Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Helsingin Sanomat (Финляндия): «Голодная дорога» в Россию

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПрезентация скоростного поезда "Аллегро" Санкт-Петербург - Хельсинки
Презентация скоростного поезда Аллегро Санкт-Петербург - Хельсинки
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 2020 году исполняется 150 лет со дня завершения строительства железной дороги между Финляндией и Санкт-Петербургом, по которой теперь курсирует поезд «Аллегро». В статье рассказывается об истории ее создания, правилах обслуживания во времена Российской империи и современном состоянии.

Если бы сейчас было лето 1920 года, многие финны отправились бы отдыхать в Терийоки (сейчас — Зеленогорск, прим. перев.) на побережье Финского залива.

В «Финской Ривьере» финнов ждали бы больше 20 километров песчаного пляжа, морские курорты и большой выбор райских развлечений. Добраться до места можно было бы на поезде — из Хельсинки прямо на железнодорожный вокзал Терийоки.

Во время прогулки можно было бы заглянуть в красивые, уже немного обветшалые дачи, которые раньше принадлежали представителям высшего общества Санкт-Петербурга: князьям, графам, купцам и чиновникам. Их летний отдых в Терийоки был прерван Первой мировой войной.

Петербургская знать пришла в восторг от Терийоки раньше финнов — в 1870 году, когда была построена железная дорога от Риихимяки до Петербурга.

Из Петербурга нужно было куда-то выбираться на лето, и находящийся примерно в 50 километрах Терийоки с соседними поселками оказался отличным местом для летнего отдыха. Высший свет Санкт-Петербурга начал строить там дачи. В Куоккале решил построить дом художник Илья Репин.

Путь по железной дороге из Санкт-Петербурга до Терийоки занимал час. За движение поездов отвечали Железные дороги Финляндии (VR), поскольку император Александр II передал всю петербургскую железную дорогу на обслуживание финской стороне — вплоть до Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге.

Петербургская железная дорога оживила многие населенные пункты и их экономику, а также положительно повлияла на отношения соседей.

В сентябре петербургская железная дорога будет отмечать свое 150-летие. В этот юбилейный год в Финляндии и России много внимания уделяют железнодорожному сообщению между Санкт-Петербургом и Хельсинки, хотя большая часть мероприятий и была отменена из-за коронавируса.

В сентябре в Хельсинки откроется совместная выставка Финского транспортного агентства и Финского железнодорожного музея. «Хельсингин cаномат» (Helsingin Sanomat) получила возможность ознакомиться с экспонатами выставки заранее.

Большого торжества не было и 150 лет назад, когда железную дорогу ввели в эксплуатацию. Тогда Финляндия страдала от голода, вызванного неурожайными годами, и для строительства дороги использовали дешевую рабочую силу.

Стройка привлекала множество ослабленного голодом народа, что спровоцировало распространение эпидемий. Весной 1868 года болели больше 20% рабочих. У железной дороги строили для рабочих и больницы, и кладбища.

Точных данных о количестве жертв нет.

Самым активным периодом в строительстве железной дороги была осень 1868 года, когда в работах было задействовано больше 11 тысяч человек. Предложение рабочей силы превышало спрос, и поэтому платили скудно. Многим зарплаты не хватало даже на прокорм семьи.

Железную дорогу долго проектировали, но в итоге построили быстро — и выгоднее, чем рассчитывали. Затраты сократились в том числе из-за того, что станции решили построить из дерева — за исключением вокзала в Петербурге. Строительство финансировала Россия.

Железную дорогу строили в три этапа. Первый участок Риихимяки-Лахти был готов в 1869 году, следующий участок Выборг — Санкт-Петербург был построен в феврале 1870 года. Всю железную дорогу открыли для движения в день именин Александра II в сентябре 1870 года.

Участок Риихимяки-Хельсинки действовал уже с 1862 года.

Грандиозное торжество казалось неуместным из-за большого количества жертв во время строительства. Железную дорогу до Санкт-Петербурга в народе называли «дорогой на костях» и «голодной дорогой».

Император пожелал построить железную дорогу и в 1867 году дал указание на ее строительство. Россия была заинтересована в железной дороге по политическим и военным причинам. Дорога давала возможность быстро перебрасывать солдат с востока на запад.

В Первую мировую войну Финляндия стала для России важной «транзитной» страной, поскольку единственный железнодорожный путь, связывавший Россию с Европой, проходил через Финляндию — из Петербурга в финский Торнио. По петербургской дороге перевозили войска, раненых и боеприпасы.

