Европейские лидеры постоянно призывают объединить усилия для борьбы с вирусом. Однако их готовность ввести драконовские меры против британцев в трудное для них время, превращает концепцию европейского единства в посмешище в отличие от попыток таких стран как Россия, Китай и Турция сместить мировой баланс сил в свою пользу.
Для большей части западного мира 2020 год запомнится как год, когда демократические правительства сосредоточили все имеющиеся ресурсы для борьбы с пандемией коронавируса, что получалось у них с переменным успехом. Более авторитарные режимы, однако, увидели в этом кризисе возможность сдвинуть мировой баланс сил в свою сторону.
Посмотрим на недавнее вопиющее поведение России. Вначале Россия направила свои выдающиеся возможности ведения кибервойны на то, чтобы взломать ряд западных фармацевтических компаний и исследовательских лабораторий, среди них были и британские организации. Затем выяснилось, что Москва провела масштабную кибератаку против правительства США с целью заполучить сверхсекретную информацию.
Хотя администрация Трампа не хотела публично обсуждать масштаб этой атаки, похоже, русским хакерам удалось проникнуть в ряд ключевых сетей правительства США. Среди пострадавших учреждений — министерство финансов и министерство торговли, где русским удалось заполучить доступ к системам электронной почты. Эксперты считают произошедшее самой крупной кибератакой на федеральное правительство за последние годы.
Более того, эта кибератака произошла на фоне все более агрессивного поведения России, особенно оно проявляется в Европе. Глава британских вооруженных сил генерал Ник Картер (Nick Carter) в своей ежегодной речи перед Королевским объединенным институтом оборонных исследований говорил, что сюда относится также развертывание десятка военных кораблей и самолетов Северного, Балтийского и Черноморского флотов, которое Россия провела в этом месяце. Картер назвал это развертывание «демонстрацией силы в водах у берегов Британии и Ирландии».
Желание Владимира Путина справиться с врагами не ограничивается только иностранными противниками. Хитроумное расследование, проведенное лидером российской оппозиции Алексеем Навальным и сайтом расследований Bellingcat, показало, что разведывательная служба Москвы ФСБ, подчиняющаяся непосредственно Путину, пыталась убить Навального с применением «Новичка».
Китай — еще одно авторитарное государство, воспользовавшееся пандемией в собственных целях. В начале года Пекин подвергся международному остракизму за попытки скрыть первую вспышку covid-19 в Ухане. Однако сейчас Китай чувствует себя достаточно смело, чтобы впервые за год направить авианосец с ударной группой на борту через Тайваньский пролив и там самым увеличить напряжение в Индо-Тихоокеанском регионе.
Между тем Турция, где исламистский режим Реджепа Тайипа Эрдогана усилил репрессии в отношении атеистических оппозиционных групп, воспользовалась затишьем пандемии, чтобы поиграть мышцами на Южном Кавказе и в восточном Средиземноморье. На Кавказе Эрдоган предоставил Азербайджану военную поддержку в нападении на спорные территории Нагорного Карабаха, а в Средиземноморье Турция провокационно бурила газовые скважины у побережья Кипра, чем вызвала гнев Европейского союза.
Разногласия, возникшие в западном альянсе, не помогают противостоять усилению авторитаризма по всему миру. Да, во многих случая напряжение в трансатлантических отношениях можно списать на напыщенный стиль Дональда Трампа, но значительные разногласия очевидны и среди европейских лидеров. Об этом свидетельствует прискорбная реакция лидеров ЕС на обнаружение нового штамма коронавируса в Великобритании.
Европейские лидеры постоянно призывают объединить усилия для борьбы с вирусом. Однако их готовность ввести драконовские меры против британцев в трудное для них время, превращает концепцию европейского единства в посмешище. Более жестко настроенные члены ЕС хотят наложить на Великобританию ограничения, равносильные блокаде. Все это не сулит ничего хорошего надеждам избранного президента Джо Байдена возродить западный альянс.
Байден говорит, что одним из его основных приоритетов на должности президента, в которую он вступит в следующем месяце, станет противостояние волне авторитаризма, захлестнувшей всю планету. Для этого он хочет возобновить связи с ключевыми демократическими союзниками и таким образом создать заграждение на пути попыток таких стран как Россия, Китай и Турция сместить мировой баланс сил в свою пользу.
Однако надежды Байдена на создание эффективной коалиции для борьбы с угрозой авторитаризма могут быть серьезно подорваны. Ведь страны, которые по идее должны быть союзниками, готовы отбросить принцип взаимного сотрудничества, когда им выгодно. Такое предосудительное поведение олицетворяет президент Франции Эммануэль Макрон. Это сердечное согласие в истинном свете продемонстрировала его готовность принести британцам дополнительные трудности в момент, когда они и так страдают от последствий введения жесткого режима изоляции.
Автократы и диктаторы не упустят мораль невыносимой реакции Европы на коронавирусные трудности Великобритании, ведь они больше всего потеряют, если западный альянс возродится. Итак, пока между лидерами свободного мира существуют глубокие разногласия, некому сражаться с неумолимым продвижением авторитаризма.