На протяжении нескольких дней администрация, конгресс и представители общественности неизбежно будут изливать свой гнев по поводу вопиющего, как им кажется, нарушения Россией норм международного права в Крыму и вокруг него, путинской двуличности и лицемерия, а также предлагать различные способы противодействия Москве. Но пройдет время, и нам понадобится искать политический способ для урегулирования кризиса на Украине, и делать это придется скорее рано, чем поздно. Это необходимо, если мы хотим избежать непредсказуемого развития событий с применением оружия и санкций, которые будут иметь разрушительные последствия для неустойчивой экономики Европы и России. В частности, нам придется найти спасающие престиж меры, которые будут в минимальной степени отвечать интересам каждой из сторон и позволят им отойти от конфронтации. Два внимательных взгляда — на Россию и на Украину — позволят нам разработать такое решение, которое не будет противоречить нашим принципам и интересам.
Во-первых, Россия. Стратегическое устремление Путина - это создание Евразийского союза, образования, обеспечивающего России превосходство на всем постсоветском пространстве, которое исторически является основой ее геополитического веса и влияния. Украина имеет стратегически важное положение, обладает самым мощным после России экономическим потенциалом из числа бывших советских республик, и без нее Евразийский союз не имеет смысла. Россия может держаться за Крым и за некоторые другие украинские области, но если остальная часть Украины наладит более тесные экономические, политические и военные связи с Европой, то это станет колоссальным провалом для замыслов Путина.
Однако Путин - прагматик, хорошо понимающий баланс сил. На иррациональный риск он не пойдет. Он несомненно знает, что у России нет возможности установить контроль над всей Украиной. Нам не следует преувеличивать свои способности по прочтению его мыслей, но его последние действия направлены явно не на захват части Украины в припадке неоимпериалистической алчности. Скорее, он хочет использовать контроль над Крымом в качестве переговорного рычага давления на Киев, что поможет ему решить задачу-минимум. А задача эта состоит в том, чтобы Украина не сделала выбор в пользу Европы и сохранила возможность для будущего сближения с Россией.
Во-вторых, хотя у Запада нет выбора, и он вынужден сегодня поддержать временное украинское правительство, нам следует честно признать, что на Украине и в ее власти явно присутствует дефицит демократии. Более того, власть состоит из членов той самой коррумпированной элиты, которая главенствует на Украине уже лет десять как минимум, и в результате поставила эту страну на грань краха. Далее, что бы мы ни думали о протестах Майдана, было бы неверно говорить о том, что группа из ста или даже тысячи человек может выступать от имени 45 миллионов, особенно в такой неоднородной стране, как Украина. И наконец, есть некий парадокс в том, что мы поддерживаем действия Рады, которая была избрана в 2012 году в ходе процесса, названного ОБСЕ менее свободным и честным, чем выборы Януковича в 2010 году. Сейчас Украине срочно нужен легитимный президент, а также Рада как основа законного правительства. Сделать это можно только путем выборов, и чем скорее они пройдут, тем лучше.
Читайте также: Истинная проблема Украины
Такое понимание позволяет идти вперед. Русские настаивают на том, чтобы все стороны выполняли соглашение от 21 февраля, заключенное между Януковичем и оппозицией. Но отвечая в эти выходные на резкие обвинения госсекретаря Керри в адрес России, российское Министерство иностранных дел отметило не то, что данное соглашение должно выполняться во всей своей полноте. МИД заявил, что оно должно стать «основой» для урегулирования кризиса. Кроме того, российские руководители, настаивающие на том, что Янукович остается законно избранным президентом Украины, одновременно признают, что он уже не сможет выступать в таком качестве. Путин открыто заявил об этом на своей пресс-конференции 4 марта. Если убедить русских оказать давление на Януковича, чтобы тот подал в отставку, это запустит политический процесс урегулирования кризиса на основе соответствующим образом модифицированного февральского соглашения. Цель при этом будет заключаться в том, чтобы сформировать легитимные политические структуры, пользующиеся поддержкой России, Евросоюза и США, а также дать новым украинским лидерам время и пространство для достижения консенсуса по созданию более прочной и конструктивной политической системы.
