Считается, что страна отдает земли только если проиграет войну. Например, Великобритания получила Гонконг после двух Опиумных войн (Новые Территории были взяты в аренду), Япония захватила Тайвань и Пескадорские острова в результате китайско-японской войны (1894-1985). В то же самое время Российской империи удалось отнять у Китая самую большую часть территории без вступления в войну с династией Цин. Почему же ей так просто достались миллионы квадратных километров китайской земли?
Всем известно, что династия Цин в военном плане была слабой, за что ее и прозвали «больным Восточной Азии». Но в значительно большей степени Российская империя угрожала «больному Западной Азии» — Турции (Османской империи). Русско-турецкий конфликт затрагивал не только сферу геополитики (Россия хотела заполучить выход к морю), но и культуру, религию, историю, полную незабытых обид. Российская империя считала себя наследницей Восточной Римской империи (Византийской империи), на месте которой после ее гибели образовалась Османская империя.
Россия переживала подъем и хотела расширить свои границы в сторону Османской империи. С XVII по XIX век между Россией и Турцией произошло десять войн, а если прибавить к этому еще и вмешательство Турции в гражданскую войну, то число конфликтов увеличится до 12. Можно сказать, что подъем и расширение Российской империи означал упадок Османской.
На фоне частых и жестоких конфликтов с Турцией отношения Российской империи с маньчжурской династией Цин были вполне мирными. России пришлось дорого заплатить и многим пожертвовать за 200 лет и более 10 войн с Турцией, получив взамен территории площадью всего лишь в 300 тысяч квадратных километров.
Россия уделяла Турции все свое внимание и направляла туда основные силы, пока Цинский Китай видел только дальневосточные отряды, похожие больше на тех, кто был послан «поднимать целину». Даже во время осады Албазина за Россию сражалось не более тысячи человек. Все, что происходило на дальневосточном театре военных действий, не шло ни в какое сравнение с опасностью, царившей на турецком направлении. Так почему же маньчжурское государство не могло вступить в серьезную войну с Россией, как это делала Турция?
Во-первых, маньчжурская династия была основана представителями национального меньшинства. Правительства таких династий сводят всю политику к попыткам удержаться у власти. Маньчжуры хотели присоединить Монголию и управлять ханьцами (китайцами). Именно по этой причине Цинская династия не могла и не хотела отдавать все свои силы на борьбу с Россией. Это неизбежно привело бы к восстаниям среди ханьцев и поставило под угрозу существование всей династии.
Во-вторых, после вторжения в Китай маньчжуры оставили себе путь к отступлению: они вырезали ханьское население Ляодуна, переместили оставшихся жителей во внутренний Китай, запретив им возвращаться в Маньчжурию, Монголию и другие подвластные им территории. Династия Цин стала разобщать народы Китая, опустошать приграничные территории на севере страны, делая их легкой добычей для Российской Империи. Запреты на въезд ханьцев действовали вплоть до начала упадка Цин. Те, кто жил на территории маньчжуров, стали уезжать на заработки на северо-восток и северо-запад, заселяя пустующие земли и препятствуя их захвату со стороны России.
В-третьих, маньчжурская армия была слабой, коррумпированной и ни на что не годной. Основные силы династии были рассредоточены по городам для защиты от ханьцев, из-за чего в самой Маньчжурии, Монголии и на северо-западе Китая оставалась лишь небольшая часть восьми знаменных войск. После захвата власти знаменная армия чрезмерно разбогатела и постепенно утратила всякое желание сражаться, а спустя еще 200 с лишним лет, на протяжении которых армия обеспечивалась всем необходимым, она оказалась совершенно не пригодной к военной службе.