Сегодня, 19 февраля, СНБО провел заседание, посвященное очередным санкциям. На этот раз под них попал Виктор Медведчук и его супруга Оксана Марченко. Все их активы и имущество на Украине будут заблокированы. Основание — следствие СБУ по статье «Финансирование терроризма», в котором депутат и его супруга, к слову, даже не являются подозреваемыми.

Также под санкции попала украинская компания «ПрикарпатЗападтранс», которая контролирует 400-километровый трубопровод, поставляющий на Украину нефтепродукты из России и Белоруссии. Ее в СМИ связывали с Медведчуком (хотя сам депутат это опровергает). 

Никаких доказательств тому, что один из лидеров ОПЗЖ и его жена финансируют терроризм, СНБО не приводит. При этом есть основания полагать, что в реальности санкции связаны с вышеуказанной «трубой».  

В прошлый раз похожим «волевым» решением СНБО закрыл три телеканала, принадлежащие депутату «Оппозиционной платформы» Тарасу Козаку — якобы за получение денег с неподконтрольных территорий. Доказательств этого преступления власть не предъявила. 

Сегодня тем же путем пошли в отношении Медведчука. Разбирались в новых санкциях.

Что заявил Данилов по итогам СНБО

Первым пунктом повестки стал вопрос обострения в Донбассе. Зафиксировано увеличение обстрелов. Заслушали доклады главы генштаба Хомчака, а также разведчиков Буданова и Кондратюка. Правда, итоговое решение по вопросу засекречено. Но известно, что у Зеленского хотят вернуться к истории с пятью сценариями развития ситуации в Донбассе (об этом говорили еще в 2019 году, но так сценариев и не представили).

Во-вторых, поднимали «вопрос энергетической безопасности». Речь шла о нефтепродуктопроводе из России. Секретарь СНБО Алексей Данилов заявил, что он «аффилирован с двумя гражданами Украины», хотя «является государственной собственностью Украины». «Он оказался в частных руках по сомнительным процедурам». По словам Данилова, решили разобраться в этом вопросе. Забегая вперед скажем, что СНБО ввел санкции против компании-оператора «трубы» — ООО «ПрикарпатЗападтранс» (о ней мы еще расскажем ниже).

Ну, и самое важное — санкции ввели против 19 юридических и 8 физических лиц. Из украинцев среди них — Виктор Медведчук и Оксана Марченко. А также гражданская жена уже подсанкционного Тараса Козака Наталья Лавренюк. Остальные — граждане России. «Санкции вводятся на все имущество, которое есть у Медведчука… Они (супруги – прим. ред.) не имеют права его продавать, закладывать и пользоваться», — уточнил Данилов. В том числе подсанкционной становится доля Оксаны Марченко в телеканале 1+1.

Как сообщил Данилов, СБУ ведет следствие против народного депутата и его супруги по статье «Финансирование терроризма». Что и стало причиной санкций. Иными словами, Медведчук и Марченко пока даже не подозреваемые в этом деле. Однако Зеленский уже назначил их виновными, заблокировав активы на три года. Среди компаний, попавших под санкции, — в том числе и российские авиакомпании, которыми Медведчук и Бойко летали в Москву. Полного текста решения СНБО пока нет. 

Что означают эти санкции?

Как видим, Зеленский продолжил подменять правосудие санкционными процедурами. Нынешние санкции за «финансирование терроризма» введены против граждан Украины, которые проживают в стране, публичны и доступны для правосудия. При этом по столь тяжкой статье им даже не вручены «пидозры» (подозрения – прим. ред.). Это говорит о том, что никаких доказательств финасирования терроризма у правоохранителей скорее всего нет. Раз пошли не по стандартной законодательной процедуре. Никакой информации о том, как именно Медведчук «финансировал терроризм» не привел и Данилов. То есть повторилась история с телеканалами, которые также закрыли во внесудебном порядке.

У того, что произошло, есть два измерения. 

Первое — политическое продолжение перехода Зеленского в статус «нового Порошенко». Зе, видимо, всерьез претендует на ту часть электората, которая сегодня контролируется промайданными партиями — в первую очередь «Европейской солидарностью». На Банковой рассчитывают, что санкционный погром, который учинила власть в отношении ОПЗЖ, можно будет конвертировать в падение поддержки Порошенко, который, мол, мог «прогнуть Медведчука», но этого не сделал. Решение весьма показательное — видимо, у Зеленского понимают, что поддержки на юго-востоке ему уже не вернуть (особенно после закрытия трех оппозиционных телеканалов). И решили зайти с другой стороны. Правда, рейтинг «слуг» и лично Зеленского при этом все равно падает. 

Второе измерение — бизнесовое. Как упоминалось выше, заблокирован весьма лакомый актив — магистральный трубопровод, по которому на Украину поставляются бензин и дизель. Есть основания полагать, что именно с ним связаны и санкции по Медведчуку. Разберем эту историю подробнее. 

