Брюссель — Еще до выборов в Европарламент, которые прошли в мае 2019 года, в Брюсселе ходила шутка о Системе быстрого оповещения (Rapid Alert System): она не быстрая, нет никаких оповещений, и нет никакой системы.
Эти попытки Европы противостоять российскому вмешательству могут послужить уроком для других стран, включая США, где, как ожидают чиновники разведывательных агентств, Россия попытается вмешаться в президентские выборы 2020 года. Во многих смыслах по сравнению с Вашингтоном Евросоюз оказался более агрессивным в своих обращенных к соцсетям требованиях внести изменения и найти новые способы борьбы с дезинформацией.
Однако в процессе реализации этой инициативы Евросоюз оказался на опасном пути, где пересекаются свобода слова, пропаганда и национальная политика. Попытки выявить и противостоять пропаганде оказались не только чрезвычайно сложными, но и политически окрашенными.
И новая Система быстрого оповещения — широко разрекламированная система, призванная оповещать правительства о кампаниях России прежде, чем они дадут метастазы, как это произошло во время президентских выборов в Америке в 2016 года, — стала очередным примером.
К примеру, европейские аналитики, работавшие в шестиэтажном здании в центре Брюсселя, весной этого года обнаружили в твиттере подозрительные аккаунты, распространявшие ложную информацию о политическом скандале в Австрии. За несколько дней до выборов в Европарламент эти твиты демонстрировали очевидные признаки политического вмешательства России.
Евросоюз пытается представить свои попытки справиться с российской дезинформацией как выдающийся успех: чиновники не раз заявляли, что они помогли защитить выборы и сдержать российскую пропаганду. Однако в ходе бесед с десятком действующих и бывших чиновников Евросоюза, а также анализа внутренних документов, стало ясно, что этот процесс подрывается разногласиями — такими же, которые помешали чиновникам объявить тревогу в связи со скандалом в Австрии.
Как показывают документы, большинство стран вообще не принимали участия в этом процессе, в результате чего эта сеть превратилась в свалку непроанализированной информации, часть которой могла бы оказаться полезной.
Теперь даже те чиновники, которые глубоко верили в эффективность этой системы, говорят, что заявления Евросоюза о том, что ему удалось сдержать атаки России, являются серьезным преувеличением. Они предупреждают, что в отсутствие изменений эта система предупреждения очень быстро прекратит свое существование.
«Реальность совсем другая», — сказал Якуб Каленски (Jakub Kalensky), бывший ведущий аналитик Евросоюза по дезинформации. По его словам, внутренняя политика и сопротивление со стороны некоторых европейских лидеров сделали систему настолько медлительной, что она не может эффективно реагировать на российскую угрозу.
«Это потемкинская деревня, — сказал Якуб Янда (Jakub Janda), исполнительный директор чешской организации «Европейские ценности», специализирующийся на российской дезинформации. — Те, кто разбирается в сути ситуации, не воспринимают эту систему всерьез».
Высокопоставленные европейские чиновники, отвечающие за эту инициативу по борьбе с дезинформацией, это отрицают и подчеркивают, что Евросоюз осваивает новую территорию. По их словам, новая система оповещения уже стала важным источником информации для экспертов и чиновников по всему Евросоюзу.
Они утверждают, что они занялись этим вопросом в 2015 году, создав рабочую группу аналитиков, которые прочесывают интернет и которые уже публично разоблачали российскую дезинформацию. Система оповещения — частная компьютерная сеть, в которую любая страна может добавлять данные или предупреждения — была создана в начале 2019 года в попытке расширить эту инициативу.
«Стоит отметить, что нигде в мире не проводятся подобные операции», — сказал Йоханнес Барке (Johannes Bahrke), представитель Европейской комиссии.
По словам Барке, чиновники отстаивают результаты анализа в случае со скандалом в Австрии. Лутц Гюльнер (Lutz Güllner), один из высокопоставленных европейских чиновников, контролирующих кампанию по борьбе с дезинформацией, сказал, что нежелание поднимать тревогу в том случае было отражением осторожности его команды. «Мы решили, что нам необходимо быть более осмотрительными, — сказал он. — Получая каждый новый образец пропаганды, аналитики спрашивают себя: что нам с этим делать? Как нам это классифицировать?»
Использование Россией европейских сайтов и аккаунтов в соцсетях, а также подъем ультраправых политических партий, чьи посылы часто совпадают с посылами России, еще больше усложнили работу экспертов. К примеру, предполагаемые российские агенты часто использовали аккаунты в Фейсбуке, на первый взгляд принадлежавшие ирландцам, чтобы попытаться разжечь напряженность в Северной Ирландии, как недавно обнаружили эксперты. А ультраправые подражатели в Италии вторили аргументам Кремля.
Однако эти кампании остаются недоступными для европейских аналитиков. Экспертам запрещено разоблачать пропаганду, которую продуцируют европейские сайты и медиа, — такое ограничение должно защищать от посягательств на свободу слова. Эксперты могут отслеживать только официальные российские источники и регулярно выступать с сообщениями, разоблачающими дезинформацию, касающуюся Евросоюза.
«У них даже нет возможности привлекать внимание к пропаганде ультраправых», — сказал Каленски, который теперь занимается исследованием дезинформации по поручению Атлантического совета. Даже в этих сообщениях находит отражение давление внутренней политики.
