В тысяче километров к востоку от Москвы, на берегах реки Волги, расположен город Тольятти с населением чуть более миллиона. Город был основан в 1950-х годах, когда заложили Куйбышевское водохранилище, а старый Ставрополь поблизости от него был затоплен. Затем новой стройке дали имя в честь итальянского коммунистического лидера, а также купили автомобильную фабрику у «Фиата» (Fiat), чтобы людям было чем заняться в новом образцовом городе.


Так Советский Союз начал штамповать толстодонную версию «Фиата-124», когда по миру зашагали 1970-е годы. Автомобиль, который получил поэтическое название ВАЗ-2101, был приспособлен к тем суровым условиям, которые царили на советских дорогах. Подвеска была высокой, металл корпуса — более грубым, а в двигателе стало меньше распредвалов. Таким образом были отлично стерты все следы итальянского изящества и легкости.


Примерно в то же время в офис АвтоВАЗа переехал Петр Михайлович Прусов, и вскоре этот талантливый инженер из Белоруссии получил в свое ведение проект ВАЗ-2121. Директива от Кремля гласила, что АвтоВАЗ должен разработать собственный автомобиль, отличный от производных «Фиата», которые тогда штамповал завод (хотя от этих седанов следовало оставить как можно больше механики). И этот автомобиль должен быть еще лучше приспособлен к тем требованиям, которые выдвигает советская автодорожная сеть.


Сказать по правде, советской автодорожной сети тогда толком вообще не существовало, и большая часть дорог состояла из глины и страданий. Прусов понял, что должен сконструировать кроссовер, задолго до того, как это понятие вообще появилось в природе. Так ВАЗ-2121 принял форму полноприводной консервной банки с приличным по советским меркам уровнем комфорта для тех партийных функционеров, которые были достаточно равны, чтобы заслужить народный автомобиль.


Однако в деталях детище Прусова было революционным для своего времени. Вместо тяжелой рамы у ВАЗ-2121 были самонесущий корпус, пружинные амортизаторы и особая передняя ось — практически неиспользуемые тогда еще во внедорожниках 1970-х годов. Полный привод был прочным, с пониженной передачей и блокировкой дифференциала, чтобы у глины не было никаких шансов одолеть новый автомобиль.


Производство началось 5 апреля 1977 года, когда первый ВАЗ-2121, или «Лада Нива», как мы на Западе научились ее называть, сошла с конвейера 62 в Тольятти. Миру быстро полюбился этот маленький советский внедорожник, и с тех пор эта самая «Лада Нива» во всевозможных вариантах служит скорой помощи, военным, спасателям, в горнодобывающей промышленности, в Арктике, на горе Эверест и во время охоты на оленей в шведском Вэрмланде, само собой.


С того весеннего дня в Тольятти «Нива», конечно, непрерывно развивалась. Например, в 2005 году автомобиль получил гидроусилитель рулевого управления, а еще… Хотя нет, на этом список изменений заканчивается. Завод в Тольятти непрерывно штампует ВАЗ-2121, и в прошлом году модели исполнилось 40 лет. Юбилей отпраздновали выпуском специальной модели с лакированным бампером, которая также предлагалась в нескольких необычных цветовых вариантах, таких как камуфляж. К сожалению, серия была ограниченной, так что большинство потенциальных покупателей — поклонников камуфляжа остались ни с чем.


И вот до нас дошли новости, что «Лада» решила эту маленькую проблему. Теперь камуфляжная расцветка доступна для покупателей модели «Лада 4×4 Люкс», то есть более эксклюзивного варианта этого автомобиля, у которого имеется еще и опция кондиционирования воздуха.


А что же случилось с Петром Михайловичем Прусовым? После удачного запуска производства «Лады Нивы» он сделал на предприятии прекрасную карьеру и в последние годы вплоть до самой пенсии был директором по развитию всего АвтоВАЗа. Да и пенсия его не остановила, он оставался на предприятии на почетный постах. В феврале прошлого года он был назначен советником заместителя генерального директора по вопросам персонала.


Но затем он взял и умер, всего за пару недель до того, как АвтоВАЗ начал официальное празднование 40-летнего юбилея его детища. Пожалуй, это и называется иронией судьбы?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.