По мнению экспертов, «Турецкий поток» вопреки тому, что некоторые говорят, не повысит зависимость Турции от России.
Проект «Турецкий поток», который обеспечит энергоснабжение Турции, а также Южной и Юго-Восточной Европы, стремительно продвигается вперед. Первая нитка трубопровода с пропускной способностью 15,75 миллиарда кубометров природного газа в год уложена на 30%. На днях в Стамбуле встретились турецкие и российские эксперты с целью подробно обсудить этот проект.
Нам также представилась возможность понаблюдать за этой встречей, проведенной Институтом энергетических рынков и политики Турции (EPPEN) при участии газеты Dünya. Общее мнение экспертов: проект будет полезен Турции. А если в жизнь претворится и вторая часть проекта, который устранит исходящие от Украины риски, будет сделан твердый шаг вперед на пути к становлению нашей страны энергетическим хабом, то есть центром, где определяются цены. Однако для этого Турция и Россия должны создать совместную компанию.
Технологическое решение проблемы
Итак, участниками встречи, на которой эти точки зрения вышли на передний план, были заместитель директора российского Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, директор Исследовательского и прикладного центра энергетической политики и рынков (EPPAM) при стамбульском Университете Айдын Филиз Катман (Filiz Katman), старший научный сотрудник Института «Восток — Запад» Данила Бочкарев, руководитель газового направления Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» (Москва) Роман Самсонов, директор по углеводородам Союза энергетических компаний средиземноморских стран Сохбет Карбуз (Sohbet Karbuz), директор Института энергетики Высшей школы экономики (Москва) Виталий Ермаков, директор Центра энергетики и устойчивого развития Университета Кадира Хаса Волкан Эдигер (Volkan Ediger), директор EPPEN Волкан Оздемир (Volkan Özdemir). В то время как российские эксперты больше делали акцент на экономическом аспекте проекта, турецкие эксперты постоянно подчеркивали политическое измерение. Особое внимание обратил на себя тот факт, что турецкие участники критиковали доклад по «Турецкому потоку», который недавно был опубликован Центром экономических и внешнеполитических исследований (EDAM). Поскольку это мероприятие проводилось по правилам Chatham House, мы коротко передадим вам озвученные тезисы, не называя имен их авторов.
Россия сосредоточилась на Германии и Турции, двух своих крупнейших рынках. Реализуются проекты, нацеленные на обеспечение прямого и надежного энергоснабжения этих двух стран. Россия рассматривает эти две страны в качестве геополитических партнеров. Проект «Турецкий поток» будет служить и укреплению политических отношений. Украина — нестабильная страна для поставок газа. На эту нестабильность Россия ответила разработкой нового проекта трубопровода с глубоководной частью, который обеспечит прямые газовые поставки в Турцию, на второй по величине рынок для России. Политическая проблема, по выражению экспертов, была решена с помощью проектирования и технологий. Если вторая нитка не натолкнется на препятствия, газ будет идти и в Европу через Турцию. И, более того, не натолкнется на препятствия в виде законодательства ЕС.
Политика или нет?
Российские эксперты не соглашаются с тем мнением, что их страна использует газ в качестве политического козыря. Россия с помощью этих проектов желает, с одной стороны, уменьшить риски, с другой — укрепить безопасность снабжения своих партнеров. По словам экспертов, «Турецкий поток» вопреки тому, что некоторые говорят, не повысит зависимость Турции от России. Проект, обеспечив возможность подачи газа в Турцию по другому маршруту, снизит риски энергоснабжения и внесет вклад в повышение энергетической безопасности.
Поскольку экономическая жизнь трубопроводов, проходящих через территорию Украины, заканчивается, «Турецкий поток», обладающий большей мощностью, позволит избежать прерывания поставок газа. Этим ходом Россия предотвращает риски, которые могут возникнуть в будущем.
