Самую большую опасность для Европы представляет даже не Брексит и не накрывшая континент «волна популизма». Больше всего удручает тот факт, что сегодня европейцы, похоже, не хотят даже пытаться понять друг друга, преодолевая национальные и культурные границы. Пренебрежение собственными соседями или даже стремление бросить им вызов сделались новой нормой, в то время как страны все больше и больше погружаются в свои внутренние дела.
За последние несколько недель мне довелось побывать в ряде европейских столиц. Из этой поездки я вынесла понимание того, что сейчас в Европе идет процесс дробления общеевропейской картины мира, хотя многие вопросы современности, начиная с глобализации и заканчивая миграцией, в целом волнуют всех жителей континента. Во всем этом ощущается некий трагизм особенно в преддверии столетия перемирия 1918 года. Кажется, психологический раскол на континенте не сокращается, а становится только глубже, а ведь всего через семь месяцев нас ждут важные выборы в Европейский парламент.
Речь идет не только о трениях между популистскими и непопулистскими правительствами. Мы знаем, что эти два лагеря противостоят друг другу: с одной стороны, венгерский «нелиберальный демократ» Виктор Орбан (Viktor Orbán), националистическое руководство Польши, харизматичный лидер итальянских крайне правых Маттео Сальвини (Matteo Salvini); с другой стороны, французский президент Эммануэль Макрон (Emmanuel Macron), Ангела Меркель (Angela Merkel) в Германии и премьер-министр Нидерландов Марк Рютте (Mark Rutte). Именно при таком балансе сил произойдет избирательное столкновение 2019 года. Однако в гораздо меньшей степени исследован вопрос о том, как идея европейского «демоса» или общей территории, о которых мечтали создатели ЕС, постепенно сдает свои позиции на низовом уровне — уходит из сознания простых людей.
Разумеется, вся политика неизбежно носит локальный характер. А поразительная волатильность национальных политик на континенте свидетельствует о том, как сложно уследить за происходящим в собственной стране — не говоря уже о попытках представить себе полную картину происходящего где-то в другом месте. Существует столько новостей, сколько люди в состоянии потреблять, и те, что имеются в наличии, нередко изображают события через национальную призму: социальные сети обладают потенциалом объединять людей по всему миру, но сегодня мы все больше убеждаемся в том, что алгоритмы поиска в интернете скорее поощряют предвзятое восприятие, нежели открывают сознанию доступ к разнообразию воззрений и восприятий. Европейская ткань, сшитая из лоскутков отдельных политических культур и национальной памяти разных стран, возможно, в еще большей степени подвержена этому поляризующему эффекту технологий, чем, скажем, Соединенные Штаты.
Это правда, что любой, кто путешествует из Таллинна в Берлин или из Вены в Белград, знает, что языковые барьеры уже не таковы, какими они были раньше: распространение английского языка подарило Европе универсальный язык, особенно это заметно среди представителей более молодых поколений.
Единый рынок, свободное передвижение и студенческая программа «Эразмус» (Erasmus) помогли миллионам людей лучше узнать друг друга и преодолеть культурные границы. Но эти тенденции к взаимодействию рискуют быть вытеснены политической риторикой, нацеленной на то, чтобы формировать у граждан все более отличные друг от друга национальные менталитеты.
Несколько недель назад, в ходе посвященных Европе дебатов в венском Бургтеатре, я указала на то, что союз австрийского министра иностранных дел Карин Кнайсль (Karin Kneissl) с крайне правой Австрийской партией свободы воплощает собой именно ту опасность, с которой сегодня сталкивается Европа: стремление действовать самостоятельно и опасность демократического регресса, который наступает тогда, когда к власти приходят ксенофобские националистические партии. Принимавшая участие в дискуссии Кнайсль ответила критикой в адрес Франции — за то, что та не смогла добросовестно выполнить свои обязанности по участию в совещаниях Евросоюза; иными словами, она напала на страну, в которой я родилась, вместо того, чтобы ответить на конкретный вопрос. Разумеется, политики, имеющие связи с нативистскими партиями, никогда не преминут объяснить позицию человека его происхождением или паспортом. Тем не менее для меня было шоком, что правительственный министр, чья страна в настоящее время возглавляет Европейский совет, стремится дисквалифицировать чью-то точку зрения, ссылаясь на идентичность или место рождения этого человека.
