За несколько дней до начала масштабного арктического форума, который прошел в Санкт-Петербурге и на котором президент России Владимир Путин принимал четырех региональных лидеров под лозунгом «Арктика — территория диалога», российские корабли выполняли маневры в холодных северных водах. В Баренцевом море корабль Северного флота ВМФ России осуществил стрельбы по ракетам-мишеням, выпущенным с одного из противолодочных кораблей.
Гости Путина не могли не заметить эту демонстрацию силы. Баренцево море, воды которого омывают побережье Норвегии, представляет собой западную границу Северного морского пути — пути, который огибает Северный полюс и который в течение многих тысяч лет был недоступен из-за ледяного покрова. Но теперь стремительное таяние ледников превратило его в один из важнейших очагов геополитического противостояния.
Под воздействием изменений климата, которые приводят к быстрому таянию ледников, Северный морской путь превращается в арену набирающего обороты соперничества. Его потенциал в качестве предпочтительного маршрута перевозок между Европой и Азией может изменить глобальные торговые потоки. Колоссальные запасы углеводородов, которые там находятся, могут радикальным образом изменить ситуацию на энергетических рынках. А милитаризация региона привлекла внимания многих мировых держав.
Хотя на богатства этого региона начали претендовать несколько десятков разных стран, ни одна из них не проявляет такую активность в своих попытках закрепить свои позиции в регионе, как Россия. В настоящее время одна десятая часть экономических инвестиций России приходится именно на Арктику, о чем Путин сообщил в апреле на форуме в Санкт-Петербурге.
С 2013 года Россия потратила миллиарды долларов на строительство и модернизацию семи военных баз на островах и полуостровах вдоль этого маршрута, где температура опускается ниже минус 50 градусов, развернув современные радиолокационные и противоракетные системы, способные сбивать самолеты, ракеты и уничтожать корабли. Это позволяет Москве полностью покрывать все побережье и прилегающие воды.
Сигнал очевиден. Если вы хотите ходить через Арктику и быстро добираться из Азии и обратно или же если вы претендуете на подводные месторождения газа и нефти, вы будете делать это под надзором России.
«Американцы считают, что только они одни могут заказывать музыку и создавать свои собственные правила, — сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров в Санкт-Петербурге. — Северный морской путь — это наша национальная транспортная артерия. Это очевидная вещь, и международное право предоставляет России существенные права в использовании данной территории. Это как правила дорожного движения. Если вы едете в другую страну и садитесь за руль, вы подчиняетесь их правилам».
Хотя пока движение по Северному морскому пути не слишком оживленное, его интенсивность все же растет. По оценкам экспертов, в летние месяцы сроки доставки грузов из Европы в Китай по Северному морскому пути будут примерно на 40% короче, чем сроки доставки через Суэцкий канал, и это позволит сэкономить сотни тысяч долларов на топливе, а также потенциально сократить объемы выбросов углекислого газа в атмосферу на 52%. В настоящее время Северный Ледовитый океан освобождается ото льда только на три месяца в году, однако, по некоторым оценкам, в ближайшие годы этот период увеличится, что позволит нарастить объемы перевозок по этому маршруту.
Прогнозируя стремительный рост объемов грузоперевозок, Россия приняла закон, позволяющий увеличить ее контроль над арктическими водами, в том числе дающий государственной корпорации Росатом право контролировать доступ к Северном морскому пути благодаря ее ледоколам, которые могут сопровождать корабли.
Россия, у которой пятая часть ее территорий находится за Полярным кругом, пытается еще больше расширить свои территории, заявляя о своих претензиях еще на 1,2 миллиона квадратных километров Арктического шельфа. Комиссия ООН по границам континентального шельфа уже признала часть нейтральных арктических вод продолжением российского шельфа. В результате уже к 2020 году хребет Менделеева и хребет Ломоносова могут стать российскими, сказал один чиновник, знакомый с ситуацией.
