Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The Guardian (Великобритания): почему изображение психического расстройства в фильме «Джокер» является опасной ошибкой

© Warner Bros. Pictures, 2019Кадр из фильма «Джокер»
Кадр из фильма «Джокер»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Поскольку фильмы играют ключевую роль в формировании отношения к психическому здоровью, два доктора, два автора этой статьи, утверждают, что одержимый сверхзлодей в исполнении Хоакина Феникса увековечивает вредные стереотипы.

Мы — молодые врачи, работающие в стационарных отделениях неотложной психиатрической помощи, и серьезные душевные расстройства являются нашей каждодневной реальностью. Поэтому мы следим с профессиональным интересом за полемикой вокруг фильма «Джокер» Тодда Филлипса (Todd Phillips), в котором Хоакин Феникс (Joaquin Phoenix) играет роль погрязшего в проблемах одинокого человека, обращающегося к насилию.

В дебатах по поводу изображения психических расстройств в кинематографе этот фильм занимает господствующее положение, а происходит это в весьма странное время. Недавно мы стали свидетелями значительного повышения интереса с таким относительно обычным психическим заболеваниям как депрессия или повышенная тревожность, и в связи с этим происходит отказ от довольно бесполезных предрассудков, которые их окружают. Сегодня подобного рода предрассудки откровенно обсуждаются, и нередко средства массовой информации представляют их с использованием основательного фактического материала, а причиной этого являются эффективные информационные кампании.

Однако такие серьезные психические расстройства как психозы продолжают нести на себе печать чего-то постыдного, и, кроме того, они, как правило, неверно изображаются и неправильно понимаются. Изображение душевных заболеваний в фильме может закрепить необоснованные стереотипы и способствовать распространению ошибочной информации. Одна из токсичных идей, содержащихся в «Джокере», состоит в установлении шаблонной связи между серьезными психическими заболеваниями и крайними проявлениями насилия. Представление о том, что ухудшение психического состояния человека неизбежно приводит к насилию над другими, — что подтверждает герой Феникса Артур, прекращающий лечение, с его все более частыми актами насилия, — не только вводит в заблуждение, но ещё больше усиливает предрассудки и страхи.

Исследования показывают, что подобная ассоциация является преувеличенной, а люди с тяжелыми психическими заболеваниями, на самом деле, более уязвимы для проявлений насилия, чем обычные люди. Любопытно то, что серьезные попытки Джокера создать вызывающего сочувствие героя с психическим заболеванием (вот что он пишет: «Самое плохое в психическом заболевании состоит в том, что люди ожидают от тебя такого поведения, как если бы ты не был болен») на самом деле укрепляют тот предрассудок, от которого Артур стремится избавиться.

Предполагаемая потеря Артуром связи с реальностью преподносится с помощью посыпания соли на симптомы психозов: призрачные идеи о грандиозных способностях («Я нераскрытый комедийных гений»), а также галлюцинации по поводу его соседа, и все это подтверждается его помещением в психиатрическую клинику. Восстановление порядка с помощью Лечебницы Аркхем (Arkham Asylum) подтверждает окончательный вывод этого фильма: обращение Артура к насилию и разрушению вызвано ухудшением его психического состояния. В итоге, к сожалению, это приводит к тому, что Артур лишается контроля над своими собственными действиями, а внимание отвлекается от потенциально более стимулирующего разговора о неравенстве в области благосостояния и его ответственности за кризисные явления в обществе.

Не хотелось бы погружаться в процесс навешивания ярлыков, однако психопатология Артура является в лучшем случае туманной, — явное отсутствие у него беспорядочного мышления означает попытку показать, что этот психоз сформировался только наполовину. У него также заметны проявления нарциссизма и депрессии. Подобная неопределенность в отношении диагноза может создать более понятного героя, в котором отражается боль любого психиатрического недуга, однако возникает также ощущение, что многие расстройства были намеренно втиснуты в сюжетные рамки. В конечном счете это нивелирует гипнотическую игру Феникса и искренние попытки Джокера изучить взаимодействие между бедностью, неравенством и социальной изоляцией.

Леденящие причуды Артура — его неуместные и неконтролируемые приступы смеха — тоже не являются предметом для насмешек. Судя по всему, он страдает от неврологического заболевания под названием псевдобульбарный синдром (pseudobulbar affect), — его еще называют «эмоциональной несдержанностью» (emotional incontinence), — что, возможно, было вызвано полученной им в детстве травмой головы. Возможно, Артур пытается провести различие между психиатрическими и неврологическими факторами, между психическим заболеванием и медицинским расстройством, однако он рискует смешать эти два фактора с помощью навязчивого, отвергаемого обществом и сомнительного образа.

Намеренно или нет, но Артур производит впечатление истерически смеющегося сверхзлодея, стереотипного «сумасшедшего» для неопытного глаза; кровавого клоуна, смеющегося в пустом автобусе.

Изображение в кинематографе психических заболеваний, — самым известным примером является фильм «Пролетая над гнездом кукушки», — обладает глубоким и продолжительным воздействием на реальный мир. Многие специалисты в области психиатрии признают, что лента «Пролетая над гнездом» привела к необоснованно преувеличенному уровню подозрительности и ложному представлению относительно электросудорожной терапии, и в результате многие люди не получили того лечения, которое проверено и эффективно. И все это случилось именно в результате неверного изображения этой терапии в одном единственном фильме.

Фильмы обладают возможностью увековечивать неприязненное отношение в обществе и страхи — вот почему не стоит легкомысленно относиться к неверному изображению серьезного психического заболевания в фильме «Джокер».