Большие учения НАТО, которые сейчас проходят в Центральной Норвегии, по словам правительства, должны приносить нам ощущение безопасности. Но разве тот курс, которому НАТО следовала в последние годы, позволяет нам чувствовать себя в безопасности?
НАТО/Россия
Кэй Бэйли Хатчисон (Kay Bailey Hutchison), посол США в НАТО, недавно заявила, что «они рассматривают возможность уничтожения» новых российских ракетных систем «Новатор 9M729» (SSC-8 по классификации НАТО). От этих слов у большинства, наверное, по спине пробежал холодок. Мало того, что это высказывание безответственно, оно еще и очень многое говорит о том, куда мы сейчас движемся.
Западная пресса уже некоторое время ведет против России сокрушительную кампанию демонизации, чтобы никому не пришло в голову усомниться в правильности действий НАТО, которая наращивает вооружения и продвигает свои позиции к самым границам России.
И чтобы все знали, что ситуация в Европе — полностью вина русских, что это они внезапно стали ужасно агрессивными и стремятся расширить свою территорию.
Но правда ли это? Не пора ли нам уже усомниться в своей позиции и декларируемых истинах? Действительно ли Россия — наш враг? Или такая ситуация возникла по другим причинам?
Южная Америка во время холодной войны
После того как в 1951 году в Гватемале в ходе демократических выборов на пост президента избрали Хакобо Арбенса Гусмана (Jacobo Árbenz Guzmán), он начал в стране обширные земельные реформы. Он хотел прогнать «Юнайтед Фрут Компани» (United Fruit Company) и вернуть землю местному населению. Американцы заподозрили, что во внутренние дела Гватемалы вмешивается Советский Союз (позднее оказалось, что подозрения были ошибочными). Из-за этого американский посол в ООН Генри Кэбот Лодж (Henry Cabot Lodge) яростно набросился на советскую делегацию во время встречи в зале Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке: «Держитесь подальше от этого полушария!»
Обратите особое внимание на эти слова.
Десятью годами позже Советский Союз действительно попытался обосноваться в западном полушарии — в этот раз на Кубе. Как мы знаем, США пригрозили начать серьезную военную операцию, когда на снимках, сделанных с самолета-шпиона, обнаружились советские пусковые платформы для ядерных боеголовок. Это было немыслимо! Ракеты в 1800 километрах от Вашингтона?! Президент Кеннеди по телевидению обратился с речью к американскому народу и сказал: «Эти ракетные базы не могут служить никакой иной цели, кроме обеспечения возможности ядерного удара по Западному полушарию».
Не прошло и 20 лет, как наступила очередь Никарагуа. Администрация Рейгана заявила о подозрениях, что Советский Союз вмешивается в дела этой страны и пытается там обосноваться, «угрожая нашим жизненно важным стратегическим интересам».
То есть, американцы просто не позволяют иностранным державам действовать ни в каком месте западного полушария. Это еще в 1823 году, после того как страны Центральной и Южной Америки выгнали своих европейских колониальных господ, зафиксировала Доктрина Монро, которая гласила, что США будут рассматривать любое вмешательство внешней силы в дела западного полушария как неприемлемую угрозу своей безопасности (то есть, ключевому интересу страны).
Новая борьба за власть после Бухареста-2008
В свете этого интересно будет подробнее рассмотреть, как с 1990 года и по сей день расширялась НАТО. Если признать, что Россия по-прежнему остается мировой державой или хотя бы обладает значительной региональной властью, то следует понимать, что она точно так же, как США или Китай, очень заинтересована блюсти свою стратегическую безопасность. А значит, следить за относительно близкими и очень близкими территориями. Это деликатный вопрос для всех больших государств. США своими «соседними территориями» считает все западное полушарие.
«Россию все больше заботят ее соседние территории», — сказал Томас Сленсвик (Thomas Slensvik) из Штабной академии вооруженных сил Норвегии в статье в «Дагбладет» (Dagbladet) от 10 июля этого года. Это высказывание во многих отношениях отражает точку зрения, которая ежедневно транслируется в западной прессе. Это грубое упрощение, если не искажение действительности. Россия, как и все крупные державы, всегда была озабочена тем, что происходит поблизости.
А после саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году внезапно оказалось, что в альянс могут войти Грузия и Украина, что было воспринято болезненно, или, точнее, вызвало панику. От северо-восточного края Украины до Москвы — 450 километров.
Именно встреча в Бухаресте на самом деле все и изменила. Планы принять в НАТО Грузию и Украину, согласно протоколу альянса, несли в себе настолько большую опасность для жизненно важных стратегических интересов России, что она тут же стала думать, какие предпринять контрмеры. Можно представить себе, что россияне чувствовали и о чем говорили, внезапно представив, как американские солдаты появляются в горах Кавказа или в Севастополе.
Проведем мысленный эксперимент: например, Мексика и Багамы в ближайшее время вступают в военный альянс с Россией. Как бы отреагировали США? Увидели бы США в этом угрозу самой сути своей безопасности? Российские солдаты всего в нескольких километрах от границы США с Мексикой? Российские ракеты на Багамах?
И давайте представим, что половина населения, например, Багам, выступала бы за вступление страны в альянс с Россией. Приняли бы США это близко к сердцу?
НАТО ответственна за кризис на Украине
Интересно, как НАТО отбрасывает основополагающие принципы поддержания политического баланса власти в таких важных для всех нас вопросах. А ведь сегодня многие считают, что именно баланс власти когда-то не дал холодной войне превратиться в горячую. И не менее интересно, как западные СМИ постоянно вбивают людям в голову послание о новой агрессивной России, ни разу не задавшись вопросом, что же спровоцировало эту новую международную ситуацию. Чем это закончится? К чему может привести?
Американец Джордж Кеннан (George F. Kennan) в 1946 году сформулировал доктрину о том, что нужно препятствовать возможному расширению Советского Союза в будущем. Он был советником президента Гарри Трумэна (Harry S. Truman).
50 лет спустя он же предостерегал против расширения НАТО на восток к российским границам посла распада Советского Союза, назвав это «стратегической ошибкой потенциально эпического масштаба».
Почему Запад, похоже, считает, что россияне должны нормально воспринимать появление НАТО у своего порога, в то время как США не терпят никаких стратегических конкурентов в целом западном полушарии? Чего НАТО на самом деле хочет?
На это не в состоянии ответить даже американский профессор, возможно, лучший в мире эксперт по стратегической безопасности Джон Миршаймер (John Mearsheimer). При этом он читает лекции на такие темы, как, например, «Почему Запад, а не Путин, виноват в кризисе на Украине». Сегодня мысли о проекте Горбачева построить «общеевропейский дом» оставляют особое послевкусие. Он протянул нам руку, и как мы ответили на это? Россия — сейчас изгой, а на востоке проснулся великан.
Между тем Йенс Столтенберг (Jens Stoltenberg) снует повсюду, как активный проповедник наращивания вооружений. К всеобщему ликованию Россия стала агрессивной!
С 1991 по 2008 годы только что получившие независимость страны Украина и Грузия исполняли роль нейтральных буферных государств между Востоком и Западом. И неслучайно обе эти страны пережили войну с момента принятия решения о НАТО в 2008 году.
Когда руководители НАТО, включая Йенса Столтенберга, говорят, что реакция России была для них неожиданной, они откровенно лгут.
Так сильно давить на крупную державу, угрожая ее жизненно важным интересам и безопасности, и доводить ее в конце концов до отчаяния — это не ответственная внешняя политика.
Что будет делать самый сильный мальчик в классе, если все остальные мальчишки соберутся вместе и загонят его в угол?