Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Helsingin Sanomat (Финляндия): невинный образ «простых финских парней» в составе СС разрушен в важнейшем военно-историческом произведении этого года

© AP PhotoФинские солдаты идут в наступление возле границы с СССР
Финские солдаты идут в наступление возле границы с СССР
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Финляндии вышла книга финского историка, которая разрушает идеальный образ финских добровольцев в составе СС. Автор объясняет, как в истории советско-финской войны 1941-1944 годов создавались мифы, не имеющие ничего общего с реальностью. А ведь до недавних пор на ежегодном параде, посвященном празднику флагов Сил обороны Финляндии, поднимался и флаг батальона СС.

На кладбище Хиетаниеми в Хельсинки стоит памятный камень финским добровольцам войск СС. На нем изображен отлитый из бронзы лютеранский крест и небольшая фигура солдата в неопределенной форме немецкого образца. Строки о том, что камень был установлен в память о павших солдатах, погибших за свободу отечества в составе военных сил Германии, вводят в заблуждение.

Установленный в 1983 году памятник — яркий пример образа финских добровольцев СС, который был сформирован после окончания войны. Добровольцев представляли простыми финскими парнями, которые боролись на полях Украины и склонах Кавказа только лишь в интересах Финляндии.

Идеальный образ уже долгое время привлекал внимание исследователей.

Театр военных действий добровольческого батальона СС — Восточный фронт Германии — был во времена Второй мировой войны местом жестокого геноцида евреев, цыган, партизанской войны, массовых убийств и террора. Убийство мирных жителей, неспособных к обороне, было тщательно продуманной, программной и неотъемлемой частью военных действий Германии.

Специальные военные теории, разработанные впоследствии, были в мгновение ока разрушены большим количеством доказательств. На Восточном фронте никто не играл второстепенную роль.

В проведении массовых убийств наряду с айнзатцгруппами принимали участие как обычные полицейские группы, так и жандармы СС, различные силы безопасности, боевые подразделения Ваффен-СС и обычные немецкие армейские подразделения, независимо от рода войск.

Как же финны могли не знать о практике уничтожения противника по идейным или расовым принципам или оставаться в стороне от нее? Тщательно подготовленный ответ на этот вопрос представляет доцент истории церкви Андре Сванстрём (Andre Swanström) в своей новой книге «Рыцари свастики» (Hakaristin ritarit). Сванстрём убедительно показывает, что знакомая всем история финских добровольцев в составе СС слишком хороша, чтобы быть правдой.

До недавних пор в исторических трудах о финнах в составе войск СС основное внимание обращалось на добровольческий батальон и его боевой путь. Причиной тому, по-видимому, был труд профессора Мауно Йокипии (Mauno Jokipii) «Батальон заложников» (Panttipataljoona), неверно излагающий историю батальона в составе войск СС. «Батальон заложников» вышел в 1968 году.

Книга, написанная авторитетным исследователем в тесном сотрудничестве с ветеранами СС, с тех пор являлась главным трудом по этой теме. Йокипии открыто говорил, что его идея изобразить финских добровольцев СС простыми солдатами была взята из послевоенной литературы, оправдывающей деятельность Ваффен-СС. В Финляндии должны были обратить на это серьезное внимание еще в период холодной войны, но никто не рискнул бросить вызов историку.

Финское движение СС возникло весной 1941 года на базе батальона добровольцев СС, однако это явление было гораздо масштабнее одного лишь батальона. Изначально в финское движение СС входила тайная вербовочная организация, в деятельности которой принимали участие представители власти при посредничестве государственной полиции. Движение проводило работу по вербовке, набору и контролю под руководством комитета добровольческих сил СС. В движение также входила финско-немецкая организация, занимавшаяся развитием сотрудничества подразделений СС в Берлине и Хельсинки.

Сотрудничество с силами СС продолжилось и после подписания мира между Финляндией и СССР, когда Финляндия и Германия оказались в состоянии войны.

При помощи частично не использованного ранее материала Сванстрём создает совершенно иной образ финского движения СС и финского батальона СС — в отличие от нейтрального magnum opus Йокипии. Он не соглашается с позицией Йокипии, приукрашивающего политические взгляды участников батальона, а также с попытками Йокипии и бывших добровольцев СС написать историю батальона, не упоминая о ее связи с холокостом и другими военными преступлениями на Восточном фронте.

В своих произведениях, как в «Батальоне заложников», так и в книге «Рождение Войны-продолжения» (Jatkosodan synty), которая появилась в 1987 году, Йокипии подчеркивает особый характер отношений Финляндии и Германии. Он также последовательно стремился приуменьшить последствия, которые принес союз с национал-социалистической диктатурой.

В «Рождении Войны-продолжения» Йокипии решил провозгласить общую войну Финляндии и Германии «настолько пристойной, насколько это может быть на войне». По какой-то причине, которую Йокипии так никогда и не назвал, Финляндия якобы смогла пройти по совершенно иному маршруту в отличие от других стран — союзников Германии. По его мнению, союз Финляндии и Германии был не союзом, а совместным ведением войны.

Семантический педантизм долгое время сбивал с толку если не самого Йокипии, то, по крайней мере, читателей.

Сванстрем не стесняется критиковать наследие, оставленное Йокипии. «Систематическое искажение важной информации» — самое серьезное обвинение, предъявленное профессору.

Сванстрём настолько убедительно обосновывает свои заявления, что ему очень трудно возразить.

Как сообщается в предисловии книги, Сванстрём провел новый анализ политических взглядов добровольцев ЕС, их характеров и связей с политикой геноцида, проводимой гитлеровской Германией.

Связь пиетизма с фашизмом, национал-социализмом и движением СС Сванстрём изучил, общаясь с добровольцами СС, разделяющими подобные религиозные убеждения. В исторической литературе этой теме уделяется мало внимания. Особенно сильно связь пиетизма с крайне правыми силами проявилась в Движении Лапуа (националистическое движение, существовавшее в Финляндии в 1929-1932 годы — прим. перев.) и Патриотическом народном движении (финская ультраправая партия 1932-1944 годов — прим. перев.), а позже и в движении СС.

Документация военных маршрутов батальона, составленная Йокипии, возможно, заслуживает уважения. Однако труды Йокипии по теме СС с этих пор стоит читать только с комментариями Сванстрёма. По словам самого Сванстрёма, сейчас наступает время разнообразных трактовок после развенчания мифов. Дальнейшие исследования будут способствовать уничтожению балласта мифов, который накопился за прошедшие десятилетия.

До недавних пор на ежегодном параде, посвященном празднику флагов Сил обороны Финляндии, поднимался в том числе и флаг батальона СС. После выхода этой книги вооруженным силам республики придется сделать выводы и прекратить ходить маршем под эмблемой СС.

Книгу «Рыцари свастики» следует прочесть всем, кто интересуется военно-политической историей, и особенно — отношениями Финляндии с гитлеровской Германией. Книга, написанная хорошим и понятным языком, является произведением, которое выводит качество исследования финского движения СС на международный уровень.

Пожалуй, это самое важное и достойное научное произведение по теме военной истории в нынешнем году.