История может стать лучшим антидотом от бездумной и вредоносной натурализации гетеронормативной идентичности и гетеросексуальности. Осознав тот факт, что почти на всем протяжении нашей истории люди просто не мыслили о человеческой сексуальности фиксированными и диморфными категориями, нам будет намного легче представить себе освобожденное плюралистическое будущее.
В древней Греции наполовину узаконенные сексуальные отношения между эрастес и эроменос (взрослыми мужчинами и мальчиками) являются примером того, что сексуальные нравы и устои того времени отличались от настоящего. Когда ученые называют «гомосексуальность» современным явлением, они, безусловно, не имеют в виду то, что в прошлом между людьми не существовало однополых романтических и эротических взаимоотношений. Нет, скорее, они хотят указать на то, что в древние времена на гомосексуальные отношения смотрели просто как на склонность или занятие, в то время как в 19-м веке их стали считать прирожденным явлением, свойством того или иного человека.
Немецкий термин Homosexualität придумал в 1868 году австро-венгерский писатель и журналист Карл Мария Кертбени (Бенкерт). В связи с этим возникает вопрос: как люди представляли себе гомосексуализм до появления этого слова? В связи с этим Роберт Бичи (Robert Beachy) считает, что мы должны говорить об «изобретении» гомосексуализма в Европе конца 19-го века. В таком контексте довольно важным представляется название книги Халида аль-Руайеба (Khaled el-Rouayheb) об однополых сексуальных отношениях «Арабо-исламский мир до гомосексуализма. 1500-1800 годы»
До появления в конце 19-го века под влиянием Запада гетеронормативности в Османской империи сексуальные нравы и нормы были совсем иными. В этом плане будет поучительно пристальнее присмотреться к представлениям османов о сексуальной ориентации. Совместно с историками-османоведами Хельгой Анецхофер (Helga Anetshofer) и Ипек Гюнер-Корой (İpek Hüner-Cora) из Чикагского университета я пролистал османскую литературу за пять веков в поисках сексуальной терминологии. Результатом этого исследования стал глоссарий из 600 с лишним слов. Он учит нас если не образу жизни людей того времени, то, по крайней мере, образу мышления османского мира о сексе. Этот мир включает главным образом территорию современной Турции и ее ближайших соседей.
Естественно, собранный вокабуляр ни в коей мере нельзя назвать исчерпывающим, но в нем проявились некоторые четкие закономерности. В частности, он указывает на то, что мы можем говорить о трех половых ролях и двух сексуальных ориентациях. Во-первых, источники четко указывают на то, что тогда не было мужской/женской дихотомии, а мужчин, женщин и мальчиков различали как три разных пола. На самом деле, мальчиков не считали «женственными», как не считали их и заменой женщинам. Да, у них есть некоторые общие характеристики, например, отсутствие растительности на лице. Но мальчиков вполне определенно относили к отдельному гендеру. Далее, поскольку мальчики растут и становятся мужчинами, гендер — это понятие изменчивое, и в определенном смысле каждый взрослый мужчина является «трансгендером», поскольку когда-то он был мальчиком.
Во-вторых, источники говорят о том, что есть две четкие сексуальные ориентации. Но это не гетеро/гомосексуальное деление. Сексуальная ориентация определяется тем, вводишь ли ты свой половой орган в партнера, или он вводит его в тебя. Для того, кто входит в другого, не очень важно, в кого он проникает. В основном это дело личного вкуса. Важно то, что слова, которые использовались для обозначения «активной» сексуальной ориентации, были в основном лишены оценочных суждений. Например, это такие слова как «матлаб» (требование, желание), «мешреб» (темперамент, характер, предрасположенность), «мезхеб» (манеры поведения, обращение), «тарик» (путь, способ, метод) и «терчих» (выбор, предпочтение). Будучи объектом проникновения, мальчики и женщины считались не такими благородными и выдающимися, как мужчины. Но как партнеры по сексу и женщины, и мальчики пользовались одинаковым уважением и получали одинаковую оценку. Короче говоря, согласно литературе тех времен, в османском обществе не было никакой четко определенной сексуальной идентичности, а выбор мужчиной партнера для занятий сексом считался делом личного вкуса, как сегодня одни предпочитают пиво, а другие вино.
