Когда уже ЕС предпримет какие-нибудь действия в отношении Белорусии — разрушающейся советской диктатуры у своего восточного рубежа? Доминик Рааб (Dominic Raab) пообещал, что Великобритания в одностороннем порядке введет против белорусских чиновников санкции наподобие закона Магнитского, перекрыв всем причастным к массовому заключению демонстрантов под стражу въезд на территорию страны. Между тем на заседании Совета ЕС по иностранным делам в прошлом месяце на предложенные санкции против Белоруссии наложил вето Кипр. Этот шаг еще больше ослабит «необязательную» резолюцию блока с осуждением президента Александра Лукашенко и отказом признать результаты августовских фальсифицированных выборов.
Предпринять решительные многосторонние действия против диссидентского режима Европейский парламент не в силах. Решение Кипра наложить вето на санкции продиктовано его обширными связями с Россией. Не зря Кипр называют «Москвой на Средиземном море», — островное государство связано с Россией ширящейся сетью общих экономических и политических интересов. Осуждая «попытки ЕС повлиять на Белоруссию посредством незаконных односторонних санкций» Москва посылает четкий сигнал зависимым странам вроде Кипра.
Однако небольшие государства Прибалтики — Эстония, Латвия и Литва — стали опытными профессионалами в сфере сдерживания Кремля. В этих небольших бывших советских республиках с общим населением в шесть миллионов человек (половина Москвы) проживает немало этнических русских. По переписи 2019 года этнические русские составляют 24,7% населения Эстонии, 24,9% населения Латвии и 4,5% населения Литвы. Во многом это можно объяснить распадом Советского Союза, когда 25 миллионов этнических русских внезапно и сами того не желая превратились в выброшенную на берег диаспору в Восточной Европе. Из этих цифр можно предположить, что бывшие советские страны-сателлиты автоматически созрели для российского влияния. Но после провозглашения независимости в 1991 году страны Прибалтики отчаянно отстаивали свой суверенитет, чтобы не попасть в сферу влияния Кремля.
Эти государства входят не только в ЕС, но и в НАТО (а с 2017 года на их границах размещены войска по программе усиления передового присутствия), и неуклонно пытаются обуздать зависимость от России и приближенных Владимира Путина.
Другим странам ЕС есть чему поучиться. Строительство газопровода «Северный поток — 2» из России в Германию осложняет санкции и дипломатическую работу по подрыву белорусского авторитаризма. Августовское отравление Алексея Навального всколыхнуло в Германии сопротивление: Берлин призвал ввести санкции против правительства России — но, что показательно, не против российских компаний, причастных к строительству газопровода.
И если попытки Великобритании остановить отмывание российских денег в Лондоне успехом не увенчались, то Прибалтика, наоборот, полна решимости свести российское принуждение к минимуму. Министр финансов Эстонии Мартин Хельме (Martin Helme) недавно призвал расследовать отмывание российских денег со стороны компаний из санкционного списка ЕС через «Данске банк» (Danske Bank).
Необычная демографическая ситуация в Прибалтике соответствующим образом скорректировала политику этих стран: отделять антикремлевские настроения от антироссийских. В частности, были предприняты усилия по интеграции этнических русских в более широкое общество, поощряется ассимиляция через финансирование языковых программ и создание государственных русскоязычных СМИ, ведется борьба с кремлевской дезинформацией. Литовские «эльфы» — лишь частный тому пример: финансируемая государством общественная организация активно разоблачает дезинформационные кампании в интернете. На прошлой неделе Литва, Латвия и Эстония запретили въезд 128 белорусским чиновникам на том основании, что они сфальсифицировали результаты выборов и нарушили права человека. В знак протеста против строительства в Белоруссии российской атомной электростанции министерства трех государств решили бойкотировать импорт электроэнергии из Минска.
В ответ на посягательства Кремля страны Прибалтики не рассчитывают на неуловимый консенсус внутри ЕС. Другим странам союза — равно как и Великобритании — есть чему поучиться у этих трех маленьких государств.
Сара Куликан — внештатный журналист и научный сотрудник Аналитического центра по внешней политике Лондонской школы экономики и политических наук (LSE Ideas), специализирующийся на постсоветской сфере и российском обществе.