Празднования, приуроченные к 75-летней годовщине таких ключевых событий Второй мировой войны, как День высадки десанта союзников в Нормандии, освобождение Парижа (25 августа) и Голландская операция союзников (сентябрь), вполне обоснованно привлекли наше внимание к тому огромному вкладу и к тем огромным жертвам, на которые мужчины и женщины американского «Великого поколения» пошли в рамках кампании союзников по освобождению Западной Европы от ига немецкого и итальянского фашизма.

Однако, сосредотачивая внимание на мужестве, решимости и стойкости, которые продемонстрировали солдаты США и стран-союзниц в рамках того, что генерал Дуайт Эйзенхауэр назвал «великой священной войной» в Европе, мы часто упускаем из виду, сколько всего сделали угнетенные народы Европы, чтобы оказать помощь в своем освобождении. Хотя некоторые жители завоеванных территорий с радостью встретили и помогли своим новым хозяевам, другие продолжили вести борьбу против тирании.

Многие жители потерпевших поражение стран бежали в Великобританию и в колонии в Африке и на Ближнем Востоке, пока их соотечественники создавали у себя на родине разнообразные организации сопротивления. Поначалу эти подпольные группы были способны лишь на беспорядочные акты неповиновения, однако со временем они стали обеспечивать союзников крайне важной военной, экономической и политической информацией, выводить из строя объекты вражеской инфраструктуры и в конечном счете непосредственно вступать в бой с оккупантами.

Один из ключевых аспектов операций по борьбе с гитлеровской коалицией в Западной Европе заключается в том, что подпольные организации помогли тысячам летчиков из Великобритании и стран Содружества — а с 1942 года и американским пилотам — избежать плена и вернуться на территории, которые контролировались союзниками.

Перед эвакуацией английских и французских войск из Дюнкерка в конце мая и начале июня 1940 года практически все военнослужащие союзных армий, пытавшиеся избежать вражеского плена, были солдатами сухопутных войск — пилоты и члены летных экипажей составляли лишь незначительную долю. Но это соотношения резко изменилось, как только немцы получили контроль над тем, что Адольф Гитлер назвал «Крепостью Европа». Лишившись возможности вести сухопутную войну на континенте — как минимум на время — Великобритания стала бороться с врагом с помощью своих королевских военно-воздушных сил.

Американская военная авиация присоединилась к воздушному наступлению в 1942 году, а в июне 1943 года началось совместное авиационное наступление — бомбовые удары, которые англо-американские ВВС круглосуточно наносили по вражеским целям в Германии и оккупированной Европе, чтобы подготовить почву для высадки союзных войск на этом континенте. После высадки союзных войск в Нормандии в июне 1944 года ВВС Великобритании и США сосредоточились на немецких населенных пунктах и инфраструктуре.

Хотя ученые до сих пор спорят о военной эффективности бомбовой кампании союзников против Третьего рейха — и о степени нравственной обоснованности «сопутствующего» ущерба, который был нанесен мирным жителям, а также сознательного уничтожения немецких городов, — между ними нет никаких разногласий в вопросе об огромных потерях, которые понесли ВВС союзников в Западной Европе. С 1939 по 1945 год истребители и зенитные орудия сбили около 6 тысяч самолетов британских ВВС, в результате чего погибло более 50 тысяч летчиков ВВС Великобритании и стран Содружества. Что касается США, с того момента, когда американские ВВС начали проводить свои операции на Европейском театре военных действий в 1942 году, и до момента капитуляции Германии в 1945 году, было сбито более 18 тысяч самолетов — в основном тяжелых бомбардировщиков B-17 и B-24, — в результате чего погибло около 30 тысяч американцев.

Не все пилоты ВВС союзников, чьи самолеты были сбиты над Западной Европой, оказались в лагерях военнопленных. Многие источники указывают на то, что европейские организации сопротивления — в первую очередь во Франции, Бельгии и Нидерландах — помогли примерно 3 тысячам членам экипажей ВВС Великобритании и стран Содружества избежать плена и добраться до Соединенного Королевства. Что касается американцев, то цифры не менее впечатляющие. С 1942 по 1945 год европейские подпольные группы помогли примерно 4 тысячам американских летчиков попасть в Великобританию. Подавляющее большинство летчиков, избежавших плена, позже вернулись к борьбе против гитлеровской коалиции — в Европе и в Тихоокеанском регионе.

Членам организаций сопротивления, которые помогали летчикам, зачастую везло намного меньше, нежели тем, кому они помогали. Немецкая служба военной разведки Абвер и секретная полиция Гестапо активно работали над тем, чтобы находить и нейтрализовывать подпольные группы, хотя они и руководствовались разными мотивами. Абвер стремилась внедриться в эти организации, чтобы транслировать ложную информацию союзникам. Гестапо просто хотело поймать, допросить и убить членов организаций сопротивления. В любом случае исход для членов таких организаций был один: либо пуля в голову, либо концентрационный лагерь. Особенно быстро расправлялись с теми, кто непосредственным образом помогал солдатам армий союзников.

Когда мы отмечаем достижения тех, кто сражался и погиб за освобождение Западной Европы от нацистского ига, давайте не будем забывать и о тех тысячах людей, которые пожертвовали своей свободой и жизнью, чтобы американские солдаты и солдаты армий союзников смогли выжить и сражаться дальше.

Стивен Хардинг — редактор журнала Military History и автор документальных работ, посвященных истории Второй мировой войны. Его новая книга называется «Побег из Парижа: настоящая история любви и сопротивления во Франции военных лет» («Escape From Paris: A True Story of Love and Resistance in Wartime France»).

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.