В Европе летающая метла появилась в рассказах о магах и колдунах только в Средние века, но в восточных сказках и легендах герои издревле летали на ковре-самолете. Кстати говоря, всегда считалось, что летающий ковер — один из главных символов волшебного мира — впервые появился в сказках Шахерезады, которые она рассказывала султану на протяжении тысячи и одной ночи. Тем не менее исторические источники развенчали этот популярный миф.

Древние потерянные манускрипты раскрывают тайну волшебного транспортного средства. Чем вдохновлялись рассказчики? Когда впервые появился летающий ковер? Подробнее об этом мы расскажем в данной статье.

Летающие ковры в забытых рассказах

Профессор кафедры языков и культуры стран Ближнего Востока американского государственного Университета Огайо и член Библиотеки арабской литературы (LAL) доктор Шон Энтони опубликовал в Твиттере серию фотографий, которая рассказывает о том, как ковер-самолет появился в восточных сказках. По словам доктора Энтони, волшебный ковер не упоминался в первых рассказах «Тысячи и одной ночи», а скорей всего был добавлен в истории французским востоковедом и переводчиком Антуаном Галланом, который был первым человеком, кто перевел рассказы «Тысячи и одной ночи» с арабского языка.

Кстати говоря, знаменитые рассказы из сборника «Тысяча и одна ночь», такие как «Али-Баба и сорок разбойников» и «Аладдин и волшебная лампа» не встречаются в древних рукописях. Отсюда возникло предположение, что Антуан Галлан стал автором так называемых «бесхозных сказок». Ученые полагают, что ему помогал сирийский маронит из Алеппо по имени Ханна Диаб. Особого внимания заслуживает тот факт, что он вероятно тот самый человек, который рассказывал Галлану истории, добавленные позже в сборник «Тысяча и одна ночь». Кроме того, Ханна Диаб известен тем, что написал книгу о своих путешествиях по Европе и Северной Африке, которая была переведена на английский язык Йоханнесом Стефаном и Элиасом Муханном. Книга «Hannā Diyāb: The Book of Travels» будет опубликована в 2021 году в Библиотеке арабской литературы (LAL). Кроме того, немаловажно упомянуть об исследовании профессора Ульриха Марзольфа под названием «The Man Who Made the Nights Immortal».

Волшебный ковер впервые появляется в рассказе «Принц Ахмед и волшебница Пери-Бану», где говорится о состязании трех сыновей индийского султана за руку царевны Нур ан-Нахар. Принцы Хусейн, Али и Ахмед отправляются на поиски самых необыкновенных и редких диковинок, чтобы завоевать сердце прекрасной царевны Нур ан-Нахар. В итоге старший принц Хусейн находит волшебный ковер, средний принц Али подзорную трубу из слоновой кости, а младший принц Ахмед диковинное яблоко, которое излечивает все болезни. Когда они представили свои находки султану, то он не смог вынести справедливое решение, так как все волшебные предметы были равноценны. Решение султана привело к новому приключению его сыновей, которое приводит принца Ахмеда ко встрече с волшебницей Пери-Бану.

Пропавшие древние рукописи

«Еще до того, как летающая волшебная метла стала средством передвижения для ведьм в средневековой Европе, воры и авантюристы на Востоке использовали ковры-самолеты», — пишет ученый Азхар Абиди в своем исследовании под названием «Таинственная история ковра-самолета». Он утверждает, что волшебный ковер-самолет упоминался ранее, еще до рассказов «Тысячи и одной ночи». Об этом свидетельствует рукопись, датируемая XIII веком нашей эры. Она была обнаружена французом Генри Паком в подвале сасанидской крепости в иранском Аламуте. Древняя рукопись была написана еврейским ученым по имени Исаак ибн Шарира, который впоследствии таинственно исчез, не оставив никаких следов. Некоторые ученые полагают, что Исаак ибн Шарира был связан с тайным орденом ассасинов, но сейчас мы не будет дискутировать на данную тему. Кстати говоря, ученые сомневаются в подлинности рукописи и в том, что она действительно была написана в XIII веке нашей эры, поэтому они настойчиво требуют проведения исследования, которое подтвердит подлинность данного манускрипта.

Исаак ибн Шарира пишет, что последний волшебный ковер был соткан и продан в конце XIII века нашей эры. Более того, он утверждает, что местные власти преследовали ткачей и торговцев, поскольку они считали существование волшебных ковров святотатством. По словам Исаака ибн Шарира, после монгольского нашествия производство волшебных ковров сошло на нет, а затем и вовсе бесследно исчезло.

