Всего несколько лет назад Лондон и Дублин поздравляли друг друга c наступлением новой «золотой эпохи» в англо-ирландских отношениях. Однако Брексит, уверено констатируют авторы статьи, поставил на этой идиллии крест. И это отчетливо продемонстрировал состоявшийся 30 июля телефонный разговор между только что избранным премьер министром Борисом Джонсоном и премьер министром Ирландии Лео Варадкаром (Leo Varadkar).

Британские эксперты замечают, что отсутствие коммуникации между премьерами в течение недели после вступления Бориса Джонсона в должность премьер-министра само по себе стало очевидным симптомом ухудшения двусторонних связей, — а состоявшийся, наконец, разговор между ними не принёс ровным счётом ничего. Лео Варадкар решительно настаивает на необходимости сохранения гарантий по вопросу границы в Ирландии — субсидиарного правила, которое обеспечивало бы свободное перемещение товаров через единственную сухопутную границу Великобритании с Европейским союзом после Брексита, тем более, что ЕС придерживается единой позиции по этому вопросу. При этом Борис Джонсон, руководствуясь взглядами сторонников «жесткого развода», уверенно отстаивает точку зрения о необходимости снять это положение.

Наверняка премьер Борис Джонсон, окружённый единомышленниками, «жесткими брекзитёрами», будет держаться именно этого курса в вопросах Северной Ирландии. При этом эксперты замечают, что положение британского премьера осложняется зависимостью его правительства от голосов парламентариев, представляющих Демократическую юнионистскую партию (ДЮП — Democratic Unionist Party) в Северной Ирландии. Они — бескомпромиссные сторонники сохранения Северной Ирландии в составе Великобритании и крайне болезненно реагируют на всё, что предполагает ослабление страны и укрепление связей между североирландцами и правительством Ирландии. ДЮП также настаивает на отказе от принципа последней гарантии по границе (back stop).

Эксперты журнала «Экономист» полагают, что негативные последствия Брексита наверняка не были бы столь драматичны, если бы не подрывали историческое Соглашение Страстной Пятницы 1998 года, которое и без того не очень-то прочное. Белфастская Ассамблея (Belfast Assembley) не функционирует уже более двух лет из-за разногласий, которые вызвала программа развития «зеленой» энергетики, которая, как все признают, была подготовлена крайне непродуманно и небрежно.

А в результате — Северная Ирландия осталась без правительства. Но посещение новым премьер министром Белфаста 30 июля с целью проведения переговоров по преодолению кризиса оказалось абсолютно безрезультатным.

Британские эксперты считают наиболее вероятным сценарием развития событий — выход Великобритании из ЕС без сделки. А это ставит под угрозу выполнение существующего мирного соглашения. Как пишет «Экономист», в отсутствие правительства в Северной Ирландии британский кабинет министров, возможно, вернется к прямому управлению этой части страны из Лондона, чтобы предотвратить или, по крайней мере, иметь возможность принять необходимые меры в случае дестабилизации обстановки, которую очевидно может спровоцировать Брексит без сделки. Согласно опубликованному на прошлой неделе докладу НПО «Институт правительства» (Institute for government), «без прямого управления Северная Ирландия будет еще сильнее подвержена экономическим потрясениям в результате выхода из ЕС без договора».

Прямое управление из Лондона отбросит североирландцев на позиции двадцатилетней давности, во времена, когда не существовало Соглашения Страстной Пятницы. Это, как уверены эксперты, дополнительно осложнит отношения между британским и ирландским правительствами, и безусловно вызовет гнев националистов из Северной Ирландии, где очень сильны антилондонские настроения. Отчасти, как считают авторы статьи, эти настроения можно объяснить стремлением националистов остаться в Европе. Но существует и другая причина: ирландские националисты рассматривают правительство Джонсона, как, собственно, и кабинет его предшественницы Терезы Мэй, не в качестве беспристрастного судьи, а в качестве союзника ДЮП. При этом «Экономист» подчёркивает: существуют реальные опасения, что насилие может возобновиться.

Эксперты констатируют, что на сегодняшний день приоритеты Бориса Джонсона выглядят достаточно чёткими, — в то время как его первый контакт с премьер-министром Ирландии ограничился 15-минутным телефонным разговором, а большую часть вечера в Белфасте он провел за ужином с лидерами ДЮП.

Конечно, британские эксперты пишут в отношении Северной Ирландии весьма витиевато и с необычной осторожностью, — совсем не в таком стиле и тоне, как обычно британцы рассуждают на тему чувствительных проблем в других странах. Однако совершенно очевидно, что для действующего премьер-министра (который, стоит заметить, был избран на этот пост лишь 0,2% населения Великобритании) тема границы будет чрезвычайно трудной, если не сказать, взрывоопасной. Ведь ни бывшая премьер министр Тереза Мэй, ни Борис Джонсон так и не смогли предложить ничего конкретного в плане создания так называемой «бесшовной границы». И даже британские эксперты, которые скоры на руку относительно различных прогнозов, в этом случае хранят молчание.

Насколько политическому руководству Консервативной партии удастся удержать стабильность в Северной Ирландии, покажут следующие несколько месяцев.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.