Связан ли Медведчук с нефтегазовой трубой?

Накануне введения санкций активизировались разговоры о том, что меры против Медведчука вводятся в связи с компанией «ПрикарпатЗападтранс», которую он якобы контролирует. На брифинге в СНБО Данилов о такой взаимосвязи прямо не заявил. Но то, что и компания, и народный депутат попали по сути в один санкционный список — факт красноречивый. К тому же секретарь Совбеза туманно намекнул, что «Западтранс» аффилирована с двумя украинцами (хотя чисто юридически ее учредители — иностранные компании). И ее нужно «вернуть государству». 

Попытки связать эту компанию с одним из руководителей ОПЗЖ идут уже несколько лет. Фирма обслуживает магистральный нефтепродуктопровод «Самара Западный», который проходит из России через Украину. По нему качают не сырую нефть, а дизель, бензин и тому подобное — с территории РФ, но в том числе так попадают на Украину и белорусские нефтепродукты. Они идут как на внутреннее потребление, так и для реэкспорта в Евросоюз. 

«Западтранс» управляет украинской частью трубопровода — примерно 400 километров — с 2017 года. Такое решение принял тогда Ровненский областной хозсуд. Тема с этим активом резко активизировалась на днях. 11 февраля, НАБУ вручило подозрение эксперту, чей вывод лег в основу судебного вердикта — по которому ООО «ПрикарпатЗападтранс» получило контроль над частью трубы. Эту часть ей продала российская компания «Транснефть». Расследование тянулось с того же 2017 года. Но, как видим, дошло до «пидозры» аккурат за неделю до введения санкций. 

Правда, само антикоррупционное ведомство ничего не говорило о принадлежности компании Медведчуку. Официально ей владеет резидент Швейцарии Анатолий Шефер. Само предприятие заявляет, что имеет кроме швейцарских, и белорусские инвестиции (один из акционеров — расположенный в Минской области «Нефтебитумный завод»). Однако в группе поддержки НАБУ — среди грантовых активистов — постоянно заявляли, что контролирует компанию лидер «Оппозиционной платформы». Также эту тему эксплуатировали на телеканалах Порошенко. Правда, не приводя никаких прямых доказательств. Косвенно же заявлялось, что фирмы Шефера когда-то заключали контракты с компанией «МБК Агротехника» жены Медведчука Оксаны Марченко. Других, более убедительных связей, не приводилось. 

В 2018 году Медведчук подал в суд на телеканал «Прямой». Телеведущие шоу «Закрытая зона» тогда объявили, что лидер ОПЗЖ контролирует нефтегазовый бизнес между Россией и Украиной. «И определенные сегменты межгосударственной торговли между Россией и Украиной именно в топливно-энергетическом секторе так или иначе контролирует Медведчук. В первую очередь это поставка дизельного топлива по нефтепроводу, которая контролируется близкими к Медведчуку людьми, и уже актуальная тема… сжиженный газ», — говорилось в передаче. 

Печерский суд признал эти заявления лживыми. «Прямой» пытался обжаловать приговор, но проиграл и апелляцию, и кассацию. Точку в этом деле 1 июля поставил Верховный суд. Но после того, как НАБУ объявило подозрение судебному эксперту, который выдал разрешение на передачу трубопровода компании «ПрикарпатЗападтранс», разговоры о роли Медведчука возобновились. Поэтому в тот же день — 11 февраля — «Оппозиционная платформа» сделала заявление, что отношения к ее лидеру эта фирма не имеет. «Заявляем, что ни Медведчук, ни члены его семьи не имели и не имеют никакого отношения к упомянутому активу, как и к поставкам и реализации дизельного топлива и сжиженного газа», — говорится в релизе партии. То есть, не исключено, что санкции против предприятия принимаются на основании не доказанной в судебном порядке связи с Медведчуком. 

Интересно, что это уже не первая атака на компанию, которая качает на Украину дизель и бензин. После прихода к власти Зеленского на поставки российского топлива были введены пошлины. Что спровоцировало дефицит осенью 2019 года. У президента говорили, что таким образом отвечают на последовавшие ранее «бензиновые» санкции России. Но в «ПрикарпатЗападтранс» ответили, что таким образом растет лишь дефицит и цены на внутреннем рынке. После чего вопрос решили, заполнив трубу топливом из Белоруссии, которое пошлиной не облагалось. Еще раз такие пошлины были введены в августе 2020 года. В СМИ тогда заявлялось, что офис президента ведет курс на «энергетическое обескровливание» Медведчука. 

Но в любом случае, новые санкции против компании, которая управляет «дизельным» трубопроводом, могут вызвать остановку импорта этого стратегически важного продукта. Даже безотносительно того, Медведчук его контролирует или кто-нибудь другой. 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.