Они здесь «за главных» — гласит заголовок статьи, опубликованной в журнале Spectator, где британские эксперты рассуждают на тему нынешнего состояния идеологии Консервативной партии.
Лондонские наблюдатели считают, что тяжелейшие ошибки, совершённые в послевоенной Великобритании, и ошибочные идеи, которые, как всем казалось, уже давно отжили своё, вдруг неожиданно обозначили своё присутствие.
Ещё недавно невозможно было даже подумать, что в Великобритании будут озвучиваться буквально революционные планы, — как, например, включение рабочих «в советы директоров компаний», — при этом предполагается, что правительство будет решать, кого именно считать рабочим. Spectator пишет, что обсуждаются идеи введения обязательных ценовых порогов, которые основаны на заблуждении, что правительство способно добиться снижения цен на товары политикой диктата. А британские «умы» снова сошлись во мнении, что британские работодатели должны выплачивать своим работникам самую высокую, среди развитых стран, минимальную заработную плату. При этом уже сейчас специалисты предостерегают, что такого рода решения приведут к тому, что десятки тысяч человек останутся без работы. Эксперты замечают, что в настоящее время британские подданные несут самое тяжёлое налоговое бремя за последние 30 лет, но при этом, как это ни парадоксально звучит, в Лондоне появилось большое число тех, кто убеждён, что нужно ужесточать налоговую систему. То есть, согласно логике этой группы британцев, страну можно привести к процветанию, просто обложив её налогами.
Лейбористы целую неделю пытались донести свои идеи до своих избирателей в Ливерпуле. Интересны наблюдения британских экспертов, которые заметили, что на самом-то деле эти «новые», фактически революционные идеи принадлежат вовсе не либералам. Настоящими авторами этих революционных планов являются, на самом деле, — консерваторы. Безусловно, пишут в статье эксперты Spactator, Джон Макдоннелл (John McDonnell) один из лидеров левого крыла Лейбористской партии, Теневой канцлер казначейства — в своих выступлениях заходит гораздо дальше своих оппонентов, но ведь при этом и нынешний премьер Тереза Мэй заметно движется в том же направлении. Вот поэтому- то, считают эксперты, у Т. Мэй фактически нет никаких аргументов, которые бы могли продемонстрировать, насколько опасными и вредными могут оказаться идеи Либеральной партии для Великобритании.
Эксперты пишут: предложение лейбористов о конфискации у владельцев крупных компаний одной десятой части всех акций и передачи их т.н. «объединённому уставному фонду» кажется абсурдным. Однако этот «абсурд» вполне вписывается в программу Консервативной партии 2017 года. Поэтому если политика британского правительства и даёт крен влево, то именно консерваторы, а не кто-либо ещё, ответственны за данный сдвиг, считают аналитики.
Авторы статьи напоминают, что на прошлогодних выборах тори оправдывались тем, что, дескать, сдвиги в левую сторону были ничем иным, как стратегическим решением. Консерваторы тогда рассчитывали, что позаимствовав ключевые положения из предвыборной программы Эда Милибэнда (Ed Miliband, бывший лидер Лейбористской партии), они таким образом ослабят поддержку электоратом Лейбористской партии и переманят часть избирателей в свой стан. Но избиратели не так просты, как кажется, ведь все эти политические уловки совершенно очевидны. Эксперты уверены: сегодня Тори есть о чем задуматься. В лице лейбористов они обрели хорошо организованную оппозиционную силу с чётко выраженной политической философией. Лидер Лейбористов Джереми Корбин (Jeremy Corbyn) обещает избирателям «радикальный социализм», а Джон Макдоннелл с энтузиазмом пускается в разъяснения этой концепции. Лейбористы представляют как всеобщее благо планы по национализации таких национально значимых отраслей, как водное хозяйство, железные дороги и энергетика, за что придётся государству заплатить гигантские деньги. Тем не менее, Теневой канцлер казначейства Д. Макдоннелл уверен: вопрос заключается не в том, может ли Великобритания себе это позволить, а в том, может ли страна позволить себе не делать этого. Но экспертам приходится признать, что слова политика звучат очень убедительно для избирателей потому, что сам Д. Макдоннелл действительно абсолютно уверен в правильности этих идей.
Аналитики замечают, что многие идеи Корбина, конечно же, отдают популизмом, но при этом они вынуждены констатировать популярность этих идей среди британцев. Ведь согласно недавним опросам общественного мнения, например, такие проекты, как конфискация активов и повторная национализация железных дорог, пользуются самой широкой поддержкой в обществе.
