Один из самых вдохновляющих аспектов резолюции 296, в которой признается геноцид армян, и за которую недавно подавляющим большинством проголосовала палата представителей, заключается в том, что она не исключает и другие народы, также пострадавшие от политики геноцида, которую проводили турки-османы. Уже в первом предложении резолюции признается «кампания геноцида против армян, греков, ассирийцев, халдеев, сирийских христиан, арамеев, маронитов и прочих последователей христианской веры».

Последние слова (прочие последователи христианской веры) являются ключом к пониманию этой трагической главы в истории. Христианство — это то, что было общего у этих очень разных в остальном народов. Следовательно, именно вера, а не национально-этническая принадлежность и не какие-то обиды и недовольства стали определяющим фактором, на основе которого турки решали, против кого проводить «чистки», а против кого — нет.

Геноцид очень часто ассоциируют с армянами, потому что их погибло больше всех. Они стали олицетворением жертв геноцида. Согласно общепризнанным данным, турки уничтожили полтора миллиона армян, 750 тысяч греков и 300 тысяч ассирийцев.

Что касается остальных народов из списка (слово «ассириец» также означает халдеев, сирийских христиан и арамеев), во время геноцида их численность сократилась наполовину с 600 тысяч до 300 тысяч человек. Иными словами, в процентном соотношении с их численностью погибло больше всего христиан, включая армян.

Джозеф Якуб (Joseph Yacoub) в своей книге «Год меча. Геноцид ассирийских христиан» (Year of the Sword: The Assyrian Christian Genocide) подчеркивает следующие моменты: 1) что ассирийцев систематически и массово уничтожали, 2) что главной причиной геноцида против них и соответственно против армян и греков была их христианская вера.

Заслуженный профессор Католического университета Лиона Якуб представляет многочисленные документы и сообщения надежных очевидцев, государственных органов и организаций помощи, в которых изложены бесчисленные факты зверств и жестокостей против ассирийцев. Это массовые убийства, изнасилования, марши смерти, садистское выкалывание глаз, осквернение и разрушение сотен храмов.

Отмечая, что ассирийцев «уничтожали по причине кровожадного безумия османской власти, в основе которой лежала отвратительная форма разнузданного национализма», Якуб подтверждает, что «политика этнических чисток разжигалась пан-исламизмом и религиозным фанатизмом. Христиан считали неверными (кяфирами). Призыв к джихаду, узаконенный указом от 29 ноября 1914 года и организованный в политических целях, стал частью плана по «захвату и объединению земель христиан и по их истреблению». В некоторых важных документах, в том числе, от 1920 года, подтверждается, что у османов «существовал план по уничтожению христиан Турции».

Та роль, которую играли другие меньшинства, находившиеся под властью османов, а именно мусульманские меньшинства, дополнительно указывает на то, что религия была разделительной линией. В то время на сцену вышел мало кому известный народ, который в последнее время стал героем газетных заголовков как «обманутый» борец за свободу — курды.

Между турками и курдами всегда существовала вражда, но когда встал вопрос о христианах, эти вечно ссорившиеся мусульманские народы временно отложили в сторону свои разногласия. «В Курдистане была объявлена священная война (джихад), и курдские племена с энтузиазмом откликнулись на призыв, действуя по плану и под твердым руководством турецких властей, — пишет Якуб. — Таким образом, курды были соучастниками массовых убийств и занимались мародерством по идеологическим причинам (потому что христиане были неверными)».

Якуб перечисляет многочисленные «зверства и преступления, которые турки и курды совершали во всех городах и деревнях без исключения». В одном из случаев, как свидетельствуют первоисточники, турки, курды и прочие «сунниты» выбрали «восемнадцать самых красивых девушек», загнали их в местную церковь, а потом «раздели догола и по очереди изнасиловали на Священном Писании». Один очевидец вспоминал, что совершаемые даже против детей злодеяния были «настолько ужасны, что от этого стыла кровь в жилах, и возникало чувство омерзения».

Но геноциду христиан начала 20 века предшествовали многочисленные более ранние прецеденты. Вот лишь один пример. В период с 1843 по 1847 годы курды проводили массовую резню среди ассирийцев в районе озера Ван. Более 10 тысяч мужчин было убито, а женщин и девушек «тысячами насиловали, калечили и насильственно обращали в ислам».

На этом история не закончилась. Христиане подвергаются геноциду и в наши времена. Те ассирийцы, которые оказались под властью «Исламского государства» (запрещенная террористическая организация — прим. перев.), это «дети жертв Османской империи», отмечает Якуб.

Сегодня христиан-ассирийцев продолжают подвергать гонениям как член НАТО Турция, так и борющиеся за свободу курды.

Важно помнить не только о том, что жертвами геноцида были как армяне, так и другие народы. Важно знать, что ответственность за геноцид несут не только турки. Эти преступления совершали мусульмане, а жертвами были христиане. Такое разделение живет и здравствует в нашем мире по сей день.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.