Страх советских баскетболистов перед американскими — не выдумка

После просмотра фильма «Движение вверх», некоторые поклонники баскетбола не хотели верить, что советские баскетболисты боялись американских, как это было в красках показано в первой половине фильма. Причина кроется в том, что за 10 лет до 1972 года Советский Союз хоть и проигрывал Соединенными Штатами больше, чем выигрывал, но разрыв всегда был небольшой: в одно или два очка. И только во время Олимпийских игр 1964 года разрыв составил 14 очков. Тем не менее в отличие от противостояния в других сферах в период холодной войны, в соперничестве между баскетбольными сборными у Америки было особое положение: поскольку Международная федерация баскетбола (ФИБА) долгое время запрещала профессиональным игрокам Национальной Баскетбольной Ассоциации (НБА) участвовать в Олимпийских играх и чемпионатах мира по баскетболу среди мужчин, Соединенные Штаты не могли выступать со своим сильнейшим составом.

Хотя игроки олимпийской сборной США, которых набирают из колледжей, также проходят тщательный отбор, и большинство из них впоследствии становятся профессиональными игроками, их навыки сильно уступают навыкам действующих игроков НБА. Следует также отметить, что статус Чемпионата мира по баскетболу (позже переименованного в Кубок мира) всегда уступал Олимпийским играм, из-за чего подбор игроков в команду, участвующую в Чемпионате мира, в период холодной войны был менее качественным.

На Олимпийских играх 1970 года американская команда, большинство игроков из которой не провели ни одного официального матча в НБА, выиграла у советской команды, игравшей основным составом в атаке, с разницей в 3 очка. Советская сборная противостояла лучшим выпускникам американских колледжей, среди которых 10 из 12 человек позднее попали в НБА, а в 1972 году эти же ребята набирались на скамейку запасных на Олимпийские игры. В таком случае понятна преувеличенная «америкофобия», показанная в фильме, чтобы сгустить краски и привлечь зрителя. Однако уровень профессиональных советских баскетболистов в сцене, когда они проиграли в «стритбол», показали слишком заниженным.

Кроме того, в баскетболе той эпохи считалось, что все решает большой рост. В американской команде 1972 года, в фильме был сделан акцент на темнокожем центровом игроке ростом 208 см, впечатляющем и крепком Дуайте Джонсе, а также на белокожих запасных Томми Бёрлсоне и Томе Макмиллене с ростом более 211 см. Последние двое позднее попали в НБА. В команде Советского Союза в то время выделялся очевидно невысокий игрок номер 7, близорукий Алжан Жармухамедов, ростом 207 см и игрок номер 14, Александр Болошев, ростом 205 см. Единственный высокий игрок в команде был номер 12, Сергей Коваленко, чей рост был более 210 см, однако ему предоставлялось не так много игрового времени. Таким образом, команде Советского союза было необходимо играть в быстрый баскетбол, где игра постепенно становится все более напряжённой. Этот фильм про героев, которые не могут допустить ошибки.

Хотя советская мужская баскетбольная команда позже победила американскую, в состав которой входили игроки НБА Дэнни Мэннинг и Дэвид Робинсон (после стал суперзвездой НБА) в полуфинале Олимпийских игр 1988 года в Сеуле, на тот момент Советский Союз впервые сбил США с пьедестала и завоевал золотую медаль. Это означает, что дальнейшая значимая победа уже не будет иметь такого эффекта (снимать отдельный фильм про победу в полуфинале было бы слишком странно). Конечно, должны быть и другие причины не снимать кино про победу в 1988 году, и о них будет рассказано далее.

Как превратить капитана советской сборной в «почти предателя»

Сильная команда Югославии, многие игроки из которой позже перешли в НБА, не раз побеждала команду СССР на Чемпионатах мира и Олимпийских играх (включая игры в Сеуле). На Чемпионате мира звездной команде Югославии уступила даже команда США. Прошлое и будущее баскетбола Югославии неразрывно связано с противоречиями среди ее жителей. Тони Кукоч, Дражен Петрович, Дино Раджа, Владе Дивац — все эти имена довольно известны в НБА. Люди, прошедшие путь от старых приятелей до заклятых врагов. Такие истории всегда имеют влияние на современность, как например, на ситуацию между черногорцем Николой Йокичем и сербом Юсуфом Нуркичем.