Все последние годы, что консерваторы были у власти, они безуспешно пытались построить базу либеральных ценностей и создать систему свободного предпринимательства. По мнению экспертов, консерваторы многие годы, по сути, заимствовали политические программы лейбористов. Теперь же они попали в сложное и неудобное положение, поскольку попросту неспособны сегодня объяснить избирателям: так что же не так с программой и идеями Корбина? По сути, у консерваторов на сегодня нет никакой конкурентоспособной философии, не говоря уже о том, что такая философия должна быть убедительной. Более того, как замечают аналитики, сегодня у консерваторов нет единства, ведь, как известно, в ходе голосования по Брекзиту партия не просто раскололась на враждующие фракции, но и сделала себе коллективную лоботомию.
А в это время Дэвид Лидингтон (David Lidington), заместитель Терезы Мэй, настаивает на том, что избирателей больше интересуют вопросы улучшения жилищных условий, состояния школ, больниц, проблемы социальной защиты, чем детали таможенных соглашений с другими странами. Возможно, рассуждают авторы статьи, в чём-то министр и прав, но и в этом случае, по их мнению, жилищная программа тори абсолютно лишена шансов на адекватную реализацию. Лейбористы угрожают закрыть бесплатные школы и академии, которые внесли огромный вклад в повышение стандартов образования, а при этом нынешний министр образования, консерватор Дэмиан Хайндс (Damian Hinds), много обещал, но так ничего и не предпринял для защиты этих учебных заведений, и, между прочим, замечают, что сегодня министр фактически дезертировал с поля политической битвы — его никто не видит и не слышит.
На этой неделе, к учебе в университетах приступит рекордное число подростков из социально неблагополучных семей. А благодаря чему? Из-за того, что реформы тори, направленные на финансирование университетов, привели к существенному увеличению доступных мест в вузах. Британия постепенно осознаёт (как некогда осознала Ирландия), что оплата обучения способствует росту возможностей. В Шотландии государство берет на себя расходы за обучение в вузах, что приводит к строгому регулированию количества бюджетных мест. Как результат, от подобного положения вещей больше всего страдают малоимущие ученики школ. Но тори всё никак не могут заставить себя обратить внимание даже на этот основной момент.
Эксперты обращают внимание на то, что даже по такому чувствительному вопросу, как здравоохранение, премьер Т. Мэй высказывается так, как будто значение имеет то, сколько тратится на содержание Государственной системы здравоохранения, а не то, насколько эффективно эта систем функционирует.
Консерваторы приобрели в лице Терезы Мэй чрезвычайно стойкого лидера. Она была членом партии ещё до того, как Маргарет Тэтчер (Margaret Thatcher) стала Премьер-министром, и это, как считают многие в Лондоне, накладывает свой заметный отпечаток: в суждениях Т. Мэй прослеживается сильное влияние идей Эдварда Хита (Edward Heath, премьер-министр Великобритании с 1970-по 1974 г.) и его корпоративистского видения мира.
Не так давно, пишет Spectator, все ожидали, что в следующем году, после того, как вопрос с выходом Соединенного Королевства из ЕС будет решён, нынешний Премьер-министр Т. Мэй уйдет со своего поста. Озвучивая мнение лондонской элиты, эксперты резюмируют: ей действительно следовало бы уйти — ведь в этом случае, по их мнению, партия сможет найти лидера, который сконцентрируется на вопросах внутренней политики, что станет первым шагом на пути противодействия Корбину и его сторонникам. До следующих выборов остается всего три с половиной года, и к тому моменту тори нужно будет доказать, что народный капитализм в их исполнении будет способствовать росту всеобщего благосостояния. Это, как уверена большая часть лондонских наблюдателей, вряд ли произойдет при нынешнем партийном руководстве. Авторы статьи в Spactator заключают: Тори нуждаются в таком человеке, который сможет защитить не только саму партию, но и философию, на основе которой она создавалась. Эксперты уверены, что в том случае, если Т. Мэй останется у руля под предлогом того, что условия выхода страны из ЕС ещё не были согласованы, это пойдёт в ущерб как её партии, так и всей стране.
В общем, и консерваторы, да и вся Британия погрязли в распрях. Чем всё это закончится, предсказать не берётся никто. Совершенно очевидно лишь одно — наступило время серьёзных перемен. А время перемен, как известно, всегда бывает непростым.