Еще более тревожное явление наблюдается сегодня в Италии, чье руководство стремительно поворачивает страну к некоторому подобию неофашизма (заместитель премьер-министра Италии Сальвини любит цитировать Муссолини). Отклонение Италии от общего курса не только ставит в тупик Евросоюз как организацию, но и создает основу для растущего народного негодования, направленного против других европейцев. Придя к власти посредством пропаганды стигмы африканских и мусульманских мигрантов, «Лига» Сальвини теперь нашла себе новый объект нападок: это французская и немецкая оппозиция итальянскому проекту бюджета.
Начинают всплывать на поверхность исторические обиды, которые считались давно забытыми. Созданная Брексит дилемма едва ли представляет главный предмет ежедневных забот жителей континентальной Европы, но что действительно заметно, так это то, как риторика некоторых британских политиков начинает приписывать французам «всегдашнее» стремление создавать британцам как можно больше трудностей в их переговорах с Евросоюзом. Тем временем в Польше уже никого не удивляют антигерманские выпады, характерные для нарратива правящей националистической партии — в комплекте с новыми призывами к репарациям по результатам Второй мировой войны. Пожалуй, наивно полагать, что ни одна из европейских межправительственных склок не доходит до простых обывателей.
Народный гнев, который в настоящий момент подпитывают популисты, кажется, намеренно направляется на растущее число мишеней, тем самым расчищается путь к тому, что можно обозначить как европейскую психологическую «гражданскую войну». Посмотрите на хронологию последних лет: первые популисты накинулись с критикой на единую валюту и соответствующую политику (из этого в 2012 году выросла Альтернатива для Германии); затем объектом нападок сделались мигранты (кризис беженцев в 2015 году пришелся радикалам как нельзя кстати).
Теперь мы, кажется, вступаем в фазу, когда европейцев поощряют обратиться друг против друга — в зависимости от их национальности. Крайне правые партии Италии и Австрии могут сходиться во взглядах по многим европейским проблемам, но это не помешало этим двум странам недавно возобновить старый спор вокруг Южного Тироля. Парадокс, разумеется, заключается в том, что с конца холодной войны европейцы не сталкивались с таким комплектом общих проблем: агрессивная позиция России, пренебрежение Трампа к альянсам, изменение климата, миграция, нерегулируемая глобализация, воздействие технологической революции: и что там еще. Судьбы пятисот миллионов человек, живущих в блоке, который в 1991 году провозгласил появление «гражданства ЕС», возможно, никогда еще не переплетались так тесно.
Но обсуждение этих проблем в гораздо большей степени проходит в рамках национальных государств, нежели в межкультурном или межрегиональном пространстве. Остается надеяться на то, что выборы в Европейский парламент в следующем году запустят общеконтинентальную дискуссию, но вероятность этого довольно мала. В одном анализе, недавно опубликованном исследовательским центром Карнеги в Брюсселе, звучит предупреждение о том, что, создавая атмосферу страха, популистские партии подпитывают «ксенофобию по отношению к другим европейцам», а не только к людям, которые прибывают сюда издалека. При этом у нас нет широко используемой европейской общественной медийной организации, которая могла бы помочь налаживать мосты между мировоззрениями людей.
Европейский проект был создан не только для обеспечения мира между национальными государствами, но и для того, чтобы выступать противоядием против враждебности и недоразумений, которые могут вспыхивать между европейскими народами, а также против полного невежества: мы должны знать, что и почему беспокоит наших соседей. В своей книге «Европа: история» (Europe: A History) Норман Дэвис (Norman Davies) отмечает, что после трансформаций 1989 года (в следующем году мы отмечаем 30-летие этих событий), «открылись границы, а с ними и сознание людей». Пришло время позаботиться о том, чтобы европейцы не утратили обретенных ими горизонтов сознания.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 Европейский демос - понятие недостаточно широкое, его надо расширить и углУбить. Кто сказал А, должен сказать и Б, поэтому ничего удивительного, что "европейский демос" успешно наполняется неграми, арабами и эскимосами. И вот он уже как бы и не европейский, а очень даже африканский... Просто удивительно, что многим не нравится общага, где в окна немцев лазят румыны. Как до такого дошло, ведь все люди братья, все должны помогать друг другу... или нет? Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| -18 astrogator1, совершенно согласен, русские украинцам. Украинцы полякакам. Поляки немцам..... 
| 0 ух ты, цэеуропа пусть сама себе помогает или споносоров майдана гадности просите, сказали А, говорите уже и Б, к России за подаянием не лезьте. 
| 0 astrogator1, мне показалось, вы эскимосов не любите? 
| 0 Серый Вволк, Ладно, пусть вместо эскимосов будет Пакистан и Бангладеш. 
