Летом в окрестностях Чернобыля яд растет прямо из земли. Конечно, все это знают, в том числе и потому, что повсюду есть предупреждающие таблички: строго-настрого запрещено собирать грибы и ягоды. После аварии на местной АЭС в апреле 1986 года эта территория остается зараженной радиацией, и в почве по-прежнему содержится цезий.
Тем не менее в эти дни все дети и подростки отправляются в лес по грибы и ягоды, говорит Диана Рубан. Потом они их продают, но многие из них едят их и сами. Чтобы соблюдать меры предосторожности, семья Дианы, по ее словам, слишком бедна. Да и не только ее.
Все, кто мог себе позволить уехать, уехали
Диана — жизнерадостная 16-летняя девушка, с удовольствием красящая ногти ярким лаком. В будущем она мечтает уехать в Киев и изучать там информатику. Диана с рождения страдает склерозом, и у нее есть проблемы со сращиванием костей. Кроме того, ее рост составляет всего 1,52 метра. Являются ли ее проблемы со здоровьем последствиями взрыва на ядерном реакторе в Чернобыле, с точностью сказать не может никто.
Ее главной мечтой является операция на позвоночнике, который однажды может попросту раздавить ее сердце и легкие. В том числе и поэтому она решилась на поездку на север Германии, которой она поначалу очень боялась — еще больше, чем ядовитых грибов. Сильнее ее страха оказалось одно — надежда на немецкую медицину.
Ее родная деревня, неподалеку от городка Народичи, находится на территории «второй зоны» — в 80 километрах от взорвавшегося в 1986 году реактора. Почва там сильно заражена долгоживущими радионуклидами — показатели заражения постоянно отслеживаются. Вскоре после катастрофы власти эвакуировали жителей территории в радиусе 30 километров от реактора, и там по-прежнему никто не живет.
Все, кто мог себе позволить уехать с территории, граничащей с зоной отчуждения, из так называемых «второй» и «третьей» зон, покинули ее. Жители, оставшиеся там, питаются за счет подсобных хозяйств, являются безработными или заболели. Мать Дианы давно уже не имеет работы.
Поначалу украинские власти не бросали своих сограждан в беде — на протяжении более 20 лет после чернобыльской катастрофы государство обеспечивало для детей и подростков ежегодные 24-дневные оздоровительные каникулы как на территории Украины, так и за границей. Однако в последние годы эта статья бюджетных расходов в целях экономии была упразднена.
«Детей из деревень, расположенных в зоне заражения, все больше и больше забывали», — говорит Вульф Гарде из немецкого города Аренбург (Ahrenburg). Именно по этой причине он в 2011 году принял решение о создании клуба «Привет», активисты которого теперь ежегодно на протяжении трех недель принимают у себя по 20 украинских детей.
Раньше Вульф Гарде был учителем физики и математики в гимназии имени Шарлотты Паульсен в гамбургском районе Вандсбек (Wandsbek). Но сейчас 76-летний мужчина по несколько часов в день занимается делами своего благотворительного клуба. Его деятельность финансируется на пожертвования немецких граждан — ежегодно удается собрать порядка 30 тысяч евро.
«Привет» позволяет чернобыльским детям отвлечься от повседневной реальности и посетить немецких врачей
Как правило, в феврале Гарде совместно со своими сподвижниками отправляется на Украину, чтобы лично решить, какие дети больше всех нуждаются в помощи. Решающими факторами являются при этом их состояние здоровья и социальные условия, в которых они живут: все дети, отправляющиеся в Германию, происходят из плохо обеспеченных семей — многие из них имеют приемных родителей или являются сиротами.
В этот раз в число избранных попала и Диана Рубан. Она, а также 15 других детей уже три недели живут в одном из общежитий в местечке Гросхансдорф. За это время они успели посетить зоопарк, смотровую площадку здания Эльбской филармонии и детский парк развлечений. Кроме того, они получили возможность побывать у немецких стоматологов, офтальмологов и педиатров. Ведь многие из них страдают от различных заболеваний — ног, сердца и т.д.
Когда Диана узнала о возможности съездить в Гамбург и Шлезвиг-Гольштейн, она поначалу сомневалась. Ведь до сих пор ей не доводилось ездить куда-то без сопровождения родителей, и уж тем более за границу. «Но теперь я очень рада, что приехала», — говорит юная украинка. Конечно же, ей очень понравилось в зоопарке Серенгети в Ходенхагене, хотя посещение врачей было для нее намного важнее.
Врачи в Киеве практически не оставляют ей надежды — по их словам, операция на позвоночнике очень опасна, а в ее возрасте и вовсе невозможна. В раннем возрасте она должна была бы носить корсет, но теперь? Теперь операция может обернуться для нее параличом. Но Диана согласна рисковать: «Завтра меня осмотрит еще один специалист из Гамбурга», — говорит она с улыбкой, сидя в очереди на проверку щитовидной железы — еще одно очень важное обследование.
В первый раз в этом добром деле принял участие, в частности, профессор Йохен Куссманн (Jochen Kußmann) из клиники Schön Klinik в гамбургском районе Айльбек. Одна из его пациенток обратила его внимание на деятельность клуба «Привет», и после этого главный врач центра эндокринной хирургии созвонился с Вульфом Гарде и предложил ему свою помощь.
Без хэппи-энда для Дианы
Он рассказал ему, что многие жители территорий вокруг реактора страдают от рака щитовидной железы. Точные цифры неизвестны, но, по данным доклада Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2005 год, на Украине и в Белоруссии от этого заболевания страдали около шести тысяч человек, которые в момент чернобыльской катастрофы были еще детьми. «В Чернобыле недоставало йода, и поэтому щитовидка получала опасный йод из воздуха и еды, подвергаясь тем самым облучению изнутри», — пояснил Куссманн.
Хотя от заболевания страдают, в первую очередь, люди в возрасте около 50 лет, нынешние учителя следят за тем, чтобы их ученики получали достаточное количество йода из таблеток или йодированной соли. Кроме того, в их меню обязательно входят неспелые грецкие орехи: в них также содержится много йода. После короткого обследования дети с облегчением вернулись в комнату ожидания — ни у кого не было выявлено карциномы щитовидной железы.
Затем настала среда, которой так ждала Диана. «С настолько ярко выраженным заболеванием, как у нее, нам еще не доводилось сталкиваться», — говорит Вульф Гарде. Однажды по приглашению клуба «Привет» приезжал мальчик с сильной деформацией верхней и нижней челюсти. Его операция обошлась в 7 тысяч евро — оплату взял на себя клуб. «Мальчик приехал в ужасающем состоянии, а уехал в идеальном», — подчеркивает Гарде.
Однако в случае Дианы на такой исход рассчитывать не приходится. Рентгеновские снимки не обещают ничего хорошего: ее ожидаемая продолжительность жизни значительно ниже средних показателей, а операция связана с очень большими рисками. Вдобавок ко всему, она стоила бы более 100 тысяч евро — это слишком дорого для маленького клуба «Привет». «Мы не найдем столько денег, — говорит Гарде с горечью. — Ей придется смириться со своей судьбой».
Можно даже сказать: смириться со многими судьбами.