Соперники России отчаянно стараются не отставать от нее. На этой неделе США объявили о том, что они начинают строить свой первый почти за два десятилетия ледокол: правительство выделило 746 миллионов долларов на корабль, который должен быть спущен на воду в 2024 году. «В условиях соперничества великих держав этот корабль станет гарантией присутствия нашей страны в полярных регионах», — сказал адмирал Карл Шульц (Karl Schultz), комендант Береговой охраны США, упомянув о «росте торговли, туризма, исследований и международной активности в Арктике».
***
В 2007 году российские исследователи поставили российский триколор, сделанный из титана, на морском дне на Северным полюсе.
Этот шаг — самый дерзкий и показной элемент попыток заявить права на Северный полюс — был предпринят спустя почти 300 лет после того, как Россия начала исследование Арктики. Экспедиции, отправившиеся в этот регион по приказу Петра Первого, позволили нанести на карту 24 тысячи километров арктического побережья — такова примерная протяженность всех наземных границ России.
Россия построила первый в мире ледокол «Ермак» 120 лет назад. В 1957 году она построила первый атомный ледокол «Ленин». Ее ледокол «Арктика» стал первым ледоколом, достигшим Северного полюса в 1977 году. «За эти годы никаких существенных изменений не произошло, ни в форме корпуса, ни во внутренних компонентах», — сказал Сергей Франк, глава государственной компании Совкомфлот.
В период холодной войны Советский Союз вложил в этот регион огромные средства. Северный флот был самым большим советским флотом, а арктические базы служили заправочными пунктами для бомбардировщиков.
Западные державы сосредоточились на сдерживании: силы НАТО патрулировали территории между Гренландией, Исландией и Соединенным Королевством в попытке помешать советским подводным лодкам, оснащенным, баллистическими ракетами, войти в Атлантический океан незамеченными.
По мере того, как советская экономика слабела, инфраструктура в Арктике постепенно приходила в упадок. Поскольку на ее сохранение требовалось много средств, а стратегических обоснований для этого становилось все меньше, Москва постепенно переключилась на другие вопросы.
Изменения климата и растущая мощь азиатских экономик изменили эти расчеты. С 1979 года, по данным НАСА, объемы арктического льда уменьшались в среднем на 12,8% за десятилетие, а в сентябре 2018 года ледяной покров был уже на 42% меньше, чем в 1980 году. Это превратило безопасную северную границу в очаг разработки месторождений и потенциального конфликта. В прошлом году российский Северный флот провел там свои самые масштабные учения за последнее десятилетие.
«У России просто нет другого океана, — сказал министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин на прошлой неделе. — Все проекты, которые мы реализуем в Арктике, — это наши будущие горизонты».
Но там, где Москва видит вызов для безопасности, другие страны усматривают возможности. В августе прошлого года датская крупная компания Maersk реализовала пробную поставку грузов по Северному морскому пути: контейнеровоз Venta Maersk доставил электронику, минеральное сырье и 660 контейнеров замороженной рыбы из Владивостока в Санкт-Петербург. Первый транзит контейнеровоза по Северном морскому пути был произведен в сопровождении российского ледокола, который проследовал вместе с ним большую часть северо-восточного побережья России.
В прошлом году по Северному морскому пути прошли корабли из 20 различных стран, которые перевезли в общей сложности 20 миллионов тонн груза. Хотя эта цифра кажется ничтожной в сравнении с объемами грузоперевозок по традиционным маршрутам, она в два раза превысила объемы грузоперевозок по Северному морскому пути в 2017 году. Россия ожидает, что к 2025 году эта цифра увеличится в четыре раза. «Это реалистичная, просчитанная и предметная задача, — сказал Путин в апреле. — Наша задача — сделать Северный морской путь безопасным и выгодным для грузоотправителей».
По словам представителей «Росатома», корпорации удастся достичь поставленной цели в том случае, если она получит новые ледоколы вовремя. «На этом жизнь не заканчивается, — сказал глава Росатома Алексей Лихачев. — Мы рассчитываем не на 80 миллионов, а на 92,6 миллиона тонн грузоперевозок к 2024 году. А к 2030 году мы надеемся добавить к этому значительную часть международных транзитных перевозок».
***
Растущий интерес Китая к Арктике и его развивающаяся дружба с Россией будут играть важную роль в достижении этой цели.
