Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Геополитика России от Черного моря до Средиземного

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россию всегда называли сухопутной державой, но сегодня благодаря своему флоту она проявляет себя и как морская держава — от Черного моря до Средиземного. Несмотря на сильную экономическую отсталость от западных стран, Россия стала самым серьезным конкурентом Запада на международной арене. При этом она показала, что для защиты своих интересов может применить военную силу.

После химической атаки в сирийской Думе, которую, как предполагается, совершил поддерживаемый Россией режим Асада, западные страны во главе с США совершили военное вмешательство в Сирию. Это повлекло за собой реакцию Москвы, а на повестке дня снова возникли дискуссии, связанные с историческим присутствием и активностью России в Средиземном море.

Весьма интересно, что Россия, которая в 90-е годы прошлого века находилась в положении политически и экономически ослабшей страны, превратилась в эффективного игрока в регионе, достаточно далеком от собственных границ.

Хронические проблемы и правление Путина

С распадом Советского Союза Россия проводила реформы, чтобы перейти к к рыночной экономике. Страна придавала значение сотрудничеству с Западом и была нацелена на успешное преодоление переходного периода. Но эти ожидания не оправдались, и экономические проблемы продолжались многие годы. Кроме того, экономикой и политикой страны стали управлять олигархи, которые после приватизации обзавелись крупным состоянием.

Наряду с экономическими проблемами, в затруднительное положение Россию поставила и первая чеченская война, начавшаяся в декабре 1994 года и завершившаяся в августе 1996 года. Россия, которая, помимо крупных территориальных и демографических потерь после развала Советского Союза, столкнулась и с внутренними проблемами, утратила статус сверхдержавы в международных отношениях, и ее стали воспринимать как «державу средней руки».

В 1999 году в России, в значительной степени потерявшей международный престиж и переживавшей серьезные проблемы, Владимир Путин был назначен премьер-министром, а в 2000 году — избран президентом. Первым делом Путин начал ожесточенную борьбу против олигархов, наносивших большой вред российской экономике и политике, и с лозунгом «или вы будете на стороне государства, или вы враги» за короткое время добился успеха. К тому же восстановление российской экономики на фоне чрезмерного роста цен на нефть и природный газ тоже усилило позиции Путина.

Москва, которая с оздоровлением российской экономики начала жесткую борьбу против Чечни по примеру американской стратегией борьбы с терроризмом после терактов 11 сентября, добилась важных результатов в свою пользу. Успех, достигнутый в ходе второй чеченской войны, также во многом повысил доверие российского народа к Путину.

В свой первый президентский срок Путин во внутренней политике пытался решить проблемы, ставшие хроническими, а во внешней политике уделял особое внимание отношениям с Западом и отдавал приоритет сотрудничеству. Но, во многом решив проблемы во внутренней политике и укрепив свой авторитет в стране, Путин со временем сделал смелые шаги и во внешней политике.

Трансформация российской внешней политики

Москва, чрезвычайно обеспокоенная расширением Европейского союза и НАТО в 2004 и 2007 годах, с возникновением на повестке дня вопроса о членстве в западных блоках Украины и Грузии, граничащих с российскими территориями, восприняла это как окружение России. Путин, посчитав геополитически неприемлемым присутствие Украины и Грузии в НАТО или ЕС, дал сигнал об изменении российской внешней политики во время исторического выступления на 43-й Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году. Путин критиковал США и НАТО, говорил о неприемлемости однополярного мира и, делая акцент на потенциале России, выражал готовность вести борьбу.


Та историческая речь действительно стала объявлением абсолютной трансформации российской внешней политики. Москва, которая после цветных революций в Грузии и на Украине начала проводить сдерживающую внешнюю политику в отношении этих стран, определила в качестве основной цели препятствование членству Украины и Грузии в НАТО. Россия, вмешавшаяся в Грузию в 2008 году, образовала автономные государства в Южной Осетии и Абхазии и таким образом создала буферные зоны.


Москва, показавшая, что для защиты своих интересов она может при необходимости осуществить военное вмешательство, в значительной степени изменила статус-кво в Черном море. К тому же в то время как до кризиса западные страны и прежде всего США поддерживали и подбадривали Грузию, после российского вмешательства дальше риторики дело не пошло. Экономические антироссийские санкции, инициированные США, тоже не смогли стать жесткой и сдерживающей мерой в силу того, что многие страны — члены ЕС покупают нефть и природный газ у России.

При том, что Россия, которая на фоне этих событий не допустила членства Грузии в НАТО, достигла своей цели, США пережили серьезные репутационные потери в регионе. Россия, совершая военное вмешательство в ответ на любое беспокоящее ее международное событие и получая важные преимущества, также выставила напоказ слабость авторитета Запада в международной системе.