Две страны — в центре внимания региона. Поэтому каких-либо аварий не должно произойти. Для этого необходимо принять меры. По мнению экспертов, «Турецкий поток» при всех его плюсах и минусах должен быть претворен в жизнь. Ведь устраняются риски, источник которых — Украина.
В процессе перехода мира на возобновляемые источники энергии газ сыграет роль моста. Поэтому энергетическую геополитику будет формировать газ. США с помощью технологии добычи сланцевого газа вышли на лидирующие позиции в мире. В этой связи некоторые эксперты отмечают, что судьба энергетических проектов зависит от результатов российско-американского противостояния.
Хотя некоторые российские эксперты отмечают, что газ будет отделен от политики, турецкие эксперты настаивают на том, что газ — это политический вопрос.
Проект «Турецкий поток» следует рассматривать в двух отдельных измерениях. Одно из них — рыночное, другое — геополитическое. Три года назад президент России Владимир Путин инициировал этот проект в ходе визита в Анкару. И официально положил конец «Южному потоку», который был альтернативой Nabucco. «Южный поток» не продвигался вперед из-за украинского кризиса и законодательных препятствий ЕС. «Турецкий поток» полностью избавит Турцию от транзитных рисков. Турция с реализацией этого проекта станет коридором, а не центром торговли газом. Россия — поставщик, Турция — транзитер. Тем, что расширит горизонты здесь, может стать создание двумя странами совместной компании по продаже газа третьим странам. Проект внесет вклад в энергетическую безопасность Турции.
Для Турции были составлены завышенные прогнозы спроса на природный газ. Например, объем спроса 70 миллиардов кубометров явно преувеличен. Риторика, согласно которой, чем больше труб проходит по территории страны, тем больше она становится хабом (центром торговли газом), ошибочна. Международные проекты способствуют этому, но дело не только в этих проектах. Турции не нужно перезаключать контракты сроком на три-шесть месяцев с нефтепродуктовой индексацией цен на газ. Ценообразование должно осуществляться на основе спотового рынка. Санкции, принятые в августе этого года, берут на прицел «Турецкий поток — 2». Турция не присоединилась к антироссийским санкциям. И это было правильное решение. Новые санкции могут охватить и «Турецкий поток — 1», но они не имеют обязательной силы. На практике газ становится не экономическим, а политическим вопросом. Отношения необходимо строить на этой основе. Турции следует думать над тем, как можно преодолеть условия, введенные ЕС в рамках третьего энергетического пакета, как может быть создана совместная торговая компания.
Россия не использует газ как оружие
В Европе — 52 энергетических хаба, но эффективно работают только два из них. Как гласит русская пословица, сколько не говори «халва, халва» — во рту слаще не станет. Быть хабом хорошо, но шаг в этом направлении будет сделан в том случае, если по второй части «Турецкого потока» газ будет поступать в ЕС. Многие страны Восточной Европы хотят стать хабом, но в данный момент ближе всех к этому Италия. Для становления хабом понадобится по меньшей мере десять лет. В настоящее время в ЕС царит разлад. Сначала выступали против «Северного потока», а теперь говорят, что он соответствует пакету. Покупают и продают газ компании, но когда вмешиваются правительства, возникает спор.
В 2019 году истечет срок транзитного договора, заключенного между Россией и Украиной. Газ, который идет транзитом через Украину, обеспечивает стране доход три миллиарда долларов. Страну и так субсидирует ЕС. Насколько ЕС продолжит делать это, если и этот доход иссякнет? К тому же на рынке — изобилие сжиженного природного газа (СПГ). ЕС ничего не потеряет независимо от того, будет ли вторая нитка «Турецкого потока». Дело в том, что ЕС выгодно модернизирует газовые контракты. Потребление природного газа в Европе не упадет. Но в Европе падает производство. Европе нужно думать о том, как покупать больше импортного газа. В этой связи бичевать проекты не стоит. Россия не использует природный газ как оружие, это миф. Россия не применяла санкций, даже когда это было больше всего ей нужно.