Пекин обладает статусом наблюдателя в Арктическом совете, который призван управлять сотрудничеством в регионе. У него есть исследовательская станция на архипелаге Шпицберген. Кроме того, Пекин является крупнейшим иностранным акционером в российских проектах по добыче сжиженного природного газа в Арктике, успех которых будет во многом зависеть от эффективности грузоперевозок по Северном морскому пути. В прошлом году Китай опубликовал документ, посвященный его политике в Арктике, в котором говорилось о непосредственной связи между Северным морским путем и китайской инициативой «Один пояс, один путь» — вместе они были названы «Полярным шелковым путем».
«Я помню, что еще пару десятилетий назад люди говорили о том, что Северный морской путь невозможен, — отметил один иностранный посол в Москве. — Но, когда я услышал о Полярном шелковом пути и понял, что китайцы действительно в этом заинтересованы, я осознал, что все серьезно». Транспортные компании из Южной Кореи, где строятся многие российские грузовые танкеры, тоже проводили пробные плавания начиная с 2013 года. «Южная Корея и другие страны Азии считают Северный морской путь самым коротким маршрутом, связывающим Европу и Азию, — маршрутом, имеющим огромный коммерческий потенциал», — сказал представитель министерства иностранных дел Южной Кореи. Однако превратить этот потенциал в реальную прибыль будет непросто. Кораблям часто требуется сопровождение ледокола даже в те месяцы, когда Северный морской путь свободен ото льда. «Это очень сложная в технологическом смысле задача, потому что мы живем в чрезвычайно конкурентной среде», — сказал заместитель председателя правительства России Максим Акимов.
Россия — единственная страна в мире, имеющая в своем распоряжении флот атомных ледоколов. В течение следующего десятилетия три из четырех ее ледоколов будут заменены новыми, каждый из которых будет стоит от 500 миллионов до 1,5 миллиарда долларов. По словам Путина, в 2035 году в ее Арктическом флоте будет уже 13 ледоколов, в том числе девять атомных.
Москве также необходимо расширить и модернизировать порты по обе стороны этого пути — в Мурманске недалеко от границы с Норвегией и в Петропавловске-Камчатском на Камчатском полуострове рядом с Японией — поэтому она пригласила иностранные компании вложить средства в ее проекты. «Мы убеждены, что потребность в Северном морском пути есть, и мы планируем реализовать этот проект с помощью международных партнерств», — сообщили представители «Росатома».
На форуме в Санкт-Петербурге самым широко употребляемым словом среди иностранных чиновников стало слово «сотрудничество». Хотя отсутствие представителей Канады и США на форуме многим бросилось в глаза, президенты, премьер-министры и ведущие дипломаты арктический страны Европы изо всех сил старались продемонстрировать, что они действительно хотят сотрудничать с Москвой.
И это понятно. Решимость России в ее стремлении установить контроль над Северным морским путем вызвало тревогу у ее арктических соседей, которые теперь стремятся сотрудничать с Кремлем.
Ситуацию усугубляет напряженность в отношениях между Россией и Западом, которая возникла в результате того, что Москва аннексировала Крым в 2014 году, предприняла попытку убить бывшего офицера российской разведки на территории Соединенного Королевства и попыталась вмешаться в иностранные выборы.
***
Эти факторы и санкции, которые западные страны ввели против России, приводят к тому, что некоторые страны опасаются тесно сотрудничать с Москвой в вопросах торговли и безопасности, предпочитая вместо этого концентрироваться на таких вопросах, как защита окружающей среды.
В отсутствие мер по уменьшению объемов выброса углекислого газа в атмосферу Северный Ледовитый океан может освободиться от льда в летние месяцы задолго до 2050 года — возможно, уже через 10-20 лет, как ранее в этом году сообщил оборонный комитет британского парламента.
«Мы хотим поддерживать хорошие отношения с Россией, однако при этом мы не готовы отказываться от принципов, в которые мы верим, и сдаваться в тех вопросах, в которых мы придерживаемся иной точки зрения», — сказал премьер-министр Швеции Штефан Лёвен (Stefan Löfven), выступая в Санкт-Петербурге.