| 6 И вообще, такие статьи от Великобритании, которая в разгар миграционного кризиса ломанулась из ЕС как ошпаренная... Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 2 astrogator1, это же Гардиан. Они там все ошпаренные «римэйнеры»... И первая среди них — Наташка Нугайред, француженка (говорящая также и по-русски), вожделенно мечтающая о Великой Европе в уплывающей из нее Британии... 
| 0 zwaan, мне только кажется, что это "чистокровная" хранцуженка?☺ 
| 0 «чистокровная француженка»... ———— Ах, во Франции это не актуально, они уповают на культуру, а не на хромосомы (и правильно делают ИМХО). Что же касается последнего, то бретонцы — кельты, нормандцы — викинги, эльзасцы — немцы, а марсельцы так ваще одесситы, там сам черт ногу сломит... И все вместе — чистокровные французы. На этот раз уже без кавычек... 
| 2 Англичане рассуждают о тенденции в Европе к разделению и критикуют, критикуют, критикуют. Иронично выглядит. 
| 6 Ей грустно, мне почему-то радостно. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 3lirium, мне - пофигу. 
| 4 «нелиберальный демократ» Виктор Орбан" Прямо как я. Ибо слово "либерал" за последние лет 20 запачкано настолько что стало ругательным. Демократ - выступает за права и свобода, за свободный рынок и выборную систему, за защиту национальных интересов, за контроль над беженцами и мигрантами, за развитие Церкви и поддержку традиционных ценностей. Либерал - русофоб, западник, мечтает о развале России на 20 кусков *привет Бабченко и "Открытой России", активно пропагандирует содомию. Обычно -просто конченая ничтожная тварь с массой психо-сексуальных комплексов, просто пыщущая ненавистью к людям. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Spax2018, тыж за ЛДПР))) так что сам в предыдущем посте фактически признал себя Либеральным Демократом))) И ты забыл добавить - истинный либерал люто ненавидит Совок - потому как он эту гадину взрастил и поднял на ноги. 
| 0 lamer_ua, я демократ, не либерал. Вроде четко расписал отличие. Но у чугуноголовых совков все-равно вопросы ;-). Я больше за ЕР. Жириновский хорош на своем месте. Как Президент мы бы воевали с ним на второй день. Совок ненавидит любой здравомыслящий человек. Ибо любить там нечего. 
| 5 Ну чё там? Опять во всех европейских бедах виноваты русские хакеры? или лично Путин? или все европейские дверные ручки Петров с Бошаровым "дурачком" перемазали?... А то читать лень. 
| 7 Иичо? Где про вину Путина, разваливающего ЕС, лично принудившего Мэй к брекситу? Где основополагающая роль России в развале ЕС? Незачиот! 
| 2 А вот и наша замечательная любительница выпить «за все хорошее и против всего плохого». Современная «Свобода на баррикадах», которая, по счастию, в своем стремлении к размахиванию, ограничилась одним лишь знаменем... ——— Наташка — истинная «снежинка», плоть от плоти, кровь от крови. Проблема в том, что в реальном мире у снежинок отсутствуют и то, и другое... 
| 1 ...Гражданин ЕЭС ! это хорошо.. но ! пусть создадут единое государство с одним правительством.. пусть будут ЕЭС и Россия ! и все..! тогда понятно с кем садиться за стол переговоров .. Суверенитет есть суверенитет.. если США отпустит..Европу и отдаст ей Суверенитет..пусть так и будет.. но ...что на это скажет США..им то зачем такое единое и большое Государство - ЕЭС.. а пока ЕЭС- это колхоз ..где все поднимают руки .." за " 
| -19 идея европейского «демоса» или общей территории, о которых мечтали создатели ЕС, постепенно сдает свои позиции на низовом уровне — уходит из сознания простых людей_ ----------- Есть только пять стран, составляющих ядро европейской цивилизации, участие которых в будущей федерации безусловно: Франция, Германия и Бенилюкс. Плюс шестая опциональная - Италия. Она может войти, а может и не войти - решится по обстоятельствам. Все остальные всегда рассматривались как внешний круг, который в идеале должен иметь право доступа, но не иметь права голоса. История сложилась так, что право голоса получили все. В том числе и те, кто изначально вообще не рассматривался в качестве участников европроекта. Вся эта восточноевропейская братия, попавшая после войны в советский лагерь и прозябавшая там несколько десятилетий до его обрушения. Цивилизационно отстав от Западной Европы на два поколения, она теперь для западной части континента как рюкзак за плечами, набитый кирпичами. Но тащить его все-таки придется. Правда проект придется существенно модифицировать. Поскольку внешний круг превратился во внутренний и разросся до неуправляемых размеров, союз неизбежно должен пройти через фазу расслоения и отсева балласта. Нет, из ЕС их никто выкидывать вслед за Британией не будет. Просто франко-германская пятерка (та самая Империя Запада со столицей в Ахене) дальше пойдет самостоятельно, сформировав бюджетный союз и ограничив трансферы не вошедшим в него членам. За бюджетным союзом последует единое командование вооруженными силами. А там очередь дойдет и до президента федерации. К середине века новое единое европейское государство в основном будет создано. И древняя империя, пройдя полный круг, возродится. Раскрыть всю ветку (8 сообщений в ветке) 
| 4 а как же Скандинавия, коллега Буддаб? А Австрия? Союз государств, включающий и Германию, и Италию, но оставляющий за бортом Австрию!? ———— Тяжелая ночь или двойка по Истории? 