В Финляндии строительство дороги обосновывалось экономическими причинами. Железная дорога означала рост и облегчение внешней торговли. Петербург был важным местом для торговли, и на поезде до города можно было быстро добраться круглый год.

Грузоперевозки стали основой работы всей дороги. За первые пять лет по дороге между Санкт-Петербургом и Финляндией перевозилось в среднем около 80 тысяч тонн груза в год.

Типичным пассажиром был финский земледелец, который ехал в Санкт-Петербург, чтобы продать масло и другие сельскохозяйственные товары.

Из Санкт-Петербурга в Хельсинки ехали в основном российские чиновники. Дорогой активно пользовались жители пригородов Петербурга. Финские железные дороги обслуживали пригородное сообщение вплоть до обретения Финляндией независимости.

Изначально путь из Хельсинки до Санкт-Петербурга длился ровно 14 часов, обратная дорога занимала на полчаса больше. Между Хельсинки и Санкт-Петербургом поезд совершал больше 30 остановок. Сейчас, когда движение вновь будет запущено, поезд «Аллегро» будет останавливаться восемь раз.

Одной из важнейших остановок был поселок Кайпиайнен (сейчас — часть города Коувола), где поезда выравнивали график в соответствии с разницей в часовых поясах. В ожидании поезда пассажиры заходили перекусить в ресторан в большом здании вокзала. Вагоны-рестораны появились в поездах только в 1912 году.

Позже в Коуволе появилась узловая станция для железной дороги Коувола — Иисалми. Кайпианен утратил свое значение и в итоге зачах. Коувола, в свою очередь, благодаря железной дороге расцвела.

После Зимней войны на петербургской железной дороге появилась станция Вайниккала. В мирных переговорах Финляндия утратила Карелию, а вместе с ней и 17% своих железных дорог.

Самый мощный скачок в железнодорожном сообщении между Финляндией и Санкт-Петербургом произошел в последние десять лет. Города стали еще ближе: путь сократился до трех с половиной часов.

Финский поезд «Сибелиус» и российский «Репин» были сняты в декабре 2010 года и заменены на сверхскоростной поезд «Аллегро» — совместный проект РЖД и Железных дорог Финляндии.

Пограничные проверки начали проводить в движущихся поездах, что потребовало от России изменений в законах.

Железная дорога всегда имела политическое значение. Первыми пассажирами «Аллегро» стали сторонники проекта скоростного железнодорожного сообщения президент Финляндии Тарья Халонен (Tarja Halonen) и премьер-министр России Владимир Путин. Халонен села в «Аллегро» в Хельсинки, Путин присоединился к финскому президенту в Выборге.

В апреле 2019 года СМИ России сообщали, что президент Финляндии Саули Ниинистё (Sauli Niinistö) прибыл в Санкт-Петербург в бизнес-классе обычного «Аллегро» — для участия в Арктическом форуме.

Для финнов одной из важнейших железнодорожных поездок была поездка посла и государственного советника Юхо Кусти Паасикиви (Juho Kusti Paasikivi) осенью 1939 года через Санкт-Петербург в Москву — для обсуждения территориальных требований СССР. Договоренность достигнута не была, и в ноябре началась Зимняя война.

Скоростные поезда укрепили отношения Финляндии и России — по крайней мере, в сфере туризма. До эпидемии коронавируса «Аллегро» установил новый рекорд. В 2019 году поезд перевез больше 550 тысяч пассажиров. В 2020 году Железные дороги Финляндии надеялись на новые рекорды.

Финнам уже по крайней мере десять лет рассказывают о сокровищах искусства Санкт-Петербурга и богатой городской культуре, но «восточная метрополия» по-прежнему ожидает роста числа финских туристов. Половина пассажиров «Аллегро» — русские, финнов — 30%, туристов — 20%.

Одной из причин небольшого числа финских туристов в «Аллегро» считают сложности с оформлением российской визы. Если верить неофициальным заявлениям главы Железных дорог Финляндии Виктории Хурри (Viktoria Hurri), вскоре будут введены послабления.

Хурри говорит, что в поездах «Аллегро» уже в этом году начнет действовать электронная виза, однако она будет платной — обойдется примерно в 35 евро.

В связи с эпидемией коронавируса поезда в Россию были отменены с марта. Хурри считает, что финская и российская сторона могут договориться об открытии границ примерно через две недели, и движение «Аллегро» возобновится — правда, поначалу поезда будут ходить реже.

Жители Петербурга уже ждут открытия границ — чтобы можно было ездить в Финляндию на выходные.