Посол Евросоюза по арктическим вопросам Мари-Энн Конинскс (Marie-Anne Coninsx) отрицает, что Брюссель слишком медленно реагирует на потенциал региона. «Мы уже много лет занимаемся вопросами Арктики, — сказала она. — Мы продуктивно сотрудничаем с Россией — сотрудничаем, а не конкурируем». По ее словам, Брюссель сотрудничает с Москвой в самых разных вопросах, от обработки отходов до утилизации ядерных отходов в регионе.
«Страны-члены Евросоюза обладают крупнейшим в мире торговым флотом, — сказала Конинскс. — Если появятся новые экономические возможности, они будут использованы».
Совершенно иное проявление реакции Запада на действия России в Арктике имело место в октябре прошлого года, когда на севере Норвегии военные НАТО с штурмовыми винтовками в руках высадились с десантного судна на берег. Операция Trident Juncture представляла собой самые масштабные военные учения НАТО с момента окончания холодной войны. В этих учениях, которые длились четыре недели и проходили вблизи границ России, были задействованы 50 тысяч военных, 10 транспортных средств и 250 самолетов из 31 страны.
По словам аналитиков, эти учения, которые Москва назвала агрессивной демонстрацией силы, показали, насколько серьезно НАТО относится к амбициям России на севере и насколько четко альянс понимает, что его войскам необходим опыт проведения операций в этом регионе.
Россия «выдвигает претензии и занимается милитаризацией этого региона», как сказал министр обороны Соединенного Королевства Гэвин Уильямсон (Gavin Williamson) в сентябре прошлого года, когда он изложил новую арктическую стратегию своей страны. «Мы должны быть готовы к любым угрозам, которые могут возникнуть».
В этом году примерно 800 британских морских пехотинцев проходят подготовку в Норвегии, а четыре самолета ВВС Великобритании патрулируют небо над Исландией.
Ожидается, что США обнародуют свою новую арктическую стратегию летом этого года. Как сообщает Пентагон, в центре этого документа будет то, каким образом можно «лучше всего защитить национальные интересы США и поддержать безопасность и стабильность в Арктике».
«Россия активно развивает свои территории в Арктике, и это создает условия как для честной, так и для нечестной конкуренции, а это уже чистая политика», — отметил Константин Косачев, председатель комитета по международным делам Государственной думы.
Необходимость сбалансировать аспекты обороны и развития — это важнейший вопрос из тех, которые сейчас стоят перед Россией, как сказал Крис Тук (Chris Tooke), аналитик компании GPW.
Москва оказала помощь компании Новатэк, добывающей газ в Арктике, смягчив требование о том, что по Северному морскому пути могут ходить только суда, зарегистрированные в России, — такое требование могло снизить экспортный потенциал компании. Однако, по мнению Тука, такие шаги будут редкостью.
«В целом, я думаю, императивы безопасности одержат верх над коммерческими интересами, а эта напряженность и необходимость развивать инфраструктуру, вероятно, замедлят прогресс в коммерческом использовании в среднесрочной перспективе, — объяснил он. — Но нет никаких сомнений в том, что здесь имеется большой потенциал».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 6 "The Financial Times (США): Россия претендует на господство в Арктике" НЕ претендует, а уже доминирует в Арктике. Ибо это ключевой регион мира в уже сейчас. А уж когда ресурсы иссякнут в других точках - тем более. Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 0 Spax2018, Это всё из-за коммунистов! Сволочи! Сколько баз там наделали! 
| 0 Spax2018, про камуняк забыл написать и ГУЛАГ! 
| 0 русский татарин, он только про гнилую морковь знает, ему так рассказывали. 
| 0 Русский татарин, ему про гнилую морковь в душу сильно запало, а про ледокол Ленин не рассказывала мама 
| 8 Россия, у которой пятая часть ее территорий находится за Полярным кругом Этим все сказано,сволочи! Хватит делить Планету по своему усмотрению! Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Ольхон, Меня просто удивляет! Антарктиду открыли Русские ! Так откуда там могли появиться : "Земля Принца Уэльса" ? Или " Земля Королевы Мод" ? Какие могут быть споры? Или гора " Имени полковника Эвереста " был сотворен Господом Богом со времен сотворения Мира? 