| -13 zwaan, Скандинавия частью европейского цивилизационного ядра никогда не была. Там даже не было классической франко-германской феодальной системы. Исторически это просто иная цивилизация. Если вы не заметили, ни Швеция, ни Дания до сих пор даже в валютный союз не входят. А насчет Австрии, так это просто немецкий раскладной стул. Как Берлин решит, так и будет. 
| 0 zwaan, браво!!! Мастерски "гулящую" раскололи: оно не заметило, даже, что прокололось! Снимаю шляпу. P.S. Вы, часом, не застали ли времена, когда по просторам ИноСМИ дрейфовало нечто под именем "Золотой галеон"(среди пользователей именуемый "золотым гальюном")? 
| 0 Гуляем, девочки!, Извините, что прерываю победный спич, но позвольте спросить: Китай точно позволит Европейской Империи получать и дальше достаточно средств на создание и поддержание всей этой лепоты? А то я слышал про такое понятие, как сокращение рынков в результате неконкурентноспособности. 
| 0 «...немецкий раскладной стул» ———— Ах, Буддаб Многоникий! Неаполитично рассуждая, даже Бавария уже совсем не Берлин, там свои танцы. А уж Австрия и подавно. Кстати, а вот Голландия Вашему дочно-мебельному определению соответствует «на все сто»... 
| 0 zwaan, Помнится, когда-то давным-давно я уже цитировала вам одно из правил комментирования Будды зе Блогера. Подкинь читателю косточку, и он не заметит, как проглотит всю миску с кашей. Похоже, с вами это неизменно срабатывает ). 
| 0 В таком случае, сударыня, вопрос «Что для Вас важнее, Истина или носик попудрить?» так и останется незаданным... 
| 0 Зоренька, Вы как всегда прелестны в своём идеализме и категоричности.:) Вы полагаете что при создании Союза меча и орал... угля и стали Геманию и Францию кто-нибудь спрашивал? Эти территории — вотчина ФРСовской банды и энергитических компаний, приемущественно США. А вот Бенилюкс — это карманная игрушка швейцарских гремлинов. Германия — это фактически собственность правительства США (на самом деле оно — гарант тех самых Банков), постдеголевская Франция, красноубитые Италия, Португалия, Греция, подмазанная Южной Америкой Испания. Инцестная хранительница рыбы кучка скандининавских недостран, живущих по доверенности. Думаете их мнения спрашивали когда прицепляли Восточно Европейских пьяных соцреспублик, хуторскую трибалтику, обандерложенную Украину? На сухую корочку и тяжелый пинок в копчик отрядили изображать поддержку "устремлений" в американский гарем. С тем же успехом, накачав экстремистами Балканы, пустили вассалов к своему столу попировать Югославией. Тоже было с Ираком, от Ливии отмазалась лишь Германия (все остальные участвовали в дележе квот). Также согласились участвовать в сирийской авантюре США в составе тучи-государств-коалиции против голливудского злобного "петрушки" ИГИЛ.
Показать новые комментарии (0)astrogator1
ух ты
мызамир
Серый Вволк
astrogator1
astrogator1
zwaan
Чтоб я так жил
zwaan
aist99
3lirium
Рогов Игорь
Spax2018
lamer_ua
Spax2018
ТВ-ЧР
Donpedro
zwaan
За Гуманизм
Гуляем, девочки!
zwaan
Гуляем, девочки!
старик Изрыгиль-Оглы
astrogator1
zwaan
Гуляем, девочки!
zwaan
Чтоб я так жил
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)