В Финляндии кола появилась во время проведения Олимпиады в Хельсинки в 1952 году.

Нашему восточному соседу пришлось ждать этот напиток чуть дольше. В 1959 году американские предприятия провели в Москве «Американскую национальную выставку».

На открытии выставки руководство Америки представлял вице-президент США Ричард Никсон (Richard Nixon). Приехал на открытие и руководитель СССР Никита Хрущев.

Накануне Никсон встретился с руководителем «Пепси» (Pepsi) по экспорту Дональдом Кендаллом (Donald Kendall), который решил, что «Пепси» необходимо участвовать в выставке — несмотря на протест директора.

Кендалл попросил Никсона любым способом дать руководителю СССР бокал с «Пепси». Никсон пообещал и сдержал обещание. На открытии выставки была сделана фотография Хрущева, на которой улыбающийся украинец пьет «Пепси».

В начале 1970-х годов Кендалл стал генеральным директором «Пепси». Он заключил с СССР договор, условия которого сегодня кажутся невероятными. «Пепси» получила монопольное право на продажу и производство колы в Советском Союзе. «Пепси» не только заключила договор с Советским Союзом, который относился к западным товарам прохладно, но и закрыла выход на советский рынок своему конкуренту «Кока-Кола».

У Советского Союза не было западной валюты для оплаты колы. Поэтому «Пепси» получала водку — по бартеру. Производитель колы начал перепродавать в Америке водку «Столичная».

Сначала все шло хорошо. Русские были в восторге от «Пепси», а американцам нравилась русская водка.

Затем Советский Союз вторгся в Афганистан, и Соединенные Штаты ввели экономические санкции. Репутация Советского Союза в США рухнула, как и продажи водки «Столичная».

Продажи «Пепси» в Советском Союзе не рухнули, хотя монопольный договор провалился. В 1990 году газета «Вашингтон пост» (The Washington Post) сообщила, что продажи «Пепси» в 1989 году составили 490 миллионов долларов.

Однако Кендалл, который все еще был генеральным директором «Пепси», придумал кое-что другое.

«Пепси» решила построить несколько заводов в Советском Союзе по производству колы и бутылок и развивать в стране другие свои бизнес-проекты — такие как сеть ресторанов «Пицца хат» (Pizza Hut). В качестве бартера Советский Союз должен был построить нефтяные танкеры, которые «Пепси» продавала бы через своего норвежского партнера и сдавала в аренду.

Старые долги Советский Союз должен был покрыть оружием другого типа. Мощная военная держава продавала «Пепси» военные суда по смешной цене. В их числе были, по меньшей мере, крейсер, фрегат, эсминец и около 17 подводных лодок.

Cогласно некоторым оценкам, в определенный момент у «Пепси» был шестой крупнейший военный флот в мире.

«Мы разоружили Советский Союз быстрее, чем вы», — шутил Кендалл в беседе с Брентом Скоукрофтом (Brent Scowcroft), советником президента США по национальной безопасности. Об этом писала газета «Нью-Йорк Таймс» (The New York Times).

«Пепси», в свою очередь, продавала военные суда на металлолом и на полученную прибыль закрывала долги Советского Союза.

В 1990 году был заключен новый договор на десять лет. По оценкам «Пепси», договор был заключен на три миллиарда долларов.

26 декабря 1991 года Советский Союз перестал существовать. «Пепси» поняла, что ее заводы по производству бутылок находятся в Белоруссии, а заводы по производству колы — в России. Завод, производящий моцареллу для ресторанов «Пицца хат», находящихся в России, был в Литве. А литовцы хотели продавать сыр тем, кто больше платил.

Нефтяные танкеры застряли на Украине, правительство которой заявило, что договоры, заключенные Советским Союзом, в стране не действуют.

«У нас не было выбора. Мы 20 лет совершали в Советский Союз инвестиции и развивали там свой бизнес, и мы не могли уйти просто так. И хотя нам не нужно было начинать все с самого начала, нам пришлось сесть за стол переговоров в ситуации, в которой постоянно что-то менялось», — сказал Ричард Нортон (Richard Norton), руководитель международной деятельности «Пепси» в беседе с газетой «Лос-Анджелес Таймс» (The LA Times) в 1993 году.

На рынки стран, ранее входивших в состав СССР, вышла «Кока-Кола» (Coca-Cola). Гегемония «Пепси» была позади.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.