| 2 "The Financial Times (США): Россия претендует на господство в Арктике" Что, кстати, очень странно. Ведь если посмотреть глобус, то рядом с Арктикой находится США, Англия, Австралия и еще поляки с прибалтами, а вовсе не Россия. Поэтому естественно претендовать на Арктику англосаксам и их "друзьям" !!! Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 Мехханик, Таяние льдов в нашем секторе, вроде, в 4 раза быстрее, чем в канадском. Это Чубайс придумал и воплотил в металле тиепловой насос, который замораживает их сектор и нагревает наш! Вы не знали? Чубайс - секретный Герой Труда! 
| 0 Мехханик, а на глобусе Украины вся Планета украинская!))) 
| 0 Ольхон, Если верить их учению, то сначала были созданы украинцы, а потом Бог... 
| -52 «Арктика» стал первым ледоколом, достигшим Северного полюса в 1977 году. «За эти годы никаких существенных изменений не произошло, ни в форме корпуса, ни во внутренних компонентах» И тут застой! Раскрыть всю ветку (13 сообщений в ветке) 
| 0 General Violation Fault, идеально спроектированные вещи не требуют радикальных изменений. Автомат Калашникова, порш911, российские атомоходы, ... 
| 0 2m, какой еще автомат Калашникова, если это - автомат Шмайсерашникова? При чем тут порш? Какие еще российские атомоходы, если в СССР заложили, и все никак изменить не в состоянии? Я уже не буду говорить о Буране, который не более, чем подобие Спейс-Шаттла... 
| 0 General Violation Fault, Зато у "цивилизованных" - США и форма и корпус - всё поменялось - сгнили, но это мелочи и своих "хозяев" ругать - накажут и больно... 
| 0 as.volodia, хоть раз в жизни «Замвольт» видели? Хотя бы на картинке? 
| 0 as.volodia, Никогда и нигде не видел его арктический вариант, а вам, видимо, приснился или просто мрии? - Если учесть, что они оба и в тёплых-то краях - "через пень, колоду" плавают, то в Арктике - это ж, как надо пресмыкаться перед "исключительными" американцами, чтобы иметь такие мрии... 
| 1 General Violation Fault, "какой еще автомат Калашникова" (С) Я всегда знал, что ты туп, как дерево, но не знал, что до такой степени. Хотя профессиональный тролль - оно тролль и есть, как его ни назови. И вообще, Фольт - всего лишь жалкое подобие человека. Да какое там, человека, надо ещё внимательно посмотреть, что там вообще общего с шимпанзой... 
| 0 Если я - тролль, то ты - всего лишь хомячок. Думаешь, это делает тебя умнее? 
| 1 General Violation Fault, "Если я - тролль, то ты - всего лишь хомячок" (С) Ты не тролль, ты - недошимпанзе, не удосужившееся заглянуть в Ютуб и поглядеть на сборку-разборку Калаша, Stg-44 и М-16. А также на то, в чём разница в конструкции между "Челленджерами" и "Буранами". .. А если заглянул и таки увидел, но продолжаешь гнать тут прежнюю лажу, то ты даже не недошимпазе, а недолемур какой-то, попавшийся в лапы доблестным "британским учОным" - долбать по клаве научили, но вот думать - пока никак:)) Одно слово - Fault of intellect... 
| 0 Jackson 57, так ты свои "знания" из Ютуба черпаешь? До чего дошел прогресс! До невиданных чудес! Опустился на глубины И поднялся до небес. Позабыты хлопоты, Остановлен бег. Вкалывают роботы, А не человек. Учись, учись, "Электроник"! 
| 0 Jackson 57, Основное отличие советских аппаратов от американских - наличие у нас системы спасения экипажа! Американцы своих возят в кузове грузовика. Американцы просто не заморачиваются на этом. Страховку вдове и пусть не жужжит. Зачем разрабатывать, испытывать возить зря! 
