Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дух Востока: советское кино

© РИА Новости / Перейти в фотобанкАлексей Баталов в фильме "Летят журавли"
Алексей Баталов в фильме Летят журавли
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино». С этими словами стало выстраиваться новое понимание кинематографа, которое за короткое время оказало воздействие на все советское пространство, а затем и весь мир. Выдающиеся режиссеры советского периода, такие как Эйзенштейн, Вертов, Пудовкин, Тарковский, Сокуров, обеспечили советскому кино мировую популярность.

Одним из событий, изменивших коренным образом ход истории человечества, стала Октябрьская революция 1917 года. Революция, которая оказала такое влияние на мир и изменила все балансы, разумеется, не обошла стороной и кинематограф. В этой статье речь пойдет о советском кино и о том, какой отпечаток оно наложило на мировое киноискусство.


После революции


Все происходящие общественные и политические события оказывают влияние прежде всего на искусство. Конечно, СССР не стал исключением. То, какое значение имело кино для лидера большевиков Ленина, который в 1917 году положил конец царской России и построил Советский Союз, он резюмировал следующим образом: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». С этими словами стало выстраиваться новое понимание кино, которое за короткое время оказало воздействие на все советское пространство, а затем и весь мир. Один из самых талантливых теоретиков кино того времени и вообще в истории кинематографа, родоначальник современного монтажа Сергей Эйзенштейн так пояснял эти начинания: «Мы посвятили себя советскому кино; иными словами, тому, чего еще не существовало…»


Подъем советского кино


Фильм Эйзенштейна «Стачка», премьера которого состоялась в 1925 году, считается первым образцом советского кино в период после Октябрьской революции. Картина «Стачка» как один из первых революционных фильмов русского кинематографа очень скоро получила большое признание, и сразу после нее Эйзенштейн снял фильм «Броненосец Потемкин». Это произведение, которое знакомо каждому, кто хотя бы мало-мальски интересуется кино, было создано при поддержке государства и запечатлелось в памяти всего мира символической сценой на «одесской лестнице». Как следствие того обстоятельства, что Владимир Ленин и все государственные инстанции приписывали кино столь большой смысл и значение, расходы на кинопроизводство стало полностью обеспечивать государство. Отныне темы кинокартин определялись потребностями народа, а все средства на их создание поступали из государственной казны. Поэтому любые угрозы устойчивости власти и даже малейшая смута, которая происходила в обществе, оказывали влияние на кино. К 1932 году Сталин соответствующим постановлением объединил кино и все другие искусства под крышей одного совета, пойдя по пути стандартизации. Эти события приостановили скорость, с которой ранее советское кино мчалось вперед, и его первоначальный дух был утрачен. В последующие годы с приобщением страны к рыночной экономике начались показы в том числе голливудских фильмов, и в этот период советские режиссеры зачастую шли по пути подражания им. Тем не менее советское кино в любом случае давно оставило незабываемый след в истории кинематографа.


Конечно, создание революционных фильмов — не единственная причина, по которой советское киноискусство возымело действие на весь мир. Наряду с Эйзенштейном мировую популярность советскому кино принесли такие режиссеры и теоретики — новаторы с технической точки зрения, как Дзига Вертов, Лев Кулешов, Всеволод Пудовкин. С этим квартетом Советы фактически взяли на себя роль «законодателей» киномоды, а со временем продолжили обладать правом голоса в мировой кинокультуре благодаря таким именам, как Андрей Тарковский, Александр Сокуров. Прежде всего Тарковский создал картины, которые являются доказательствами того, что в современном мире продолжает жить дух русского кинематографа.


Десять лучших советских фильмов


1. «Броненосец Потемкин» (Сергей Эйзенштейн, 1925)

2. «Зеркало» (Андрей Тарковский, 1975)

3. «Летят журавли» (Михаил Калатозов, 1957)

4. «Человек с киноаппаратом» (Дзига Вертов, 1929)

5. «Андрей Рублев» (Андрей Тарковский, 1966)

6. «Иди и смотри» (Элем Климов, 1985)

7. «Солярис» (Андрей Тарковский, 1972)

8. «Иван Грозный» (Сергей Эйзенштейн, 1944)

9. «Война и мир» (Сергей Бондарчук, 1968)

10. «Сталкер» (Андрей Тарковский, 1979)