Производство дегтя в Швеции приобрело промышленные масштабы, когда викингам потребовались сотни литров дегтя для обработки поверхности кораблей.

Корабли викингов были очень высокотехнологичны для своего времени. Благодаря им торговые и грабительские морские походы были очень прибыльными, а викинги смогли основать поселения далеко от дома — в Северной Америке и Северной Африке и даже на территории современной России, куда они добирались по рекам.

Что же делало корабли викингов такими крепкими? Согласно исследованию Уппсальского университета, секрет кроется в хорошо знакомом финнам веществе — дегте. Его требовалось очень много.

Во времена викингов большой спрос на деготь привел к промышленным масштабам его производства, сообщается в исследовании, опубликованном в газете «Антиквити» (Antiquity).

Для смоления большого судна викингов требовалось 500-600 литров дегтя. Деготь также использовали для смеси, которой обрабатывали шерстяные паруса — для придания им водоотталкивающих свойств.

Разовой обработки дегтем было недостаточно, корабли нужно было смолить и между морскими походами. Во флоте викингов были десятки или даже сотни судов.

Дегтярные ямы принимали за ловушки охотников

Данные о важной роли дегтя в жизни викингов появились совсем недавно, рассказывает проводивший исследование археолог Андреас Хенниус (Andreas Hennius). Большая часть мест, где производили деготь, была обнаружена в последние 15 лет во время строительства дорог.

Хенниус считает, что подобные находки совершали и ранее, но их неправильно трактовали. Их принимали, например, за ловушки охотников или места добычи угля, предполагает Хенниус.

Ошибки можно объяснить тем, что дегтярные ямы в их современном понимании начали активно делать только в XVI веке. А викингам приходилось полностью раскапывать дегтярные ямы, чтобы добраться до дегтя, скопившегося на дне. В те времена в ямах для получения дегтя не было специальных отводов.

Производство сосредоточилось на окраинах сосновых лесов

В исследовании приходят к выводу, что в эпоху викингов строительство ям для производства дегтя в восточной Швеции увеличилось во много раз. Это отчетливо заметно при проведении сравнения с небольшими дегтярными ямами 100-400 годов, которые были обнаружены вблизи поселений того времени.

Согласно радиоуглеродному и люминесцентному анализу, крупнейшие ямы для получения дегтя относятся к 700-900 годам.

Один поджог древесины в небольшой яме позволял получать чуть более 15 литров дегтя. На дно большой ямы могло стечь 200-300 литров.

Еще одно свидетельство масштабного производства дегтя во времена викингов — расположение дегтярных ям на окраинах сосновых лесов, где было очень легко достать сырье. Ближайшие поселения и захоронения находились примерно в восьми километрах.

По анализу микроструктуры дерева Хенниус пришел к выводу, что деревья выбирались за несколько лет до сжигания, то есть работа была очень тщательно распланирована.

Кору повреждали таким образом, что выделение смолы, необходимой для получения дегтя, усиливалось, но дерево при этом не погибало. Об этом свидетельствует небольшое количество следов древоядных насекомых. В гнилом дереве их было бы больше, говорит Хенниус.

В Исландии был обнаружен уникальный молот Тора

Швеция — не единственная страна Северной Европы, в которой обнаружить новые объекты времен викингов помогает случайность. В последние годы в Исландии было сделано несколько значительных находок во время проведения строительных работ или же благодаря абсолютной случайности.

Последние находки были сделаны в долине Тьорсардалур на юге Исландии. По первоначальным оценкам археологов, четыре обнаруженных предмета могли относиться к первому столетию прошлого тысячелетия.

Амулет в форме молота Тора является очень необычной находкой. На данный момент это самый древний амулет, сделанный из местного камня.

В Рейкьявике нашли дом воеводы

Амулет, точильный камень, металлический наконечник и пряжка лежали на поверхности земли древних угодий, о которых археологи ничего не знали.

Другие сюрпризы прошлых лет — обнаруженный в центре Рейкьявика большой длинный дом и масштабное захоронение на севере Исландии. (В археологии длинный дом — тип длинного узкого дома с единственным помещением внутри, прим. перев.)

Археологи начали склоняться к тому, что первые жители появились в Исландии раньше, чем считалось. Это подтверждает и длинный дом, обнаруженный, в том числе, в деревне Стёдварфьордюр. В соответствии с радиоуглеродным анализом, этот длинный дом был построен в начале 800-х годов.

Ранее считалось, что первый постоянный житель в Исландии появился только в 874 году.

Деревня Стёдварфьордюр представляет особый интерес, потому что от этой точки Исландии пролегает самый короткий путь до Норвегии, а также до Британских островов. Это место идеально подходило для порта.

Археолог Бьярни Эйнарссон (Bjarni Einarsson) сообщает в исландской газете «Визир» (Vísir), что длинный дом был предмостным укреплением. По его мнению, сельскохозяйственных угодий здесь в то время не существовало: во время раскопок костей животных обнаружено не было.

Корабль викингов скрывался в поле

В этом году в ходе исследования истории викингов выяснилось, что население шведского города Сигтуна в эпоху викингов было многонациональным. Кроме этого, недавно на юго-востоке Норвегии при помощи георадара был найден большой корабль викингов.

Исследователи уверены, что в поле на глубине всего лишь полуметра находится 20-метровый корабль викингов. Пока они не могут гарантировать, что он в хорошем состоянии, но очень воодушевлены редкой находкой. Пока можно надеяться на сохранность дна корабля и киля.

Погребальный 20-метровый корабль на кладбище викингов, обнаруженный на юго-востоке Норвегии
Три хорошо сохранившихся корабля, обнаруженных ранее в Норвегии, были подняты из земли уже больше ста лет назад. Методы изучения археологических находок того времени вызывали гораздо больше повреждений, чем нынешние.

Новую находку пока не торопятся выкапывать. Сначала будут применяться методы цифровой археологии, сообщает Музейное ведомство Норвегии. Под землей корабль не подвергается изменениям, которые обязательно начнутся, когда корабль поднимут.

Захоронения в кораблях не располагались на пустых территориях. Они являлись частью более крупных захоронений, которые, как очевидно, должны были сообщать о могуществе и влиятельности, говорит руководитель исследовательского проекта Ларс Густавсен (Lars Gustavsen).

Таким образом, объектом изучения в норвежской провинции Эстфолл является не только корабль, но и следы пяти длинных домов и по меньшей мере восьми могильных курганов, которые не были обнаружены ранее. Правда, сельскохозяйственные работы, которые ведутся здесь уже несколько столетий, сильно изувечили объекты.

Изначально корабль с покойником был захоронен в кургане.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.