| 0 General Violation Fault, General Violation Fault ошибка возникавшая только на старых процессорах типа x86. Санитары! Смените ему процессор, а то какую то фигню несет постоянно! 
| 0 General Violation Fault, "... так ты свои "знания" из Ютуба черпаешь?" (С) Нет, это специально для тебя отсылка - строго пропорционально демонстрируемому уровню интеллекта, где-то примерно как раз в районе подплинтусной щели, вперемежку с тараканами. Ну, поскольку ничего более серьёзного столь тупому троллю по штату понимать и излагать просто не положено:)) Ну так что там насчёт конструкций штурмовых винтовок - что к чему всё-таки ближе - "Калаш" к "Штурмгеверу" или М-16 к тому же Stg-44? А, ну что скажешь, опарыш-троллёныш-треплёныш? 
| 0 General Violation Fault, Экий вы, батенька, германофил. 
| -60 Россияне в очередной раз готовы отдавать жизни и здоровье для того, чтобы обеспечить нас сырьём и теплом. Похвально. Раскрыть всю ветку (22 сообщений в ветке) 
| 0 litovec11, мы не просто так, мы с вежливой отсрочкой. С последующим обменом на ваши территории, без которого ваши собственные природные ископаемые никогда не станут полезными. 
| 0 Армия Подполья, ваши агрессивные мечты навсегда останутся мечтами, так как НАТО надёжно защищает нас. 
| 0 Litovec11, никаких мечтаний, голая наука и анализ демографических трендов на ваших вымирающих сифилитических хуторах. 
| 0 Армия Подполья, Они уже забыли, что были шведскими рабами! Их продали Петру! 
| 3 litovec11, также похвально и то, что вы без проблем отдаете нам свои, заработанные тяжким трудом, деньги за энергоресурсы по ценам, которые устанавливаемые мы. Почем нынче в Литве сжиженный газ от оккупанта? 
| 0 заработанные тяжким трудом stankach, какую работу в Литве по тяжести и опасности для жизни и здоровья вы могли бы сравнить с добычей газа-нефти в Уренгое? У меня сейчас на улице- плюс 10, в Уренгое- минус 10. "На Ямале выросла детская смертность" 
| 1 litovec11, и это пишет жертва литовских образвания и пропаганды с депрессивно-суицидальным психозом?! По проспекту Гедемина гулял недавно— в основном малороссийский суржик. За что литовцы свои здоровье и жизни отдали?! 
| 0 Деревообрабатывающий комбинат, А по статистике:всего "Туристы в Вильнюсе: больше всего белорусов и россиян" Кто из них на суржике говорит? 
| -38 litovec11, картошку сажай больше. 
| 0 Сеньор Помидор, томаты! 
| 0 litovec11, вас к тому времени не будет. И это будет для вас облегчением. 
| 2 Шпротина, вы ДОХНЕТЕ чтобы освободить для нас планету. 
| 0 Александр Рыбакин, понятно, ваша шпротина захватила не только вашу голову, но и планету, и вся надежда, что она когда- нибудь сдохнет, и вы будете существовать не с живой шпротиной в голове, а с дохлой, при чём вокруг вас будут не захватившие планету живые кильки, но их трупы. Прекрасное будущее- Александр Рыбакин , заваленный трупами шпротин, с трупом шпротины в голове и её хвостом, торчащим из глазницы Рыбакина. 
| 0 Тут есть ветеринар? Кто может расшифровать что набредила эта шпротина? ;) 
| 0 А вдоль дороги Рыбакины с хвостами шпротин в глазницах стоят. И тишина... 
| 0 А еще тупее высер можешь родить, шпротина? 
| 0 Александр Рыбакин, И что ответила вам ваша галлюцинация- шпротина? Вы такой забавный в своей болезни. 
| 0 У тебя получилось, шпротина. А еще тупее можешь? Ну-ка, попробуй. 
| 0 litovec11, У трибалтов, как видно, идиосинкразия на тоталитаризм. Бегут они от него на свободу. Не размножаются трибалты в эндемичных анклавах. 