Аль-Руайеб показывает, что оценки многих западных востоковедов, касающиеся кажущегося влияния и приемлемости гомосексуализма на Ближнем Востоке и в Северной Африке, являются анахронизмом и страдают от современных универсальных и внеисторических представлений о гомосексуальности. Он указывает на арабские источники из прошлых веков, которые свидетельствуют о существовании в те времена более дифференцированных взглядов на однополые сексуальные отношения, где было гораздо больше нюансов по ролям и возрасту партнеров. Исследователь арабской литературы из Парижского университета Фредерик Лагранж (Frederic Lagrange) в своей монографии «Исламизированная сексуальная ориентация» (Islamicate Sexualities) пишет: «Современному западному читателю, который, пожалуй, никогда не подвергал сомнению свои целостные взгляды на гомосексуальность, трудно разобраться в многообразии сексуальных ролей, поскольку средневековые авторы обычно не видят „общности желаний" между, например, активными и пассивными партнерами по гомосексуальному половому акту».
Используемая в литературе османской эпохи сексуальная терминология указывает на то, что именно так и обстояли дела в данном случае. Гомосексуальности как всеохватывающего термина, относящегося к партнерам мужского и женского пола, к молодым и старым, к активным и пассивным, просто не существовало. Вместо этого в языке Османской империи имелись исключительно разнообразные и богатые по своим оттенкам специальные слова, которыми описываются вполне конкретные участники полового акта, играющие вполне конкретные сексуальные роли.
К концу 19-го века сексуальные отношения между мужчинами и мальчиками начали широко осуждать. Историк и государственный деятель Ахмед Джевдет-паша (Ahmed Cevdet Pasha) написал часто цитируемый документ на имя султана Абдул-Хамида II, правившего с 1876 по 1909 годы, в котором указал:
Любящих женщин мужчин становится все больше, в то время как количество возлюбленных мальчиков уменьшается. Похоже, что людей Лота поглотила земля. Любовь и привязанность к юношам, которой был печально известен Стамбул, сегодня все больше направлена на девушек, что соответствует состоянию природы.
Конечно, упадок педерастии можно только приветствовать. Однако такие перемены привели к появлению в османском обществе гетеронормативности под влиянием Запада и к репрессиям, которые были неизбежны в данном случае.
Сегодня гомофобия является в Турции мощной силой. 26 мая 1996 года, за неделю до открытия в Стамбуле 2-й конференции ООН по населенным пунктам (Хабитат II), реакционная толпа устроила погром в районе проживания трансвеститов и трансгендеров на улице Улькер неподалеку от площади Таксим. В результате несколько человек погибли, многие получили ранения, а проживавшие там люди были изгнаны из своих домов. В прошлом году власти запретили проводить в Стамбуле ежегодный гей-парад после того, как банда из трущоб пригрозила разогнать его.
Остается только надеяться на то, что турецкое правительство, заявляющее о преклонении перед османским наследием, когда-нибудь изменит свое отношение к гомосексуальности, освободившись от предрассудков и суеверий.
Ирвин Кемил Шик родился в Стамбуле, учился в Массачусетском технологическом институте, где защитил докторскую диссертацию. В настоящее время он работает и преподает в США и Турции. В сферу его научных интересов входит культурная и интеллектуальная история, книговедение, половая принадлежность и сексуальная ориентация, отношения между людьми и животными — все это в контексте ислама и Турции. Он является автором и редактором 11 книг и множества статей.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 17 Не получается у толерантных в лоб! Решили зайти туркам сзади. Рискуют, однако... Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 3 ДОК, это заднеприводное лобби работает... 
| 0 Турки сами кому хошь сзади зайдут :) 
| 4 И чего от Греции осталось? Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 1 Почти татарин, а чем педерачтия от проституции отличается? И то и другое — ради мастурбации посредством зависимого субьекта. Не зря с супружеские обязанности легко ассоциируются с проституцией, если они не взаимны. Женщинам мало радости в абортах, которые никогда не уравновесят сомнительного удовольствия от случки. Поэтому они либо плотно сели на таблетки, с большой вероятность делающими их бесплодными, либо ищут единомышленниц для взаимоудовлетворения без последствий. Ведь современные мужчины, особенно в кризис, не желают иметь детей. Но имею желание чесать. Но если женщины стали стервами, то следует браткам помочь друг другу. Другое дело, что пассивное положение влияет на ведомый статус в глазах окружающих (это назвали гендером), и не всех оно усьраивает. Поэтому место на воротах предоставляют тем, кто не выдержал конкуренции на статус ведущего гендера. Т.е. недостаточно брутален, чтобы сломать обидчику руку или пробить череп, значит будет подставлять зад. Речь не о зоне, а о любой социальной группе, мужской тусовке на Западе, которые считают трату денег в борделях глупой. А амбициозные девушки ищут удачливых инвесторов, банкиров, сынков и принцев, но на всех их не хватает. карьера для женщин — это лишь способ соблазнять мужчин с верхних этажей пищевой пирамиды. А вот у тех всегда есть выбор между самками и мальчиками — нужны обе ипостаси, женщины родят наследников, мальчики — станут верными слугами или преемниками. 