Возможно, съемочная команда фильма была слишком впечатлена трагичным опытом Югославии, возможно, они приняли слишком близко к сердцу то, что литовцы Шарунас Марчюленис, Римас Куртинайтис и Арвидас Сабонис не участвовали на Чемпионате мира 1990 года в составе сборной СССР, что привело к поражению советской команды в финале. Возможно, именно по этим причинам, был снят фильм про 1972 год, а не про 1988, и было решено осветить события внутренних противоречий именно команды 1972 года.

Возьмем, к примеру, молодого симпатичного парня, нападающего под 5 номером литовца Модестаса Паулаускаса. В фильме он показан обиженным на весь мир. Паулаускас испытывал неприязнь к своим одноклубникам другой национальности (кроме души команды, 10 номера, Сергея Белова). Он также издевался над новичком команды Сашей и другими, и даже хотел воспользоваться Олимпийскими играми, чтобы уехать в Германию, пока в нем не проснулась совесть. На самом же деле он был вызван в национальную команду в 1965 году. Тогда же он стал самым молодым «Эм-ви-пи» (MVP) (самый ценный игрок матча) в истории, был капитаном советской мужской баскетбольной команды с 1969 года и выиграл чемпионат в 1974 году. Позже спортсмены этой сборной вышли на пенсию и отзывались о нем исключительно хорошо.

После выхода на пенсию Паулаускас стал тренером молодежной сборной СССР по баскетболу. Когда Советский Союз распался, он стал жить на две страны, то в Литве, то в России, занимался молодежным баскетбольным образованием и воспитал много талантов. Он все еще жив. Человек, посвятивший свою жизнь баскетбольной карьере в Советском Союзе, России и Литве, в последние годы изображается в кино и на телевидении чуть ли не предателем. Авторы могут лишь оправдываться тем, что это было сделано потому, что картине был нужен отрицательный персонаж, а предатель из Прибалтики (Эстонии, Латвии, Литвы), несомненно, является наиболее легко воспринимаемым для шовинистской российской публики.

На самом деле, искаженные факты про Паулаускаса меня не слишком удивили, но я был полностью сбит с толку, когда в начале фильма услышал, что фамилия главного тренера — Гаранжин. Я увлекаюсь баскетболом и раньше много читал о баскетболе в Советском Союзе, поэтому мне знакомы имена двух великих тренеров той эпохи — Александра Гомельского и Владимира Кондрашина. И поэтому, хотя я не знаю русского языка, но я все равно не могу понять, как Кондрашин вдруг стал Гаранжином. В фильме также присутствует много имен других баскетболистов, в том числе и имя тренера-предшественника Кондрашина — все они вполне соответствуют действительности.

Я вышел из кинотеатра в полном изумлении. Позже оказалось, что вдова Кондрашина, прочитав сценарий, осталась очень недовольна тем, как исказили факты (например, то, что их ребёнок должен был поехать за границу на лечение, хоть это было не так). Уже потом я проверил информацию с измененным именем. Образ тренера также построен на неверных фактах, а другие неточности в фильме авторы могут оправдать «необходимостью художественного вымысла» и «необходимостью конфликта ради конфликта». И даже если авторы будут оправдывать свои сценарии тем, что они проще для восприятия молодежи, я все равно останусь при своем мнении.

Какие чувства должны вызывать у нас правдивые и вымышленные сюжетные линии?

Съёмочная группа, потратившая большое количество сил на сбор «достоверной информации», наверняка лучше, чем я, знает, что происходило на самом деле. А причиной выбора именно такого полуправдивого повествования было желание вызвать у невежественного зрителя как можно больше эмоций, позволить откинуть ненужные размышления и погрузиться в сюжет, следить за развитием героев, и в последний момент, когда они, по закону жанра, забивают мяч на последней минуте, вместе с ними почувствовать то облегчение от осознания, что все завершилось.

Однако тот момент с забитым мячом на последней минуте — всего лишь небольшое проявление российского киноискусства. На мой взгляд, изюминка этого фильма заключается в демонстрации красоты баскетбола и самого спорта в целом. Возьмем к примеру неигровые сцены: главный тренер использует батут вокруг в гимнастическом зале, чтобы научить игроков чувствовать пространство. В фильме используются различные углы для замедленной съемки, чтобы запечатлеть движения спортсмена в воздухе, когда он ловит мяч или бросает его в корзину. Во время тренировок в сельской местности в Грузии игроки стоят на солнце, на их лицах читается напряжение, взволнованность или даже некоторое смущение, но как только тренер дает команду бежать, игроки бегут под веселую музыку, расслабленные и безмятежные. В этот момент камера отдаляется, и зрителям передается это ощущение расслабленности и безмятежности.

