вновь проголосуют за сторонников независимости — что тогда скажут лидеры ЕС? Одобрят очередной роспуск парламента и ввод в Каталонию испанской полиции?
Кроме того, в Эстонии можно было бы провести более интересные исторические параллели…
Каталония была включена в Испанскую империю в 1714 году — всего лишь на семь лет раньше, чем Эстонию включили в Российскую (1721). А в ХХ веке обе страны пережили тоталитарную диктатуру, подавлявшую их национальную идентичность — сталинские репрессии в Эстонии и франкистские в Каталонии. Однако если Эстонии в 1991 году удалось восстановить свою независимость, то Каталонии в этом отказывают и по сей день.
Конституция Испании, которая не допускает выхода регионов из состава страны, была принята в 1978 году, когда Европейского союза еще не существовало. Но сегодня Каталония хочет войти в Европейский союз на равных с другими странами — и с логической точки зрения непонятно, почему ей отказывают? По числу населения (7,5 миллиона человек) она больше многих других европейских стран. А ее экономика (ВВП Каталонии составляет около 225 миллиардов евро) больше, чем у Португалии, Чехии, Греции…
Каталония — самый развитый регион Испании, однако сегодня каталонцы вынуждены платить большие налоги Мадриду (около 16 миллиардов евро в год), и поэтому он так заинтересован в том, чтобы Каталония оставалась в составе Испанского королевства.
Некоторые наблюдатели испуганно спрашивают — если допустить независимость Каталонии, не приведет ли это к распаду самого Европейского союза? Однако здесь можно увидеть парадокс. Каталонцы, которых называют «сепаратистами», наоборот, выступают за единый Евросоюз. Самый популярный лозунг на демонстрациях в Барселоне: «Каталония — новое европейское государство».
Кстати, это также относится и к Шотландии. Она хочет остаться в Евросоюзе, в то время как большинство жителей Великобритании выступили за Брексит. Так кто же «разваливает Евросоюз» — бывшие империи или регионы, которые хотят стать новыми независимыми странами в составе единой Европы?
Можно заметить такую закономерность — малые страны и регионы Евросоюза более активно выступают за европейскую интеграцию, чем крупные. Ни одна малая страна не может производить все ей необходимое — и поэтому они наиболее заинтересованы в укреплении экономических связей на всем европейском пространстве. И напротив, деструктивную роль в ЕС иногда играют именно крупные страны, которые по имперской традиции думают, будто они «могут все сами». Например, после Brexit аналогичные идеи выхода Франции из ЕС (Фрексит) любит заявлять лидер французского Национального фронта Марин Ле Пен.
Альтернативную идею — интеграции малых европейских стран — высказывал еще в 1968 году бретонский регионалист Ян Фуэре (Yann Fouéré) в книге под названием «Европа ста флагов». В ней он обосновывал необходимость «разукрупнения» европейских государств и создания новой общеевропейской федерации самоуправляемых регионов. Войны между этими регионами, по мысли Фуэре, будут невозможны, поскольку все они экономически зависимы друг от друга. Но такая трансформация Европы позволила бы кардинально приблизить власть к гражданам и избавиться от многоэтажных государственных бюрократий.
Сегодня эта идея вновь выглядит актуальной. Граждане различных европейских регионов все более требуют повышения своего самоуправления. Так, уже после референдума в Каталонии, жители итальянских регионов Венето и Ломбардия высказались за свой автономный статус. По-видимому, уже назрела политическая реформа Евросоюза, которая делегировала бы регионам высокие права самоуправления. Евросоюз должен показать, что он строится не по какой-то застывшей, «раз навсегда данной» модели, но развивается с учетом современных гражданских запросов.
Это же касается и малых стран ЕС — таких, как Эстония. Известно, что зачастую они чувствуют некоторые диспропорции при общении с крупными европейскими державами — например, Францией или Германией. А вот если бы малые страны ЕС могли устанавливать прямые связи с германскими землями и французскими регионами — такое общение было бы гораздо более равноправным и стимулировало бы европейскую интеграцию в целом.
Но пока этому, к сожалению, препятствует высокомерие некоторых европейских чиновников. Например, председатель Европарламента Антонио Таяни откровенно заявляет: «Европы маленьких родин не существует» (L'Europa delle piccole patrie non esiste).
Такие заявления совсем не служат делу европейской интеграции! Напротив — они только подогревают «евроскептические» настроения в самих странах ЕС, а также играют на руку Кремлю, который относится к Европе враждебно и использует ошибки ЕС для усиления своей антиевропейской пропаганды.
