Москву в целом не принято считать одним из таких крупных мировых центров в области высоких технологий, как Сан-Франциско, Сиэтл или Лондон, однако этот город постепенно превращается в привлекательное место для самых передовых технологий. Несмотря на традиционное большое количество таких достопримечательностей, как собор Василия Блаженного или Кремль, жизнь в Москве становится поразительно урбанистичной и современной.


Тем людям, которые посещают этот город, не составляет труда соприкоснуться с умными технологиями; люди не отрываются от своих электронных гаджетов, в публичных местах и даже в общественном транспорте работает бесплатный Wi-Fi. На железнодорожных вокзалах и автобусных остановках можно зарядить свой смартфон. Жители города и работающие в нем компании быстро адаптируют такие прорывные технологии как финтек и криптовалюты. Уровень применения финтек составляет в Москве 35%, и это выше, чем в Нью-Йорке с его 33,1%.


Использование криптовалют тоже становится мейнстримом. Компания Investcoin 24 установила в отелях по всему городу 100 работающих в одном направлении банкоматов (то есть только для покупки — прим. пер.) для криптовалюты. Москва даже готовится к проведению в декабре этого года конференции по криптопространству (Cryptospace Conference) — это крупнейшее мероприятие в области криптовалют в Восточной Европе.


Мэр Москвы Сергей Собянин играет значительную роль в трансформации российской столицы. Он возглавил городскую администрацию в конце 2010 года. В 2011 году он централизовал городские системы ИТ за счет создания департамента информационных технологий. Он сделал приоритетным создание эффективной в экономическом отношении системы закупок и активно способствовал созданию оперативно совместимых систем. Ключевым пунктом его повестки стало управление большими данными для того, чтобы правильно понимать возникающие в городе различные проблемные ситуации и использовать самые передовые достижения в процессе принятия решений.


В Москве была внедрена электронная система государственных услуг, активно используется автоматизация, а также платформы Интернет вещей (Internet-of-Things), и все это создает надежную базу для реализации новых инициатив в рамках концепции умного города. Правительство города инвестировало 600 миллионов долларов в год для реализации этой программы. Оно также способствовало тому, чтобы город стал домом для многочисленных ведущих предприятий страны и получал значительные доходы от налоговых поступлений и туризма.


Москва, возможно, опустилась вниз в рейтинге городов по количеству проживающих в нем миллиардеров, но тем не менее активы местных магнатов в целом составляют 217,6 миллиарда долларов. Однако именно их инвестиции в технологии и превратили Москву в образец умного города.


Вовлечение москвичей


Центральное место в процессе превращения Москвы в умный город занимают платформы, предназначенные для активного участия москвичей в жизни города. Московский онлайновый портал включает в себя три ключевые службы, которые жители города могут использовать для установления контакта и коммуникации с московским правительством.


Первая платформа называется «Наш город» — это система для передачи онлайновых жалоб, и доступна она либо через всемирную паутину, либо через мобильные приложения. Жители города имеют возможность направлять свои жалобы, если они замечают какие-либо недостатки в своем районе. Так, например, если сборщики мусора нерегулярно занимаются его вывозом, то жители российской столицы могут сообщить об этом с помощью портала «Наш город».


Активные горожане получают ответы на свои запросы в течение семи дней. Если рассматриваемый вопрос имеет практическое значение, то система проинформирует заявителя о предпринятых действиях для его решения. Она имеет более миллиона пользователей, и с ее помощью удалось решить более двух миллионов проблем, содержавшихся в сообщениях жителей города.


Вторая платформа называется «Активный гражданин». С помощью интернета или мобильных приложений москвичи получают возможность высказывать свое мнение по таким связанным с развитием города вопросам как маршруты общественного транспорта, новые ограничения скорости на дорогах и даже создание новых парков. Количество пользователей этой платформы превышает два миллиона человек. С ее помощью было проведено более 2600 опросов, и реализовано более 1500 предложений.


Третья платформа «Crowd» занимается краудсорсингом, и с ее помощью жители города могут предлагать свои идеи. Они имеют возможность направлять свои предложения по улучшению функционирования московского городского портала и даже по работе коммунальных служб. Более 130 тысяч граждан являются пользователями этой платформы. Всего было предложено 84 тысячи идей, а 2700 из них уже включены в короткий список для дальнейшего обсуждения. 14 проектов, разработанных с помощью этой платформы, уже успешно реализованы.


Использование подобных платформ позволило добиться значительных результатов. Около 2,1 миллиона жителей российской столицы приняли участие с помощью электронного голосования в рамках программы под названием «Моя улица» — это важный городской проект, бюджет которого составляет 1,6 миллиарда долларов. Программа «Моя улица» включает в себя 87 позиций, в том числе реконструкцию улиц и площадей для того, чтобы сделать их более дружественными и более экономичными с точки зрения использования электроэнергии. Кроме того, родители теперь принимают участие в определении новых учебных курсов с помощью программы «Московская электронная школа», в рамках которой обсуждаются такие актуальные и значимые вопросы как кибербезопасность, блогосфера и даже шахматы.


Умная инфраструктура


Москва не только привлекает к решению проблем жителей голода, но и вкладывает немало средств в развитие его инфраструктуры. В городе работает отличный широкополосный доступ в интернет, а также мобильная связь 4G. Москвичи также имеют возможность подключиться к городской системе Wi-Fi. Еще в 2011 году в городе была внедрена масштабная система автоматизации таких основных социальных учреждений как больницы и школы. Использование электронной документации и автоматизированных систем бюджетирования позволило улучшить работу этих учреждений.

Сайт электронной платформы «Активный гражданин»


Общественный транспорт также получил мощный импульс в своем развитии. Автобусные остановки оборудуются сенсорными экранами, на которых отражается расписание и выводятся карты. Поездки можно оплачивать, используя такие системы электронной оплаты как Apple Pay и Samsung Pay. Есть даже приложение, которое помогает подобрать подходящий транспортный маршрут с использованием автобусов и метрополитена. На городском портале также имеется актуальная информация о рекомендациях и изменении маршрутов.


Интернет вещей играет важнейшую роль в улучшении городской транспортной системы. Все автомобили городских служб и коммунальных предприятий оснащены системой позиционирования, а также датчиками скорости и расхода топлива. Получение такого рода информации позволяет городу оптимизировать маршруты и использование городской транспортной сети — особенно в период холодных российских зим.


Москва также рассматривает предложения, связанные с охраной окружающей среды и зелеными технологиями. Проект «Моя улица» включает в себя высадку деревьев в общественных пространствах для улучшения окружающей среды, а также в качестве средства для разделения городских транспортных потоков и пешеходных зон. Московские парки сегодня также имеют освещение с использованием солнечных батарей. В некоторых парках солнечная энергия используется даже для обеспечения работы маршрутизаторов Wi-Fi.


Взгляд в будущее


Москва намерена продолжить вкладывать средства в развитие технологий умного города. В будущем будут использоваться более совершенные датчики в автомобилях. Кроме того, изучается вопрос об использовании таких технологий как виртуальная и расширенная реальность, искусственный интеллект, программы-собеседники (chatbots) и даже блокчейны. Партнерство с участием частных хай-тек компаний и городского правительства способствуют развитию и внедрению таких технологий.


Пример Москвы показывает, что при правильных инвестициях и наличии политической воли города способны изменять образ жизни людей и приводить его в соответствие с требованиями XXI века. Правильная стратегия и оптимальное использование технологий позволяет городскому правительству не только привлекать к активному сотрудничеству жителей, но и объединять город для повышения качества жизни для всех.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.