К примеру, как рассказали чиновники, знакомые с ситуацией, редактируя один из последних докладов, посвященных пропаганде накануне выборов, чиновники удалили из текста все упоминания о поддержке, оказываемой Россией ультраправым и ультралевым политическим группам. Эти упоминания были заменены на предупреждение о «злонамеренных источниках внутри и за пределами» Евросоюза.
По словам чиновников Евросоюза, такие корректировки являются отражением уникальной политики Евросоюза — блока из 28 стран, в котором португальские социалисты, французские центристы и венгерские консерваторы имеют равное право голоса. Одно дело, когда аналитики называют дезинформацией те истории, которые Россия распространяет об Украине. Но, когда такие же заявления делаются в отношении правительства Венгрии, все становится намного сложнее.
США сталкиваются примерно с такими же проблемами. Американские чиновники выдвинули обвинения и ввели санкции против распространителей российской пропаганды и чиновников российского правительства. Однако создание программы по выявлению и разоблачению пропаганды — в духе европейской программы — будет противоречить закрепленному в конституции праву на свободу слова, а также вызовет сопротивление со стороны президента Трампа, который сам распространяет теории заговора и который пытался преуменьшить значимость российской кампании влияния.
Подобные споры ведутся и в Европе. Бывшие члены Восточного блока, такие как Литва, при содействии союзников из Соединенного Королевства выступают в поддержку жесткой позиции в отношении России, тогда как Франция и Германия поддерживают идею сближения и дипломатии. Одним из проявлений этого раскола стало то, что рабочая группа по борьбе с дезинформацией была создана специально для противостояния российской дезинформации, однако в ее записанных целях нет ни одного упоминания о России.
«Европе очень нравится верить или говорить, что в процессе диалога можно достичь соглашения, — сказала Йовита Нелюпшене (Jovita Neliupsiene), официальный представитель Литвы в Евросоюзе. — Публичное порицание — это не по-европейски».
По словам Нелюпшене, ее вдохновляет нынешний прогресс. Евросоюз открыто призывает к дальнейшему сопротивлению российской угрозе. Рабочая группа, на которую долгое время не было денег, теперь получает финансирование.
Однако некоторые из наиболее рьяных сторонников этой инициативы также являются ее самыми активными критиками. По их словам, Брюссель сознательно маскирует проблемы. К примеру, в опубликованном в июне докладе касательно выборов говорится, что Евросоюзу удалось сдержать российскую пропаганду. Но в этом же докладе также сказано, что в этом году число случаев российской дезинформации удвоилось.
«Это такая реклама Евросоюза: он утверждает, что у него все получается, хотя на самом деле это не так», — сказал Янда.
В частных беседах европейские чиновники признают, что у них нет доказательств того, что именно их усилия позволили сдержать российскую пропаганду. Но они говорят, что разоблачение дезинформации, несомненно, приносит пользу демократии.
По словам высокопоставленных чиновников, они получили положительные отзывы о работе системы и что они постоянно работают над ее усовершенствованием.
По словам Гюльнера, непосредственная польза от Системы быстрого предупреждения заключается не в самих предупреждениях. «Непосредственная польза заключается в том, что эта система позволяет объединить все 28 стран-членов на основе общей платформы», — объяснил он. Сайт позволяет чиновникам делиться информацией и отслеживать тенденции.
На практике реализация этой инициативы идет неравномерно. Только треть европейских стран вносили свой вклад в ее реализацию накануне выборов в Европарламент, о чем говорится во внутреннем докладе чешского правительства. Те страны, которые вносили свой вклад, зачастую просто загружали новые вырезки или сообщения от неправительственных организаций. В настоящее время нет ни единого стандарта, ни человека, который бы отвечал за анализ информации.
«Существует риск того, что Система быстрого оповещения прекратит свою работу», — говорится в докладе чешского правительства. Его составители призвали выработать стандарты касательно того, какой информацией необходимо делиться, и четкий план того, как нужно анализировать эти материалы. «Если мы хотим не просто тратить средства на сохранение платформы, где можно публиковать приглашения и где неправительственные организации время от времени смогут делиться результатами своих исследований, нам необходимо пересмотреть нашу стратегию».
Комментарии читателей:
Jacquie:
По крайней мере Европа создает систему для борьбы с российским вмешательством. Между тем благодаря Митчу Макконнеллу (Mitch McConnell) республиканцы в конгрессе даже не могут вынести законопроект на рассмотрение, чтобы хотя бы обсудить план того, как мы можем защитить наши следующие выборы. Макконнелл — это такая же большая угроза для американской национальной безопасности и демократии, как и Путин.
Jeff:
Почему Россия нас так беспокоит? Самую масштабную кампанию по распространению дезинформации проводит Белый дом. 10 тысяч примеров лжи, и их число растет.
JimBob:
Почему России все сходит с рук? Неужели из-за того, что они — «суверенное государство», они могут прятаться за своими границами и совершать преступления? Разве я могу запереться дома и начать взламывать системы местных компаний и банков, оставаясь безнаказанным? Разве все остальные страны мира не могут ввести санкции против российской экономики (которая не так уж и велика, особенно если лишить ее доходов от продажи нефти), чтобы заставить ее подчиниться?