| 0 litovec11, А почём вас шведы Петру продали? Вместе с землёй 
| 0 liova01, Про продажу вам ваш хозяин рассказал? Он над вами посмеялся, рассказал вам, чтобы вы это написали, выставив себя слабоумным. 
| 0 litovec11, Думаете, что шведы уничтожили улики? Так в Архиве Древних Актов второй экземпляр купчей хранится. 
| 3 Лимитрофы в очередной раз готовы отдавать жизни и здоровье, чтобы обеспечить пендосов пушечным мясом. Похвально. 
| 4 «..как сказал министр обороны Соединенного Королевства Гэвин Уильямсон ..» ————— Этот больше уже ничего не скажет. Вчера был выгнан с позором с занимаемой должности. Не «по собственному желанию», а именно с позором. За то, что слишком много говорил, кстати... Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 0 zwaan, Да, не везёт стране в последнее время - то премьер-министры - лгунишки, то министр обороны, ну очень хотел понравиться, тем за океаном, как впрочем и премьер-министры, как-то, забыв кому служат... Это вам не капитализм - мальчик в коротких штанишках, сто лет тому назад, когда не солидно было уважать деньги больше чем страну, которой служишь... 
| 0 as.volodia, идиотизм -- это больше, чем просто невезение. 
| 0 as.volodia, 0ncnjqybr Это другой "изм" - это капитализм в своём развитии, где за деньги - всё, хоть идиотизм "марионеток" во власти... Капитализм вырос, а политики измельчали, торгуя, в своих мелких корыстных интересах, оптом и в розницу, своими государствами...Сто лет назад политики, делая деьги, ценили себя и своё государство, сегодня - деньги дороже всего... Показателен путь Франции от Де Голля до Макрона, под чутким руководством США... Британия от У.Черчиля до Кэмерона, Блеера, Мэй, служащих, явно не своей стране, своей патологической ложью, в интересах заокеанских, а не британских... 
| 0 zwaan, Мэй - агентка Путина! Нашла повод выгнать этого иалолетку за выпады против патрона! 
| 1 Россия не претендует. Россия господстьвует! Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 liova01, С языка снял. 
| 0 trall400, Извините. Я не нарочно вашу мысль прочитал... 
| 0 Россия построила первый в мире ледокол «Ермак» 120 лет назад. ------------------------------------------------------------ Англия его построила для России.В 1964 году иуда Хрущёв его распилил и на утилизацию ушло в разы больше денег,чем превратить ледокол в музей. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 mig, Хрущёв - агент империализьма! Его полезный идиот. 
| 0 Пританцы!Специально для вас северозападный проход, осваивайте на здоровье! Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Капасёв, Они уже пробовали раз. Померзли все. Идиоты перлись в арктику с "полным набором джентельмена" : маникуюрными ножницами, машинка для закрутки усов. Брезговали одеваться как эскимосы, и замерзали в своих пропитанвых потом шерстяных костюмах, не использовали собак (жестоко, понимаешь), и дохли от переутомления. (Специально книги читала про "освоение Арктики бринтанцами в 19 веке") 
| 0 Капасёв, Там же тепловые насосы Чубайса стоят. Они гонят холод в Канаду, а тепло к нам. Вы не знали? Это же всем известно!
Показать новые комментарии (0)Spax2018
liova01
русский татарин
helgeland
helgeland
Ольхон
Александр Глушков
Мехханик
liova01
Ольхон
as.volodia
General Violation Fault
2m
General Violation Fault
as.volodia
General Violation Fault
as.volodia
Jackson 57
General Violation Fault
Jackson 57
General Violation Fault
liova01
siberiadad
Jackson 57
liova01
litovec11
Армия Подполья
litovec11
Армия Подполья
liova01
stankach
litovec11
ДОК
litovec11
Сеньор Помидор
русский татарин
0ncnjqybr
Александр Рыбакин
litovec11
Александр Рыбакин
litovec11
Александр Рыбакин
litovec11
Александр Рыбакин
liova01
liova01
litovec11
liova01
c5
zwaan
as.volodia
0ncnjqybr
as.volodia
liova01
liova01
trall400
liova01
mig
liova01
Капасёв
Astralhunter
liova01
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)