Пролог

Вторая часть серии

Третья часть серии

Пятая часть серии

«Дети, как глина, — говорит директор училища Владимир Кологреев. — Их нужно вылепливать!» Одетый в униформу, он с гордостью встречает нас во дворе своего училища. В прошлом году училище признано лучшим российским казацко-кадетским корпусом с профессиональным образованием. Дети бегают вокруг, похожие на маленьких солдат, только в детском саду они еще носят гражданское.


В XVIII веке казаки были бунтовщиками, непокорным народом, не желавшим подчиняться государству. Многие из них были беглыми крепостными, жившими в конных отрядах, наподобие разбойников. Но вскоре ситуация изменилась. Царь предоставил строптивым всадникам различные привилегии и создал из них новое воинское сословие. Казаки отплатили ему покорностью. Вместе с русской армией они сражались с Наполеоном, позднее боролись с революционерами.


В путинской России казаки — часть консервативных сил, лояльных к государству. Они воюют на востоке Украины на стороне сепаратистов и участвовали в аннексии Крыма. Во время недавних антипутинских протестов в Москве казаки заставили о себе говорить, после того, как с нагайками набросились на демонстрантов. По всей стране приблизительно 650 тысяч человек — члены прогосударственных казачьих объединений. Как недавно иронично заметил один из русских журналов, эти организации существуют даже там, где казаков никогда не было.


Государство поощряет патриотические союзы щедрыми субсидиями: только областная администрация Ростова выделила казакам с 2017 по 2019 год сумму, почти равную 30 миллионам евро. На Дону находится центр движения. Только в Ростове Россия содержит 11 кадетских училищ. А по всей стране десятки тысяч детей и подростков посещают казацкие школы, даже в Москве есть сотни специальных классов, ведь военно-патриотическое воспитание при Путине опять в тренде.


В Димитровграде, приволжском городке со 120 тысячами жителей, только за последние несколько лет образовались четыре казацких объединения. Их задача, как сказал казацкий начальник атаман Сергей Дедюев, — «в случае опасности встать и защитить интересы государства!» Он гордится тем, что в местных воспитательных учреждениях дети с детского сада и до колледжа воспитываются казаками. «Мы не готовим солдат, — верит он, — а формируем личности». По его мнению, дисциплина и порядок при этом очень важны, а также любовь к отечеству. Ведь дети подчас знают об американской культуре больше, чем о русской. «Они должны выходить из корпуса достойными патриотами!» — говорит атаман.


«Чем занимаются казаки?» — громко спрашивает воспитательница в детском саду. «Они — воины!» — отвечают дети хором. В мирное время, кричат они дальше, казак защищает отечество. А что делают женщины? «Варят еду!» — отвечают все. «Убираются в доме!» Дети танцуют и поют. Мальчикам раз-решили немного пофехтовать деревянными саблями. Один из мальчиков затем прочитал стихотворение: «Россия и казаки неразделимы!» В конце все позируют для групповой фотографии. «Девочки улыбаются, мальчики смотрят серьезно!» — приказывает шеф.


Патриоты для России


Подростки занимаются на школьном дворе строевой подготовкой, в актовом зале они демонстрируют боевые приемы под рок-музыку и целятся своими моделями автомата Калашникова в публику, как будто им нужно со сцены обезвредить преподавателей и соучеников. Среди учителей и воспитателей кадетского корпуса есть и бывшие офицеры.


Из-за этого восемь лет назад директор училища чуть не лишился места: тогда разгорелся скандал из-за избиений и иных жестоких методов воспитания, практиковавшихся в общежитии училища. Об этом сообщалось даже в вечерних новостях на общенациональных телеканалах. В ответ Кологреев уволил слишком ретивых воспитателей. А также тех, кто посоветовал подросткам пожаловаться на своих мучителей.


К конце отец Андрей приглашает нас на урок православной религии. Тема занятия — «Несправедливость». Десяток тинэйджеров в форме сидят со скрещенными под партами руками и внимательно слушают проповедь. «Нужно ли нам сопротивляться?— спрашивает он тинэйджеров. — Что, если один человек злой, но богатый? А другой приличный, но бедный?» Священник сам отвечает на свой вопрос: «Давайте радоваться тому, что дает нам жизнь!» Потому как кара настигнет грешников в аду. А на небесах, после смерти, награда ждет молчаливых, которых всегда все терпели.