Еще в 2013 году Россия контролировала почти половину мирового рынка космических пусков со своим крупным парком ракет, включая ракеты «Протон». Но технические проблемы с «Протоном», а также конкуренция со стороны компании «Спэйс-Экс» (SpaceX) и других игроков существенно уменьшили долю России. В этом году она может осуществить лишь около 10% от общего количества коммерческих запусков спутников, в то время как «Спэйс-Экс» проведет 50% таких пусков.


В прошлом руководители российской космической отрасли вели жесткие разговоры о соперничестве со «Спэйс-Экс», обещая недорогие и надежные услуги по выводу аппаратов на околоземную и геостационарную орбиту. Например, российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» ускоренными темпами разработала новую ракету-носитель «Союз-5», бросив вызов «Спэйс-Экс».


Но во вторник главный российский руководитель по космическим полетам, заместитель премьер-министра Дмитрий Рогозин сделал весьма примечательное заявление о конкуренции своей страны со «Спэйс-Экс».


«Доля ракет-носителей на общем рынке космических услуг составляет всего четыре процента, — сказал Рогозин, давая интервью российскому телевидению. — Четыре процента не стоят того, чтобы оттеснять в сторону Маска и Китай. Хорошие деньги можно делать на производстве полезной нагрузки».


Согласно данным независимого анализа, глобальный рынок космических пусков ежегодно дает 5,5 миллиарда долларов. Следовательно, лишившись половины своего рынка, русские потеряют около двух миллиардов. Это значительная доля их невоенного аэрокосмического бюджета.


Рогозин прав, говоря о том, что производство спутников — это намного более крупная отрасль, приносящая около 14 миллиардов долларов в год. Но и там есть конкуренция, а Россия никогда не занимала доминирующие позиции в изготовлении и обслуживании спутников, в отличие от пусков. Но именно Советский Союз первым запустил спутник и отправил в космос человека — Юрия Гагарина.


Наиболее примечательно в комментариях Рогозина то, что самый прославленный провайдер космических пусков впервые публично уступил этот рынок другим провайдерам, прежде всего, ракетной компании, которая появилась лишь в 2002 году, а первую ракету вывела на орбиту менее 10 лет назад.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.