Кстати, по отношению к ситуации в Каталонии путинская Россия ведет двойную игру. С одной стороны, она заявляет, что это «внутреннее дело Испании», но с другой — российская телепропаганда откровенно злорадствует по поводу «очередного европейского кризиса».
В период своего председательства в Евросоюзе Эстония могла бы способствовать мирному решению каталонской проблемы. Прежде всего — призвать обе стороны (Мадрид и Барселону) к прямым переговорам, а также поставить на обсуждение европейских институтов вопрос о праве на самоопределение народов в рамках ЕС. Этот шаг существенно поднял бы политический статус Эстонии и других малых стран Евросоюза.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 3 Автор, ты задаёшься вопросом, почему Эстонию приняли в ЕС без малейшей заминки, а Каталонии ставят рогатки? Не парься, ответь для начала на вопрос: а если Псковская область захочет отделиться от РФ и примкнуть к ЕС, будут ли ей в этом препятствовать в Брюсселе? Ну...? Видишь, как всё просто! 
| -2 Да хоть двести. Главное, что это будет единое федеративное европейское государство. Ну, а если серьезно посчитать количество самоуправляемых единиц в будущей Европе, то их наберется несколько сотен. Все эти старые графства, маркизаты, герцогства, княжества, города-республики - их идентичность продолжает жить на местном уровне. Империи и многонациональные государства Нового времени вовсе не похоронили память о тех временах. Конечно, в полном роспуске современных больших государственных образований никто не заинтересован. Поэтому и каталонцы не стали воевать за свою свободу, захватывая мосты, телеграф и банки. Никому в Европе такая свобода не нужна. А нужны глубокие конституционные реформы многонациональных государств, которые превратят их в зонтичные содружества и дадут выход стремлению к национальному и региональному самоопределению для составляющих их народов и территорий. Нужен успешный пример подобных преобразований, чтобы превратить его в модель для всего континента. Рано или поздно такой пример появится. А если не появится сам, придется его создать. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 1 Okko de Dio, забыли добавить...под американской юрисдикцией и по указке американских корпораций. Этот сброд будут пользовать во все сотни дырочек. 
| 1 ...да здравствует европка десяти тысяч флагов, гербов и гимнов!... Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 1 ЭР, Только теперь каждый из десятитыщ монархов будет иметь право первой ночи не только с женской частью подданных) 
| 0 vichr88, а какую НАТу можно соорудить из такого количества партнёров!... 
| 1 Что то с памятью у автора - запад враждебно отнёсся к России . Насчёт злорадства это значит Косово забыли? А ведь предупреждали.... 
| 1 Нет, еще и улыбнуться нельзя, когда соседушка лицемерит и выкаблучивается, чтоб хоть как-то голый зад у правды прикрыть...а дышать-то можно, с точки зрения эстонца? 
| 1 "Ян Фуэре (Yann Fouéré) в книге под названием «Европа ста флагов»." Тенденция понятная: раздробить все до "атомарного" состояния и перемешать - от семьи до государства. Нет ни папы, ни мамы, ни пола, ни возраста, ни государства. Оставим административные округа, чтоб за дорогами следили, и временные квази-семьи, чтоб за детишками присматривали. Внимание - вопрос: кому это выгодно? Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 baikal2011, пиндосне. 
| 0 Ну вот. Нам и "злорадствование" в соцсетях в вину ставят. Введут санкции на блогосферу всей фейсбучной мощью. 
| 3 Эстонец Штепа пишет о высоком Его волнует, где эстонский флаг Евросоюз воткнул его неровно - боком И обвинил во всём Россию - вот дурак Над Каталонскими лесами ходят тучи Зловредный брексит в евроглобусе смердит Зачем ты, Путин нам впендюрил эту бучу Евросоюз глядя на Крымнаш говорит. Хотели Косово - его мы получили Злорадных русских не послушали тогда ЕС и Укрию почти соединили... А, где ж народ в Эстонских городах? 
| 0 Ликвидация национальных государств и создание Соединенных Штатов Европы с единым правительством, законами и армией - действительно интересный и перспективный вариант. Хотя чисто теоретический и нереализуемый (без большой войны). 
| 0 Это же касается и малых стран ЕС — таких, как Эстония. ---------------- а мудрые эстонцы, памятуя о том что любая империя рано или поздно падет, особенно такая микро ка эстония, решили переступить через эти мучительные тернии с саморазукрупнением и сразу упороться в самоликвидацию
Показать новые комментарии (0)К-700
Okko de Dio
Чтоб я так жил
ЭР
vichr88
ЭР
Григорий s
mancho
baikal2011
Чтоб я так жил
Чтоб я так жил
Donpedro
vibbtwo
ЛОГОПЕД
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)