Однако чтобы передать полный спектр эмоций, одной операторской работы недостаточно. Высокие требования также предъявляются к актерам, их физической подготовке и баскетбольным навыкам, в противном случае они рискуют просто опозориться. Если актеры успешно справятся со своими задачами, то режиссеру удастся донести до зрителя свой посыл. И даже если в фильме описываются совершено другие проблемы (неважно, были ли они на самом деле), настоящая красота баскетбола и спорта, в целом, останется неизменной.

С этой точки зрения, хотя версия для проката в Китае была уменьшена на 13 минут по сравнению с оригиналом, суть фильма остается той же. В оригинальной версии после титров демонстрируются основные моменты выступлений советской/российской олимпийской команды в гимнастике, прыжках с шестом, хоккее, фигурном катании, а также церемония открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Этот отрывок наполнен уважением ко всем советским и российским спортсменам. Однако в той версии, которую показывали в Китае, к сожалению, присутствуют только моменты тренировок советской баскетбольной команды 1972 года.

Как поклоннику баскетбола, мне также было приятно видеть, как была показана ценность победы в большом баскетбольном турнире, отношения между людьми с сильными характерами. Как пишет сам автор экранизированной книги «Движение вверх», основной игрок советской мужской баскетбольной команды Сергей Белов, он изначально был с хорошими данными и отточенной техникой, не сбавлял темпов, тренировался, становился лучше. В игре он проявлял холоднокровие, и разница между ним и другими игроками, которые играли импульсивно, очевидна.

Он был основным атакующим защитником, который редко отдавал пас, даже если его окружали сразу несколько противников. И вот он столкнулся с тренером, мечтающим поменять стиль игры своей команды, которой сказал ему: «Из таких, как ты никогда не сделать команду», а Сергей ему на это ответил: «Да, вам не повезло». Но после большой кропотливой работы с тренерами и товарищами по команде Сергей Белов сказал в конце фильма: «С вами здорово было играть».

Взаимодействие сильного человека и сильного коллектива невозможно построить лишь на компромиссах. Только объединившись ради одной цели, в коллективе смогут появиться люди, готовые взять на себя инициативу, и, отбросив личные желания, сыграть на благо команды. Только в таком случае смогут появиться такие, как Сергей Белов, и без оглядки назад взять все от полученной возможности. А когда в коллективе такую роль играет не один человек, а вся команда, по очереди сменяя друг друга, соперникам будет вдвойне сложнее что-то противопоставить. Такой коллектив точно не будет страдать от недостатка побед.

На Чемпионате мира 1974 года 25-летний украинец, нападающий Александр Сальников, который первый раз был вызван в сборную, набрал 38 очков за 14 бросков, а советская сборная, которую по-прежнему возглавлял Кондрашин, снова обыграла сборную США 105:94 и выиграла чемпионат (на тот момент большинство из игроков сборной США уже играли в высоких лигах). И хотя тогда в список «лучших бомбардиров» вошли советские игроки различных команд, никто из них не попал в первую десятку, даже Сальников.

Еще раз о мяче, забитом в последнюю минуту

На Олимпийских играх 1976 года сборная во главе с Кондрашиным тоже выступила хорошо. Они выиграли пять матчей в группе, но уступили 5 очков в полуфинале старому сопернику — Югославии (Александр Белов набрал 18 очков и сделал 8 результативных передач, больше всех в советской команде), и шансов снова побороться с США не осталось. В ноябре того же года преждевременно скончался Александр Белов (он был совершенно здоров на Олимпийских играх 1972 года, в отличие от того, что показано в фильме), после чего у Кондрашина начались проблемы со здоровьем, и он ушел из сборной. Пост главного тренера команды занял легендарный Гомельский.

На чемпионате мира 1978 года и Олимпийских играх 1980 года Советский Союз дважды проиграл Югославии. Уйти пришлось даже 36-летнему «ветерану» Сергею Белову, который на своих последних Олимпийских играх, словно помолодев, снова принес команде наивысшее число очков. После все члены команды, победившей в Мюнхене в 1972 году, завершили карьеру.

Однако благодаря твердой руке Гомельского и выдержке советской команды, в 1980-х годах, наконец, удалось воспитать новое поколение игроков. На Чемпионате мира в 1982 году советская команда не только отомстила Югославии, но и победила американскую команду, набрав на одно очко больше в финале. К тому же, в то время было много талантливых литовских игроков, благодаря чему советская сборная смогла достигнуть своего пика во время Олимпийских игр 1988 года. Однако, к сожалению, после того как Литва заявила о своей независимости 11 мая 1990 года, развитие советского баскетбола пошло на спад.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.