Во вторник, 29 сентября, на второй день своего визита в Вильнюс, Эммануэль Макрон посетит Антакальнисское кладбище. Он возложит венок к мемориалу, построенному в честь четырнадцати литовцев, убитых 13 января 1991 года советскими солдатами, дислоцированными в Литве с целью не допустить продвижение страны к независимости. Это является обязательным пунктом, который власти Литвы включают в программу каждого официального визита. Но в данном случае ему будет уделено особое внимание. "Исходя из слов президента Макрона, это одновременно подтверждение наших европейских корней и признание нашего права защищать нашу независимость«,- говорит литовский дипломат.
Этот первый визит главы французского государства после Жака Ширака в июле 2001 года, должен прояснить некоторые недоразумения. Литовцы, вступившие в Евросоюз и НАТО в 2004 году, преклоняются перед Альянсом, чтобы гарантировать свою безопасность перед лицом России. Достаточно сказать, что они не поддержали Макрона, обвинившего НАТО «в смерти мозга». Они также не одобрили его план по возобновлению стратегического диалога с Москвой, обнародованный год назад без предварительной консультации со столицами Центральной и Восточной Европы. По мнению литовских властей, эта инициатива восходит к давнему соблазну Франции вести переговоры с Россией на равных, иногда ценой некоторой наивности и без учета мнения ее восточноевропейских соседей. Так, десять лет спустя литовские дипломаты с некоторой горечью вспоминают, что Франция рассматривала возможность продажи двух вертолетоносцев «Мистраль» Москве — прежде чем отказалась от сделки в ответ на аннексию Крыма…
«Этот визит французского президента в разгар белорусского кризиса, посылает любопытный сигнал России и странам Балтии», — считает Тара Варма, директор парижского офиса Европейского совета по международным отношениям. «Для Макрона это прекрасная возможность исправить плохое впечатление, оставленное некоторыми его высказываниями. Ему придется уточнить, в чем состоит стратегическая автономия, к которой он призывает, и повторить, что европейская оборона не призвана заменить НАТО».
Перед отъездом в Латвию Макрон также посетит французский военный контингент, который дислоцируется в городе Рукла в рамках усиленного присутствия НАТО. В течение трех лет Франция вносит свой вклад в «Усиленное передовое присутствие» созданное НАТО в Польше и в трех странах Балтии. Она также участвует в усиленном наблюдении за своим воздушным пространством. Эти два механизма, одобренные в 2016 году на варшавском саммите, призваны успокоить страны, напуганные недавними российскими действиями в Грузии и Крыму.
Как подчеркивают в Елисейском дворце, эта поездка, «даст возможность выслушать наших партнеров, особенно их позиции в отношении России, и обсудить с ними, как лучше всего двигаться дальше, как в их собственных интересах, так и в интересах Европы ». Другими словами, речь идет не столько о том, чтобы отказаться от диалога с Кремлем, даже если он пока что не очень плодотворный, сколько о более активном вовлечении в него стран Балтии. И этот замысел можно было бы незамедлительно осуществить на белорусской земле.
В прошлый четверг в интервью «Фигаро», Светлана Тихановская призвала Эммануэля Макрона «говорить громче» и использовать свои отношения с Владимиром Путиным для выхода из тупика. «Нам хотелось бы, чтобы Франция начала диалог и сыграла роль посредника» в переговорах с белорусским режимом. Очевидно, просьба была услышана. «Ясно, что Лукашенко должен уйти», — заявил президент Франции в интервью «Журналь дю диманш», добавив накануне отъезда в Вильнюс, что не исключает встречи с Тихановской в Литве.