Самое ранее упоминание о летающем ковре встречается в двух древних рукописях, которые не дошли до наших дней. Автором первой рукописи был еврейский историк Иосиф ибн Матитяху (также известный как Josephus), живший в I веке нашей эры. Вторая рукопись — это сборник пословиц, собранный министром Шамша-Ад, который жил в эпоху правления вавилонского царя Навуходоносора. На основе вышеупомянутых пропавших рукописей Исаак ибн Шарира восстановил историю царя Соломона и царицы Савской, известную в исламской культуре как «Билкис». Именно эта история тесно связала рукопись еврейского ученого с текстом Священного Корана.

В рукописи говорится, что дворцовые алхимики изобрели небольшие коврики, способные парить в нескольких футах над землей. Они представили свое творение на инаугурации царицы Савской в 977 году до нашей эры. Много лет спустя царица Савская в знак любви послала царю Соломону летающий ковер небывалой красоты. Он был зеленого цвета, инкрустирован драгоценными камнями и вышит золотыми и серебряными нитями. К сожалению, царь Соломон был занят государственными делами и не смог получить подарок лично, поэтому он отдал его своим придворным. Когда царица Савская об этом узнала, ее сердце было разбито. Она изгнала всех своих мастеров и ремесленников, которые долго не могли найти себе новое место жительства, но в конечном итоге они поселились неподалеку от города Багдад в 934 году до нашей эры.

Как был изготовлен ковер-самолет?

В рукописи говорилось о том, как управлять ковром-самолетом, но, к сожалению, большую часть терминологии, используемой автором, невозможно разобрать, поэтому мало что известно о том, как они функционировали. Очевидно, летающий ковер ткался на ткацком станке, как обычный ковер, а единственное отличие заключалось в процессе окраски. Здесь ремесленники использовали особую глину, «добытую из горных источников и не тронутую человеческой рукой». Когда ее помещали в котел с кипящим греческим маслом и нагревали до температуры, превышающей пекло «седьмого круга ада», то смесь приобретала антимагнитные свойства. Как мы знаем, наша планета имеет множество магнитных линий, пересекающих ее с севера на юг. Опытным путем ремесленники выяснили, что необходимо покрасить этой особой глиной шерсть, которая будет использоваться для изготовления летающего ковра.

Когда ковер наконец соткан, он мог отрываться от земли и, в зависимости от используемой концентрации глины, подниматься на несколько футов или несколько сотен футов над землей. Движение происходило вдоль магнитных линий, которые действовали как воздушные рельсы. Хотя магнитные линии были известны кельтским друидам в Англии и древним инкам в Южной Америке, только недавно физики начали вновь открывать особые свойства электромагнитных полей или так называемых «фей-линий».

Кем был соткан ковер-самолет?

Согласно рукописи Исаака ибн Шарира, Александрийская библиотека хранила большой запас летающих ковров, которые помогали читателям перемещаться между полками с древними книгами и рукописями. Хотя библиотека была повреждена в гражданской войне древнеримским императором Аврелианом, ее окончательное уничтожение приписывается некоему мусульманскому генералу. Он приказал сжечь свитки папируса и использовать их для нагрева ванн, а также уничтожить волшебные ковры, которые напугали его арабских солдат-бедуинов.

Исаак ибн Шарира горько комментирует, что знания Александрии спустились вниз по водосточной трубе, смывая грязь обывателей.

Вполне вероятно, что причина, по которой изготовление летающих ковров держалось в тайне, заключается в том, что мусульманские правители боролись со всеми, кто говорил об этом или утверждал, что соткал волшебный ковер. Это объясняется двумя причинами: во-первых, мусульманские правители были убеждены, что человеку не нужно летать, поскольку он не создан для этого и, во-вторых, они боялись, что изготовление ковров-самолетов повлияет на экономику страны, так как они заменят верблюдов и лошадей в качестве средства передвижения. Влиятельные арабские семьи вкладывали значительные средства в торговлю лошадьми, поэтому летающие ковры представляли для них угрозу. То же самое касается верблюдов. Некоторые богатые семьи пользовались полной монополией на торговлю верблюдами. Ни одна из этих влиятельных семей не хотела, чтобы их привилегии узурпировались небольшой группой низких ремесленников, которые могли потенциально разрушить их рынки, сделав популярными летающие ковры. Таким образом, борьба против ковров-самолетов велась по всем фронтам, согласно исследованию Азхара Абиди.

Кроме двух вышеупомянутых причин была еще и третья — страх населения. Исаак ибн Шарира утверждает, что растущее влияние духовенства в середине VIII века нашей эры привело к тому, что зажиточные мусульмане боялись летающих ковров, поэтому использовали верблюдов и лошадей в качестве стандартного средства передвижения.

