В объявлении о приеме на работу повара на зарплату 17 злотых в час (110 гривенн) в ресторан «У Кашуба» в польском городе Гдыня была примечание: «Никаких украинцев или им подобных. Только ответственные люди». Мэр Гдыни Войцех Щурек осудил владельца ресторана Гжегоша Булльманна за ксенофобию и в знак солидарности с украинцами посетил ресторан, принадлежащий нашему земляку. Неофициально знакомые Булльманна объясняли «Стране», что раньше у него трудились украинцы, и якобы на их работу жаловались клиенты. Сам Булльманн не комментирует инцидент, ссылаясь на болезнь, а его представители извинились. Но ни жест мэра, ни извинения ресторана не смягчили скандал. Наоборот, в Польше идут дискуссии на тему наших заробитчан (гастарбайтеров — прим. ред.). Тем более украинцы все чаще жалуются на дискриминацию.

«Едут все подряд»

Мнения поляков разделились. Одни осуждают таких «булльманнов» за расизм. «Украинцы трудолюбивы и неприхотливы, они спасают польский рынок труда в то время, когда поляки выезжают на заработки в более богатые страны Запада. Более того, введение безвизового режима для граждан Украины привело к нервозности на польском рынке труда. Работодатели стали опасаться, что украинских сотрудников переманят в Германию, например», — сказал «Стране» Кшиштоф Инглот, гендиректор польского кадрового агентства, которое, в том числе подбирает кадры в Украине.

Но есть и другое мнение. «Все чаще слышу нарекания бизнесменов на недобросовестность и безответственность украинских сотрудников. Хозяин одного кафе жаловался знакомой на то, что украинец ушел с работы без предупреждения, пришлось срочно искать ему замену. Часто слышу, что украинцы любят выпить, бывают случаи воровства. Среди них есть и националисты, которые за глаза обсуждают поляков-«ляхов». Считаю, что это личное дело работодателя — кого нанимать, ведь это частный бизнес», — говорит нам владелец варшавской пекарни Тадеуш Крупа.

Поляки, у которых трудятся украинцы, в разговоре со «Страной» отмечают, что в последние два года, после введения безвиза, наплыв украинцев вырос, но найти хорошего работника все сложнее. «Приехать и устроиться стало просто, такое ощущение, что едут все подряд, не имея никаких навыков, часто в поисках легких заработков», — говорит Роберт Радович, представитель польской ассоциации работодателей.

«Проверять украинцев на кассе»

Скандал с рестораном — далеко не первый инцидент подобного рода, когда унижают украинцев. Так, год назад в польском городе Барлинек владелец магазина Bimex Ежи Битель повесил табличку, призывающую проверять каждого гражданина Украины на кассе. «Каждый гражданин Украины, прошедший кассу, будет проверен», — было написано на польском и украинском языках. Владелец магазина тогда объяснял, что поставил табличку после того, как гражданин Украины украл две сумки продуктов. Битель сказал, что украинцы — это проблема в его магазине и во всем Барлинке, он утверждает, что они воруют значительно чаще, чем поляки. «Поляк может что-то украсть раз в месяц. С украинцами такие истории случаются даже четыре раза в неделю. Я должен был нанять двух дополнительных охранников», — жаловался владелец магазина Bimex.

Заробитчанин из под Львова Иван Михайлюк, который трудится в Лодзе, рассказывает, что на бытовом уровне ощущается неоднозначное отношение к украинцам. «Нас считают низшим сортом, „быдлом", злятся, что сбиваем им уровень доходов, соглашаясь работать за половину нормальной ставки. Однажды я стал свидетелем, как в автобусе в Варшаву подвыпившие поляки начали приставать к украинцам за то, что те говорили по-украински. А сам я как-то забыл в супермаркете, как называется по-польски картошка (тогда еще плохо знал язык), так поляк из очереди начал возмущаться, мол, все ясно, он из Украины, понаехали тут», — жалуется Михайлюк.

Два года назад нашумела история о живущей в Кракове украинской паре, сына которого дразнят в школе «бандеровским курвом (курва — шлюха, польский вульгаризм, — прим. ред.)». А в Фейсбуке создали страницу Ukrainiec NIE jest moim bratem («Украинец мне не брат»), которую лайкнули больше 60 тысяч человек.

В то же время среди иностранных работников в Польше больше всего именно наших соотечественников. По информации Rzeczpospolita, свыше 80% всех разрешений на работу выдали украинцам. В основном берут на стройки, сбор урожая, в прислуги и сиделки. По данным опроса польского рекрутингового агентства Work Service, от трети до половины польских работодателей искали украинцев, поскольку желающих среди поляков не нашлось, а украинцы согласны на меньшие зарплаты.

В преддверии выборов

Есть мнение, что за украинофобской волной стоит политика. В октябре в Польше пройдут парламентские выборы, на которых снова надеется победить правящая партия «Право и справедливость» во главе с Ярославом Качиньским, который открыто недолюбливает украинских националистов. Известна его фраза, что «с Бандерой Украина не войдет в Европу».

«Власть рассчитывает на голоса националистически настроенного электората, ей выгодно переключить внимание общества с других проблем. Часть поляков, особенно среди сторонников правящей партии, видят угрозу в наплыве работников-„бандеровцев". Еще одни настроены против мигрантов — в первую очередь, конечно, из ближневосточных стран, но и к украинцам все чаще возникают претензии. Хотя с другой стороны, их проще нанять, своих работников не хватает», — говорит нам польский журналист Марчин Ковальчик. Эксперты согласны, что Варшава использует «бандеровскую» тему в своих интересах, а Киев при этом пассивен, как и при Порошенко. «Рядовой польский избиратель правящей партии „питается" темами Волыни, героизации УПА (запрещенная в России организация — прим. ред.). Подоплека польской политики — попытка построить новую империю, завуалированно называя это „восстановлением исторической справедливости". При этом уровень агрессии и нетерпимости к украинцам в Польше постоянно растет, и трудно спрогнозировать, во что это может вылиться», — говорит Ирина Верещук, президент центра Балто-Черноморских исследований, избранный депутат новой Рады от партии «Слуга народа».

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.