Элементы решения
Как можно убедить русских? Нам надо предложить пакет мер следующего характера.
Правительство.
Действующее в Киеве переходное правительство во главе с премьер-министром Яценюком следует расширить, обеспечив более полное представительство украинского политического спектра. Внимание нужно сосредоточить на организации выборов, о которых речь пойдет ниже, а также на решении неотложных финансовых и экономических вопросов.
Президентские выборы.
Согласно украинской конституции, отставка Януковича запустит механизм подготовки к новым президентским выборам, которые должны состояться в течение 90 дней. Турчинов может и дальше исполнять обязанности президента, хотя по конституции в переходный период исполняющим обязанности президента является премьер-министр.
Выборы в Раду.
Одновременно с отставкой Януковича произойдет роспуск Рады, и начнется подготовка к новым выборам, которые по действующему закону должны состояться в 60-дневный срок. Придется предусмотреть ускоренную регистрацию всех тех политических сил, которые захотят участвовать в выборах. ОБСЕ выступит в качестве наблюдателя, и в состав ее миссии должны войти американцы, европейцы, русские и украинцы. Соединенные Штаты, Европейский Союз и Россия должны будут взять на себя расходы.
Конституционная реформа.
Одной из первых задач нового президента и Рады должна стать конституционная реформа, нацеленная на поиск приемлемого и дееспособного баланса власти между ними и ограничивающая возможность разворота в сторону авторитарного правления. Новую конституцию можно будет представить на народный референдум, но этого можно и не делать, если президент и Рада будут обладать предоставленной им демократической легитимностью.
Также по теме: Брестский мир для Украины?
Майдан.
Людям надо разрешить оставаться на площади столько, сколько они пожелают при условии, что они будут вести себя мирно. Но им нельзя позволять оказывать ненадлежащее влияние на политический процесс. Они могут представлять часть украинского населения, но никто не знает наверняка, какую именно часть. Это должны решить выборы.
Гарантии суверенитета, независимости и территориальной целостности Украины.
Соединенные Штаты, Россия и Великобритания должны вновь подтвердить свою приверженность Будапештскому меморандуму от 1994 года, который предусматривал вывод с Украины ядерных сил, унаследованных ею от Советского Союза. Евросоюз и отдельные европейские государства, прежде всего, Германия, должны также выступить с заявлениями, дав необходимые гарантии. Киев со своей стороны должен будет вновь подтвердить свой «внеблоковый» статус, о чем говорится в украинском законе от 2010 года об основах внутренней и внешней политики. В качестве составляющей этих гарантий Москва должна вернуться к той численности вооруженных сил в Крыму, которая существовала до начала нынешнего кризиса, скажем, к состоянию на сентябрь 2013 года.
Мораторий на переговоры о соглашении об ассоциации с ЕС и о членстве в Таможенном союзе под руководством России.
Конечно, Украина обладает суверенным правом вступать в международные организации, как считает нужным. По той же логике, ни Евросоюз, ни Таможенный союз не обязаны принимать в качестве члена любую страну, пожелавшую в них вступить. Брюссель и Москва должны четко заявить, что переговоры о членстве сняты с повестки вплоть до того момента, когда Украина разберется со своими структурами власти. Таким образом, каждая из сторон решит свою задачу-минимум, удержав Украину от вхождения в экономические структуры и регуляторное пространство другой стороны.
Все вышесказанное предлагается просто в качестве рамочного механизма. Детали придется прорабатывать в ходе переговоров с участием всех имеющих отношение к делу сторон. И конечно, переговоры должны сопровождаться экономическим пакетом, дающим Украине надежду на выход из все более опасной и губительной финансово-экономической ситуации, и действующим как минимум до сформирования новых и легитимных национальных политических структур. Такой механизм понравится далеко не всем. В России и на Западе наверняка найдутся силы, которые будут осуждать его, называя умиротворением, дискредитацией принципов и предательством украинского народа. Но это несомненно лучше углубления конфронтации, чем сегодня занимается Россия, Украина и Запад.
Томас Грэм с 2004 по 2007 год был старшим директором по России в Совете национальной безопасности.