| 1 Сегодня гомофобия является в Турции мощной силой__ ----------------- Не всё так просто. Давлению подвергается в основном открыто практикуемый гомосексуализм. Как и во многих других традиционных обществах, в турецком считается неприемлемой именно активная демонстрация своей гомосексуальности. При этом в частной жизни на всём Ближнем (и не только) Востоке однополый секс распространен не меньше, чем где бы то ни было еще. А современные средства коммуникации срывают покров с этой "тайны", позволяя любопытному наблюдателю заглянуть в спальни, раздевалки, школьные дворы или просто в кусты. При детальном рассмотрении обнаруживается, что жизнь восточного мира гораздо богаче, чем кажется на первый взгляд. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Patrem-Illuminator, сексуальная жизнь на Востоке более разнообразная граничащая с паталогией (зоофилия) из-за ограничений отношений с женщинами. Весь фокус в этом 
| 1 В сферу его научных интересов входит культурная и интеллектуальная история, книговедение, половая принадлежность и сексуальная ориентация, отношения между людьми и животными — все это в контексте ислама и Турции. Еще и с животными. В контексте ислама. Ок. 
| 6 Я фигею, дорогая передача...Мальчики - это третий пол!!! Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 1 monitor-spb, а девочки - четвертый? Роль девочек не раскрыта... (Бред какой-то!) 
| 0 Тема раскрыта или нет? Шахи-падишахи любили мальчиков или девочек? Да, Восток-дело тонкое! 🤣🤣🤣🤣 
| 1 Для того, кто входит в другого, не очень важно, в кого он проникает. Это чего такое написано, я не догоняю. Может кто объяснит. Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 1 evgeny68, это он говорит. что можно и в замочную скважину - разницы никакой 
| 0 evgeny68, наш аналог - "Какая в попу разница, мальчик или девочка" 
| 0 evgeny68, он остается мужиком, кого бы не трахал. 
| 0 ню-ню, не согласен, а если ослицу, то он не мужик, а осел 
| 5 Бред. Автор явно путает педофилию, действительно весьма распространенную на Востоке в средние века, и гомосексуализм. Секс со взрослыми мужчинами даже тогда не приветствовался. В женских гаремах было много наложниц 9-12 лет. Когда же хозяин пресыщался женским гаремом, он заводил себе мальчиковый. Так по крайней мере говорят и пишут о султане Селиме Грозном. Однако, эти мальчики никогда не стояли на одной ступени с женщинами-наложницами. Судьба этих мальчиков была незавидна: когда они вырастали, их кастрировали самым варварским способом. Более половины из них при этом умирали. Выжившие были калеками всю жизнь. А женщин-наложниц выдавали замуж или назначали им пожизненное содержание. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Iz_lesu, да какой же это бред? Читайт е с самого начала: "История может стать лучшим антидотом от бездумной и вредоносной натурализации гетеронормативной идентичности и гетеросексуальности. Осознав тот факт, что почти на всем протяжении нашей истории люди просто не мыслили о человеческой сексуальности фиксированными и диморфными категориями, нам будет намного легче представить себе освобожденное плюралистическое будущее." Т.е. читателю вбивают в голову мысль, что гетеросексуальность (т.е. мальчики с девочками) - это неправильно. Окна Овертона в действии. Гомолобби наступает. 
| 3 )))"...в языке Османской империи имелись исключительно разнообразные и богатые по своим оттенкам специальные слова, которыми описываются вполне конкретные участники полового акта, играющие вполне конкретные сексуальные роли."))) В зоновской фене тоже имеются весьма разнообразные и богатые по своим оттенками специальные слова))) Искренне желаю автору их изучить именно там)))) 
| 6 мужчин, женщин и мальчиков различали как три разных пола. ----- Блин, этого Ирвина на кол надо сажать, детолюба проклятого. В Англии всегда во множестве процветали извращения , а став "царицей морей" она импортировала пороки со всего мира.
Показать новые комментарии (0)ДОК
Ольхон
Andreykan
Почти татарин
Чтоб я так жил
Patrem-Illuminator
ale
Ignatich
monitor-spb
aswan37
take I syak
evgeny68
vdovina48
extazzy
ню-ню
evgeny68
Iz_lesu
Консервативный реакционер
manavers64
krezozavr
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)