Исаак ибн Шарира упоминает о странном происшествии в Багдаде, которое окончательно испортило репутацию летающего ковра. В один прекрасный день на рынке собралось множество людей, желающих купить фрукты и ткани, а также посмотреть на аукцион белых рабов. Внезапно появился человек в тюрбане, летящий на ковре-самолете к самой высокой башне царского дворца. Ранее он служил во дворце, но был арестован и избит евнухами за то, что посмел взять за руку младшую дочь царя. Когда царь узнал о случившимся, то разозлился и запер младшую царевну в самой высокой башне дворца. Он решил выдать ее замуж за черного раба из Занзибара. Но стражник, курд по имени Мустафа, был очень умен. Он подлетел к башне на ковре-самолете и помог царевне выбраться через окно. Под жадные взгляды толпы, заполнившей рынок, двое молодых влюбленных сбежали на волшебном ковре.

Королевские стражники приготовились пуститься за ними в погоню на черных лошадях, но ковер-самолет исчез в облаках. Вот такая история была рассказана в рукописи Исаака ибн Шарира!

Кстати говоря, царь арестовал всех мастеров по изготовлению волшебных ковров, а именно 30 человек. Они работали в ткацких и красильных мастерских вместе со своими семьями. Всех арестованных вывели на городскую площадь, обвинили в заговоре, а затем им отрубили голову. После казни царь послал шпионов в каждый уголок страны, чтобы уничтожить все ковры-самолеты, а самих мастеров арестовать и привезти в Багдад.

Небольшая группа ремесленников, которая веками жила у реки Тигр, собрала свои вещи и бежала. После нескольких месяцев скитания по болотам Ирана она достигла города Бухара, где правил принц, который не подчинялся царю в Багдаде.

Исаак ибн Шарира отмечает, что миграция ремесленников произошла в 776 году нашей эры, за 10 лет до начала правления халифа Харуна ар-Рашида. Когда Абиди просматривал сборник «Тысяча и одна ночь», то отметил, что, по крайней мере, один из рассказов был навеян историей о влюбленных, сбежавших из Багдада. Есть и другие истории о волшебных коврах-самолетах, но мы остановимся на этом моменте.

Повелитель джиннов в популярных рассказах и Коране

Доктор Шон Энтони отметил, что истории о волшебном летающем ковре можно найти не только в известной версии «Тысячи и одной ночи», но и в иных древних рукописях, которые были найдены в Египте и Калькутте. В них говорится, что история ковра-самолета восходит к эпохе правления омейядского халифа Абдул-Малика. Тогда по стране гуляли слухи о том, что были обнаружены медные сосуды, в которые царь Соломон заточил джиннов в наказание за их непослушание. Халиф послал покорителя Андалусии и Магриба полководца Мусу ибн Нусайра на поиски Медного города и сосудов с заточенными в них джиннами. По пути он услышал множество чудесных рассказов, один из которых — история о говорящем камне, в котором был заточен джинн после того, как он осмелился бросить вызов царю Соломону.

Более того, доктор Энтони рассказал о волшебном ковре, на котором царь Соломон летал вместе со своим войском. Ни для кого не секрет, что образ царя Соломона в популярных рассказах сильно приукрашен, поскольку в них правитель наделен различными магическими сверхспособностями. Например, мы находим истории о том, что джинны построили Медный город для царя Соломона. Об этом писал Абу Хамид аль-Гарнати в книге «Подарок умам и выборка из чудес». Тем не менее, Якут аль-Хамави в «Словаре стран» пишет, что это далеко от истины, а Ибн Хальдун и вовсе раскритиковал знаменитого арабского историка Аль-Масуди за его веру в невероятные истории.

Волшебный ковер и Коран

Связь между волшебным ковром и Кораном заключается в том, что эта священная книга является первым религиозным текстом, в котором упоминается о наделении Соломона силой ветра: «Тогда Мы подчинили ему ветер, который нежно дул по его велению, куда бы он ни пожелал». Согласно толкованиям Ат-Табари и Аль-Куртуби, Сулейман разгневал Аллаха, но потом Господь ответил на его молитвы и простил, наделив его властью над ветром, который нес Сулеймана и его войско куда бы тот ни пожелал. Кроме того, богословы передают, что однажды ветер нес Соломона, и до него донеслись слова одного из пахарей: «Прибыла семья великого царя Давида». Соломон приземлился и сказал, что слышал слова пахаря, но прославление Аллаха лучше, чем прибытие семьи Давида.

Ибн Касир повествует во второй части своей книги «Начало и конец», что у Соломона был деревянный летающий настил, который мог нести на себе все необходимое: дворцы, шатры, людей, птиц, лошадей, верблюдов и других животных. Как только Соломон приказывал, ветер тут же поднимал настил над землей.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.