Москва — В пятницу утром москвичка Вера Бестаева решает поехать на работу на такси.

Опять.

«Я езжу на работу на такси два-три раза в неделю, — говорит она. — Такси выгоднее и лучше, чем собственная машина. Я уже решила продать свой автомобиль».

В московском рынке услуг такси за короткое время произошла настоящая революция. Сейчас такси приезжает быстро, автомобили новые, цены — доступные.

Еще недавно официальное такси обходилось дорого, и его приходилось заказывать заранее. Москвичи предпочитали ловить машину у дороги и надеялись, что кто-нибудь сможет подвезти их за договорную цену к нужному месту.

В 2015 году состоялся масштабный прорыв в работе приложений по заказу такси, когда все начали покупать смартфоны. В компаниях быстро появилось большое количество новых автомобилей, поэтому время ожидания подачи такси сократилось до пяти-десяти минут.

Следующий большой шаг вперед был сделан в прошлом году, когда самые популярные приложения начали сообщать полную стоимость поездки уже на стадии заказа. Таким образом, она больше не менялась из-за злополучных московских пробок.

Пассажирский автобус и такси на Новом Арбате в Москве

Поскольку из-за конкуренции цены оставались низкими, такси стали пользоваться чаще. В 2017 году было совершено два миллиона поездок на такси. И если еще в 2012 году 80% поездок совершались на незарегистрированных такси, сейчас никому больше не придет в голову ловить машину.

Бестаева заказывает такси в половину десятого. Скоро к дому подъезжает желтая «Тойота Камри».

«Поскольку цену поездки теперь можно узнать уже во время заказа, я стала пользоваться такси гораздо чаще», — говорит она.

Сейчас она ездит в метро и на собственном автомобиле значительно реже.

Теперь все иначе, и не только в вопросе цены. В вечернее время раньше приходилось довольствоваться покореженной «Ладой», дежурившей у ресторана или бара. Приходилось слушать музыку, которую выбирал сам водитель. Если водитель хотел курить, он курил.

В «Тойоте», которая медленно едет через утреннюю пробку в центр, такое представить довольно трудно.

«Уровень услуг заметно вырос».

Важный положительный фактор — дигитализация.

В Москве около 15 миллионов жителей, так что у цифровых услуг много потенциальных пользователей. Многие заказывают через смартфон не только такси, но и продукты или ужин из ресторана.

Посредником выступает «Сбербанк», крупнейший банк страны, включенный в список антироссийских санкций Запада. Половина банка принадлежит государству. Он стремится расширить поле своей деятельности и недавно заявил, что хочет купить «Яндекс», который сейчас является не только интернет-поисковиком, но и популярным приложением по заказу такси.

У «Сбербанка» тоже есть популярное приложение, которым пользуется около 40 миллионов человек. При помощи приложения можно переводить деньги с одной карты на другую. Это приложение играет очень важную роль в большой стране, в которой банковские автоматы могут находиться далеко. На самом деле, приложение работает настолько хорошо, что его взял на заметку даже большой сектор серой экономики.

Кроме дигитализации развитию сферы такси также способствовала политика дорожного движения в городе, говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ профессор Михаил Блинкин.

«Когда московские стоянки стали платными, неофициальным такси стало не выгодно поджидать своих клиентов в „хлебных" местах», — говорит Блинкин.

«То же влияние оказали выделенные линии, предназначенные только для автобусов и зарегистрированных такси», — добавляет он.

В начале этого десятилетия руководство Москвы решило сделать город более комфортным местом для жизни. Важная причина — демонстрации, которые начались в конце 2011 года. После них руководство России решило, что если ему не удается привлечь московский средний класс на свою сторону, то оно может, по крайней мере, задобрить его, сделав Москву более привлекательной.

Например, запрет на остановки у пешеходных переходов, платные остановки в центре, выделенные линии для автобусов и сужение улиц — часть этого проекта. Кроме борьбы с темным рынком такси эти городские решения привели к снижению количества частных автомобилей, что увеличило популярность такси.

Московский рынок услуг такси стал в России особым исключением. Обычно работу предприятий усложняла коррупция и постоянное расширение государственных требований, но в сфере такси специальных требований очень мало, и разрешения получить очень легко.

Реформа электроэнергетики, проведенная в прошлом десятилетии, долгое время считалась единственной успешной реформой в России, однако сейчас о реформе такси начали говорить в том же ключе. В Москве также действуют американское приложение «Убер» и израильское приложение «Гетт».

Бестаева заказывает такси через приложение «Яндекс».

Новая разметка "вафельница" на перекрестках в Москве

В нем есть три ценовые категории, самая дешевая из которых предлагает поездки на новеньких «Хендэ» или «Шкода». Бестаева обычно ездит на них, но в этот раз в качестве исключения воспользовалась автомобилем среднего класса.

Сегодня путь до центра продлился час, включая короткую остановку у Макдоналдса, поскольку позавтракать девушка не успела. Стоимость поездки — 900 рублей, то есть 12 евро.

Более дешевая поездка обошлась бы в 400-500 рублей, то есть в 5,30-6,70 евро.

«Таксисты часто жалуются, что стоимость поездки слишком низкая».

Таксисты уже долгое время жаловались на занижение стоимости их услуг. Эту тему стали активно обсуждать после наезда такси на группу людей в центре Москвы в июне. Тогда был в разгаре Чемпионат мира по футболу.

Новость о происшествии появилась в СМИ многих стран, и все в первую очередь подумали о теракте. Однако киргиз, сидевший за рулем, сказал, что к тому моменту он провел за рулем уже 20 часов и от усталости нажал на газ вместо тормоза.

Этой трактовке событий поверили не все, но вечерняя газета «Комсомольская Правда» начала осенью 2018 года борьбу за повышение оплаты труда таксистов.

«Вполне возможно, что цены постепенно начнут расти», — говорит Мария Роженко, исследователь Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского.

Компаниям нужно уделить особое внимание безопасности, считает она. Слишком низкие цены сказываются на уровне безопасности, поскольку уровень подготовки водителей тоже упал.

Многие подозревают, что крупные компании сейчас снижают цены, чтобы убрать конкурентов. Позже цены должны вновь повысить. Эксперты считают эту затею неудачной.

Чтобы получить достойную оплату, приходится работать по 14 часов, говорит таксист Георгий Хубулов.

Вечер пятницы. Он стоит у Павелецкого вокзала. Кроме поездов дальнего следования на вокзал также приходит экспресс из аэропорта Домодедово. Здесь часто ищут такси.

«Клиентов много. Поездок много. Но цены низкие, поэтому приходится много ездить», — говорит Хубулов.

Цены поднимаются во время пробок, дождя и снегопада. В обычный день стоимость поездки может составлять 150-200 рублей, то есть чуть больше двух евро.

«В автомобиль часто садятся вчетвером, так что стоимость поездки на такси совпадает со стоимостью поездки в метро».

Хубулов говорит, что аренда его автомобиля составляет 1,6 тысячи рублей или 21 евро. На бензин ежедневно уходит тысяча рублей, то есть 13 евро. Поэтому ежедневно нужно совершать поездки по меньшей мере на пять тысяч рублей, то есть на 67 евро.

Таксист может пользоваться приложением «Яндекс» в течение 20 часов, после чего оно автоматически закрывается.

«У некоторых водителей на этот случай заведен второй аккаунт, через который они продолжают работать».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.