Народные восстания, начавшиеся на Ближнем Востоке в 2010 году, положили начало борьбе глобального масштаба. Россию, которая, как и многие другие государства, была застигнута врасплох событиями на Ближнем Востоке, особенно беспокоили перемены, происходившие в тех странах, где у нее есть важные интересы, такие как Ливия и Египет. А с началом известных событий в Сирии, обладающей крайне тесными отношениями с Россией, Москва стала держать ухо востро.


В ходе войны в Сирии Россия заняла сторону дамасского режима, оказывая ему военную помощь или используя свое положение в Совете Безопасности ООН, и долгое время не вмешивалась в войну напрямую. Важнейшей причиной этой ситуации была неопределенность, имевшая место на Украине, которая представляет гораздо большее значение для геополитики России.

Крымский кризис и российское доминирование в Черном море

С распадом Советского Союза присутствие российского Черноморского флота в Севастополе на территории оказавшегося под украинским суверенитетом Крыма рассматривалось как серьезная проблема с точки зрения российской внешней политики. В связи с тем, что главный порт российского флота находился вне российской юрисдикции, Москва утратила лидирующее положение в Черном море.

Хотя в 1997 году Россия арендовала у Украины часть территории Севастополя для размещения базы Черноморского флота на 20 лет, споры о статусе региона продолжались. Кроме того, многие российские мыслители и политики настаивали на том, что Россия для становления великой державой должна объединиться с Украиной. А когда на повестке дня возникло членство Украины в НАТО и ЕС, Москва сочла это неприемлемым.


В результате отказ бывшего президента Украины Виктора Януковича подписать соглашение об ассоциации с ЕС в 2013 году и его курс на сотрудничество с Россией вызвали бурную реакцию оппозиции; вспыхнувшие в Киеве протесты переросли в ожесточенные столкновения. США и ЕС поддержали силы оппозиции, а Россия встала на сторону Януковича. В дальнейшем Янукович покинул страну,  а 27 февраля 2014 года в Крыму пророссийские ополченцы при содействии России установили контроль на полуострове. В марте 2014 года парламент Крыма после так называемого референдума провозгласил независимость полуострова, а Российская Федерация признала это решение. 21 марта 2014 года Крым был официально присоединен к России.

Те события, с одной стороны, дали России возможность изменить баланс сил в Черном море в свою пользу, с другой, создав дополнительные буферные зоны на востоке Украины, как на севере Грузии, Россия минимизировала угрозы, исходящие от ближнего зарубежья. Несмотря на то что Россия, получившая большие геополитические преимущества, столкнулась с экономическими санкциями Запада, ей удалось компенсировать ограничения газовой картой, которой она может влиять на Европу.

США и страны ЕС, которые до вмешательства России поддерживали и приободряли Украину, так же, как и в Грузии, не предприняли никаких действий, выходящих за рамки риторики. В то время как Россия, которую считали «державой средней руки», с помощью военной силы получила крайне важные для нее выгоды, глобальные державы во главе с США опять же, как в Грузии, только поспособствовали кризису, произошедшему на Украине. Все эти события не только выявили неопределенность в международных отношениях, но и послужили причиной для еще большей смелости России, которая в экономическом отношении находится далеко позади глобальных сил.

Вмешательство в Сирию и российская военная сила в Средиземноморье

Россия, которая благодаря военным вмешательствам разрешила проблему угроз в ближнем зарубежье, начиная с 2015 года стала все больше вовлекаться в сирийский кризис. Помимо военно-морской базы в Тартусе, Россия с 2015 года нарастила свое присутствие на авиабазе Бассель аль-Асад в Латакии. 30 сентября 2015 года Россия, которая с отправкой российских военных сил в Сирию начала воздушные операции, де-факто приняла участие в войне в САР.

С этого момента ход сирийской войны существенно изменился. Оппозиция стала терять свои позиции, а режим Асада — снова набирать силу. Кроме того, Москва, которая ощущала себя в окружении, а с вмешательством в Грузию и на Украину разрушила это представление, в Восточном Средиземноморье, в весьма отдаленном от российских территорий регионе, позиционировала себя в качестве основного конкурента Западу. К тому же при всех этих событиях стало больше тех, кто начал называть Россию сверхдержавой.

Но так же, как термин «держава средней руки», которым многие политологи характеризовали Россию в 1990-е годы, достаточно спорен, сейчас, если рассматривать нынешние данные, приписывание России статуса сверхдержавы тоже не кажется реалистичным. Тем не менее с приходом к власти Путина Россия во многом вернула утраченный престиж на международной арене.

Россия, которую на протяжении всей истории называли сухопутной державой, сегодня благодаря своему флоту проявляет себя и как морская держава, в частности от Черного моря до Средиземного. Снова став самым серьезным конкурентом Западу на международной арене, Россия доказывает это в Восточном Средиземноморье. Кроме того, Россия, о которой веками говорили как о северном соседе Турции, стала демонстрировать присутствие и на юге этой страны после вмешательства в Сирии. В ближайшее время такая геополитическая трансформация может весьма интересно отразиться на турецко-российских отношениях.