Президента Российской Федерации Владимира Путина, который в пятницу 2 марта встретился со своими сторонниками в российском городе Калининград за две недели до президентских выборов 18 марта 2018 года, спросили, какое событие в истории страны он хотел бы изменить. «Распад Советского Союза», — ответил президент.
Этот ответ, вне всякого сомнения, весьма важен с точки зрения понимания видения и миссии российского лидера. Если хотите, можете называть это «новым царизмом» или «ностальгией / возвратом к СССР», но в конечном счете налицо следующий факт: Россия поспешно пересматривает это добровольно-принудительное системное решение и пытается исправить эту ошибку. Поскольку верит, что сейчас пришло время для этого.
Но, разумеется, время пришло не только для этого. Есть еще одно важное измерение: Турция. Так, если бы Путину в этой связи был адресован второй вопрос: «Какую самую большую ошибку, совершенную в советской истории, вы хотели бы исправить?» — то, вероятно, он ответил бы: «Глупые претензии Сталина к Турции».
Путин, который в период холодной войны работал агентом КГБ на многих критически важных направлениях и в своем выступлении 2005 года назвал распад Советского Союза «крупнейшей в мире геополитической катастрофой», не может не понимать, что глупые ошибки Сталина, положившие конец балансу в турецко-советских отношениях, были «стратегической катастрофой» для СССР.
Так, спустя год после своего прихода к власти Путин станет вторым после Хрущева российским лидером, который пожелает исправить эту ошибку. Как? Обо всем по порядку…
СССР через некоторое время поймет, что значит потерять Турцию. Сожаление по этому поводу будет выражено нотой, отправленной Анкаре практически в первые дни правления Хрущева, пришедшего к власти после смерти Сталина, но Москва слишком опоздает с этим шагом. Турция к тому времени будет страной — членом НАТО, и в 1952 году отдаст США и Западу не только свою руку, но и всю себя (кроме головы и сердца).
В дальнейшем (к концу 1959 года) премьер-министр Турецкой Республики, подписавший договор о членстве страны в НАТО, и вместе с тем лидер Демократической партии Аднан Мендерес (Adnan Menderes), увидев истинное лицо США и альянса, вспомнит об этой ноте Хрущева и начнет действовать с целью открытия новой страницы в отношениях с Советами.
Стороны договорятся встретиться в Москве в июле 1960 года, но эта встреча так и не состоится. Потому что 27 мая 1960 года в Турции произошел государственный переворот. Несмотря на все попытки связать причины переворота с внутренней политикой, со временем станет очевидно его внешнеполитическое измерение и прежде всего измерение, связанное с Советами, третьим миром, преимущественно исламским миром, и, конечно, Кипром.
Этот переворот приведет к срыву радикальных поисков альтернатив, наметившихся в турецкой внешней политике, и помешает установлению такого баланса в турецко-советских отношениях, который существовал с 1920-х до 1938-го года. Хотя к концу холодной войны с Советским Союзом реализовывались некоторые формы взаимодействия, призрак 1960 года всегда заставлял ощущать свое присутствие, и эти поиски сотрудничества не могли занять место идеи / цели, определившейся в 1959-1960 годы. Так продолжалось вплоть до 16 ноября 2001 года.
Начало нового периода в турецко-российских отношениях…
Переломный момент в этой связи — подписанный 16 ноября 2001 года документ под названием «План действий по развитию сотрудничества между Турецкой Республикой и Российской Федерацией в Евразии: от двустороннего сотрудничества к многоплановому партнерству». Этот документ был равносилен задействованию в очередной раз стратегического разума / рефлексов региона против строительства США нового однополярного миропорядка с ориентацией на Евразию.
Это соглашение между Турцией и Россией не только разрушило планы США по оси Средняя Азия — Кавказ — Черное море, но и продемонстрировало свое действие на Ближнем Востоке и прежде всего в Сирии. В основе разгромных поражений, пережитых США одно за другим в Ираке и Сирии, тоже лежит этот документ.
В этой связи саммиты в Астане и Сочи, которые отождествляются с трио Турция — Россия — Иран, выступают перед нами не только как поиски согласия по сирийскому направлению, но и как часть процесса возникновения высшей воли для претворения в жизнь и институционализации риторики, решений, закрепленных в этом документе.
Открыто заявленная в нем многополярность, косвенно выраженные цели Турции и России стать полюсом или полюсами внутри этого многополярного мира и предположения о том, как это осуществится, — все это постепенно проясняется в кризисах по оси Сирия — Ирак.
«Российский зонт» против ядерной угрозы США / НАТО?
Несколько дней назад из России был дан ответ США / НАТО, которые косвенно угрожают Турции. В своем выступлении перед Федеральным собранием 1 марта Путин подчеркнул, что в случае применения ядерного оружия против России или кого-либо из ее союзников эта атака будет воспринята как агрессия против РФ, и будет дан немедленный ответ. С заявлением заместителя председателя ГД РФ по обороне Александра Шерина стало ясно, кто здесь подразумевается под союзниками.
Шерин, отметив, что страны Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Сирия, Иран, Северная Корея, Китай и Турция являются союзниками России и в случае какой-либо угрозы ядерного нападения на эти страны Москва готова заступиться за них, по сути сказал США / НАТО: «Пиши пропало»!
Становится понятно, что Россия вместе с направленными на сдерживание системами вооружений нового поколения, которыми она обладает, в значительной мере начинает определять форму, масштаб и имя нового миропорядка.
Между тем ответ НАТО не заставил себя ждать: «Мы приняли к сведению». Но все мы хорошо знаем, кто на самом деле пользуется этим выражением. Поэтому, очевидно, не Брюссель — тот адрес, откуда был дан этот ответ. Мы продолжим говорить о России и ее новых системах вооружений с разных точек зрения, включая и Турцию…