Вызывающий жест Эрдогана — покупка российской системы противоракетной обороны — переходит всякие границы. НАТО пора вывести Турцию на чистую воду. На минувшей неделе президент Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan) в очередной раз заявил, что его вызывающий вопросы план по приобретению российской системы противоракетной обороны является «завершенной сделкой», хотя США предупреждали, что тем самым Россия может получить доступ к секретной информации противовоздушной обороны НАТО.
В условиях набирающей обороты словесной войны эту угрозу не следует преуменьшать. Российская система С-400 способна сбивать истребители НАТО. Кроме того, ожидается, что после завершения покупки Турция будет получать техническую поддержку из Москвы. Это может позволить России получить представление о стратегически важных американских технологиях — особенно тех, которые используются истребителем-невидимкой F-35, в создании которого участвует Турция.
Тот факт, что Эрдоган вообще решил принять российское предложение, объясняется не столько вопросами безопасности, сколько собственными представлениями президента о том, что Турция чрезмерно полагается на военную и экономическую поддержку Запада, а также досадой по поводу критики, которую Америка и Европа высказывают в адрес его с каждым разом все более авторитарного правления. Эрдоган — единственный среди лидеров НАТО, который использует воинственную антизападную риторику вплоть до обвинений союзных стран в попытке свергнуть его правительство. Очевидно, турецкий президент считает, что эти регулярные акты вероломства останутся безнаказанными. Исторически Турция играет важную роль в сдерживании наиболее серьезных угроз безопасности НАТО — российского экспансионизма и исламского терроризма.
Однако представления Турции о собственной значимости завышены. Отнюдь не являясь бастионом в противостоянии России, Турция при Эрдогане только углубила свои экономические связи с Москвой, а также укрепила сотрудничество в области безопасности. А вклад Турции в борьбу с терроризмом никогда не выходил за рамки ее собственных интересов.
Теперь НАТО должна доказать, что коллективная безопасность альянса важнее мелких расчетов одного его члена. Турция должна быть отстранена от производственной программы F-35 — другие страны-члены с радостью возьмут ее долю на себя — и от покупки самолетов. Администрация Дональда Трампа также должна ввести санкции, как это было сделано в прошлом году в отношении Китая, который покупал российские самолеты и ракетные системы.
Если Эрдоган не образумится, альянс должен быть готов к тому, чтобы понизить степень участия Турции в любой совместной военной деятельности. В случае необходимости США могут последовать примеру Германии и вывести контингент с авиабазы Инджирлик; одной из осуществимых альтернатив здесь выступает авиабаза Муваффак ас-Салти (Muwaffaq Salti) в Иордании.
Со своей стороны Эрдоган должен признать, что членство в НАТО вот уже почти семь десятилетий служит военным, политическим и экономическим интересам Турции. Несмотря на свою риторику, Эдроган, скорее всего, понимает, что альтернативой альянсу является растущая зависимость от России — лидеру, который ценит свою геополитическую автономию, это едва ли придется по вкусу.
Членство в западном альянсе пока является лучшим вариантом для Турции. Но оно подразумевает уважение к коллективным интересам группы. Эрдогану необходимо его продемонстрировать.