Русский художник Илья Глазунов ушел из жизни. Об этом сообщила его жена Инесса Орлова британскому новостному агентству BBC. Она рассказала, что Глазунов скончался 9 июля на 87 году жизни.


В 1970-х годах Глазунов был частым и знакомым всем гостем Финляндии. В 1973 году он написал портрет президента Урхо Кекконена (Urho Kekkonen).


Идея написания портрета, скорее всего, пришла из Советского Союза.


Портрету Кекконена предшествовал написанный в 1958 году портрет Аниты Халлама (Anita Hallama), жены второго по важности человека в посольстве Финляндии в России Яакко Халлама (Jaakko Hallama), у которой позже были отношения с президентом.


При поддержке Аниты Халлама Глазунов в 1970-х годах стал придворным художником Финляндии, о котором с восторгом писали газеты. Его моделями были модельер, основатель компании Marimekko Арми Ратиа (Armi Ratia), политик Йоханнес Виролайнен (Johannes Virolainen) и предприниматель в сфере моды Каарина Кивилахти (Kaarina Kivilahti).


Художественные достоинства портретов Глазунова (как и остальных его работ) все время оспаривали. Однако финны, заключившие с СССР Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, не хотели открыто их критиковать. Кекконен также был не слишком впечатлен портретом, и его долго нигде не выставляли — особенно в резиденции президента Финляндии Тамминиеми (сейчас в Тамминиеми — музей Урхо Кекконена, прим. пер.).


Сейчас портрет все же можно увидеть в хельсинкском Художественном музее Синебрюхова на выставке «Я — это не я» («Minä en ole minä»).


В 1980-х годах по художественной репутации Глазунова был нанесен удар. Финский агент и менеджер оказались замешаны в контрабанде произведений искусства. Всплыл вопрос о подлинности работ, на которых стояла подпись Глазунова.


Центральная криминальная полиция Финляндии объявила художника в розыск, и он так рассердился на предъявленные обвинения, что перестал ездить в Финляндию.


Тем не менее, он с теплом вспоминал Финляндию в интервью, данном ежемесячному приложению газеты Helsingin Sanomat, рассказав, что его мать родилась в Терийоки (сейчас — Зеленогорск, прим. пер.), а маршал Маннергейм был «великим человеком».


Самым великим все же был Урхо Кекконен.


«Кекконен был настоящим финном, он любил свой народ», — утверждал художник.


Илья Глазунов родился в Ленинграде в 1930 году. Его родители умерли от голода во время блокады, но мальчик выжил и в 1951 году начал учиться живописи в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина.


Первая личная выставка работ Глазунова прошла в Москве в 1957 году. После нее молодой художник быстро завоевал расположение руководителей Советского Союза. Предполагают, что это произошло не без поддержки культурной элиты или КГБ.


Его популярности способствовала также антимодернистская направленность его работ и их национально-патриотический характер: вместо социалистического реализма в работах Глазунова просматривалась старая традиция письма. К тому же он был антикоммунистом и православным верующим, который поддерживал идею восстановления монархии и сословного общества.


На всем его творчестве стоит печать противоречия. Глазунов поддерживал инакомыслящих в Советском Союзе и привозил им из-за границы литературу и пишущие машинки.


При этом в советское время он мог свободно выезжать за рубеж: он написал портреты итальянской актрисы Джины Лоллобриджиды (Gina Lollobrigida), шведской актрисы Аниты Экберг (Anita Ekberg) и премьер-министра Индии Индиры Ганди (Indira Gandhi).


На родине он увековечил коммунистических лидеров — например, Леонида Брежнева и Андрея Громыко. В 1980 году ему было присвоено почетное звание «Народный художник СССР».


В 1980-х начался новый период творчества Глазунова. Он начал писать огромные полотна с аллегориями истории 1900-х.


На полотне «Мистерия ХХ века» (1977-1999) изображены правители от Николая II до Гитлера и деятели культуры от Мика Джаггера (Mick Jagger) до Александра Солженицына. Мрачную картину освещает своим сиянием Христос.


Поскольку международного успеха и популярности на родине хватало, Глазунов мог жить по-царски, хотя Советский Союз и прекратил существование. В 1987 году он открыл собственную художественную академию, а в 2004 году — собственный музей в Москве.


В последнее время он был известен как сторонник Путина, представитель крайне правых и антисемит.


Несколько лет назад он обратился к Путину с призывом наложить ограничения на современное искусство и вернуть почетное место реалистической живописи как единственному истинному направлению в искусстве.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.