Во вторник, 12 ноября, выступая на Парижском форуме мира министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил с нотками сарказма, что его страна уже привыкла к обвинениям в причастности ко всем волнениям и нестабильности в мире. За последние несколько лет США обвинили Россию в разжигании конфликтов в таких странах, как Украина, в дестабилизации ситуации в Европе и в затягивании кризисов в таких странах, как Сирия и Венесуэла — одна из нескольких латиноамериканских стран, где в настоящее время разворачивается политическая борьба.
«Недавно нас упоминали в контексте ситуации в Чили, именно поэтому саммит АТЭС был отменен. И я думал, почему же нас не упоминают в отношении событий в Ираке, Ливане и сейчас в Боливии, — сказал Лавров, как передает российское информационное агентство ТАСС. — То есть нас не обвинили в происходящем в Боливии, и это на самом деле странно. Что-то происходит в умах тех, кто обычно создает геополитическую повестку».
В воскресенье, 10 ноября, президент Боливии Эво Моралес (Evo Morales) объявил о своей отставке из-за массовых протестов, а также из-за того, что он лишился поддержки своих вооруженных сил в рамках того, что он и его сторонники назвали государственным переворотом. США не согласились с таким определением.
Но, по иронии, сенатор-республиканец Марко Рубио (Marco Rubio) предположил именно то, на что намекал Лавров. По словам Рубио, эта фраза, возможно, является частью устремлений президента России Владимира Путина в Южной Америке.
Рубио, чьи родители бежали с Кубы в 1950-х годах, то есть в период подъема коммунистического лидера Фиделя Кастро, долгое время открыто критиковал правительства левого толка в странах Латинской Америки, в первую очередь в Боливии, на Кубе, в Никарагуа и Венесуэле. В своем твите, опубликованном во вторник 12 ноября Рубио не только обвинил Россию в распространении ложной информации о происходящем в Боливии, но и возложил на американские СМИ ответственность за то, что они якобы развивают идею Кремля.
«Тем, кому интересно, как Путин использует дезинформацию в качестве инструмента внешней политики, стоит проанализировать освещение происходящего в Боливии. 1. Они придумывают фейковые новости. 2. Они распространяют их посредством обширной сети изданий и пользователей соцсетей. 3. Ведущие СМИ вторят этой дезинформации», — написал Рубио в Твиттере во вторник 12 ноября.
Те, кто считает произошедшее в Боливии государственным переворотом, указывают на участие вооруженных сил в свержении демократически избранного лидера и на то, что США десятилетиями использовали подобную тактику, чтобы избавляться от неугодных им лидеров в Латинской Америке. Моралеса, который попросил политического убежища в Мексике, поддержали те страны Латинской Америки, которыми руководят правительства левого толка, а также такие лидеры, как недавно вышедший на свободу бывший президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва (Luiz Inácio Lula da Silva) — чьей страной сейчас управляет Жаир Болсонару (Jair Bolsonaro), ультраправый критик Моралеса, — а также кандидат на президентских выборах в США сенатор Берни Сандерс (Bernie Sanders).
Те, кто отказывается называть происходящее в Боливии «государственным переворотом», утверждают, что администрация Моралеса пренебрегла требованиями закона, который запрещал ему переизбираться, и обвиняют лидера и его команду в недостаточной прозрачности президентских выборов, на которых он одержал победу с минимальным перевесом. Этой точки зрения, очевидно, придерживается администрация Дональда Трампа.
«Несомненно, вы слышали заявления Моралеса и его сторонников, в которых они называли его жертвой государственного переворота, хотя все эти события недвусмысленно показывают, что боливийский народ попросту устал от того, что правительство игнорирует волю своих избирателей. И продолжающиеся подстрекательство, беспорядки и насилие, подпитывающие эту ложную интерпретацию попросту вредят боливийской демократии», — сказал один высокопоставленный чиновник Госдепартамента в понедельник 11 ноября.
Другой высокопоставленный чиновник Госдепартамента признал, что «слишком много насилия исходит от обеих сторон». Этот чиновник не сказал открыто, что партии Моралеса «Движение за социализм» необходимо запретить участвовать в выборах, однако он добавил, что «люди, которые были непосредственным образом замешаны в попытках исказить итоги выборов, не должны участвовать в будущих выборах».
Однако в тот же день Министерство иностранных дел России выступило со следующим заявлением: «С тревогой воспринимаем драматическое развитие событий в Боливии, где развязанная оппозицией волна насилия не позволила завершить президентский мандат Эво Моралеса». В заявлении также отмечалось, что «готовность правительства к поиску конструктивных решений на основе диалога была сметена развитием событий по лекалам срежиссированного госпереворота».
Боливия могла бы стать очередной страной, в которой Москва и Вашингтон столкнутся друг с другом в Латинской Америке, где Путин старался поддерживать сохранившиеся еще с советских времен связи с левыми партиями, с подозрением относящимися к американскому империализму 21 века. В случае с Кубой Россия в четверг 7 ноября поддержала вместе с 186 другими странами резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, призывающую США положить конец 60-летнему эмбарго в отношении этого островного государства.
Несмотря на то, что в 2014 году бывший президент США Барак Обама несколько смягчил позиции США в отношении Кубы, администрация Трампа усилила давление и существенно расширила санкции против Венесуэлы, разорвав все связи с президентом-социалистом Николасом Мадуро (Nicolás Maduro). Когда в январе оппозиционный лидер Хуан Гуайдо (Juan Guaidó) объявил себя лидером страны на фоне охватившего страну экономического кризиса и обвинений в коррумпированности правительства, в международном сообществе произошел раскол, и Вашингтон поддержал Гуайдо, а Москва — нет.
Спустя несколько месяцев попытки Гуайдо закрепиться во власти провалились, несмотря на поддержку Запада, а страны региона, которыми управляют правительства левого толка наряду с Россией, Китаем, Ираном, Турцией и другими глобальными державами, встали на сторону Мадуро. В понедельник 11 ноября Мадуро заявил, что он и его администрация «категорически осуждают государственный переворот, направленный против нашего брата — президента Боливии».
«Социальные и политические движения по всему миру мобилизовались, чтобы потребовать сохранить жизнь коренному народу Боливии, жертвам расизма», — добавил он.