Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Hokkaido Shimbun (Япония): 75 лет со дня окончания войны. Необходимо всемерно уважать ценность человеческой жизни

© РИА Новости РИА Новости / Перейти в фотобанкСоветские танки продвигаются к центру Берлина. Май 1945 года.
Советские танки продвигаются к центру Берлина. Май 1945 года.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Хоккайдо симбун» обеспокоена «повышением градуса агрессивности» в японской внешней политике. Да и обстановку в мире спокойной никак не назовешь. Кажется, люди забывают об ужасах войны, отмечает газета, и о том, что наша благополучная жизнь возможна только благодаря миру.

Сегодня исполняется 75 лет со дня окончания войны, которая только в Японии унесла жизни 3 миллионов 100 тысяч человек, а во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе погубила более 20 миллионов людей.

Послевоенная Япония живет по мирной Конституции, в которой отрицается война и декларируется принцип необладания военной силой. Уже три четверти века Япония идет по пути, который не позволяет ей стать той страной, которой она была в военное время.

Но сможем ли мы удержать эту мирную обстановку, в которой сейчас существуем? Если посмотреть на действия нашего премьер-министра Синдзо Абэ, то относительно этого вопроса возникают большие сомнения.

В мире нарастает напряженность, одним из проявлений которой является углубляющееся американо-китайское противостояние. Как будто бы в унисон этому японский премьер проявляет все больший интерес к повышению ударного военного потенциала нашей страны. Это не может не приводить к мысли о том, что японское правительство все более стремится приблизиться к реализации идеи о строительстве «государства, способного воевать».

И это в Японии, которая после войны начала новую жизнь, поклявшись в том, что никогда более не повторит ужасы войны! Вступление страны на путь опоры на военную силу практически равносильно тому, что она перестает соблюдать ею же провозглашенные мирные принципы.

Бушующая в мире пандемия коронавируса каждый день напоминает нам о том, что сегодня ценность человеческой жизни высока как никогда. Именно поэтому в этот день окончания войны нам следует серьезно задуматься о том, как в дальнейшем выстраивать по-настоящему мирное общество.

Против идеалов нашей Конституции

В начале июля премьер-министр Абэ, коснувшись предложения Либерально-демократической партии о создании в Японии потенциала противодействия ракетам противника на его собственной территории, с энтузиазмом заявил: «Нам следует серьезно заниматься этим направлением и быстро развивать его».

Фактически правящая Либерально-демократическая партия потребовала, чтобы Япония создала для себя возможности нанесения ударов по военным базам потенциального противника. И возникла эта идея на фоне отказа Японии от приобретения американских систем ПРО наземного базирования Aegis Ashore, назначение которых состояло в уничтожении летящих на Японию вражеских ракет. Однако в случае принятия этой идеи речь фактически пойдет об отказе Японии от предыдущей линии на исключительно оборонительную стратегию. Ведь в том случае, если, например, японские вооруженные силы ошибутся в оценке признаков осуществления противником ракетного удара, получится, что Япония может нанести упреждающий удар. Именно поэтому предыдущие японские правительства эту идею не поддерживали.

Если Япония станет обладателем такого ударного потенциала, то это будет означать крутой поворот во всей нашей политике обеспечения безопасности. Возникает серьезная опасность того, что такая линия будет противоречить идеалам нашей Конституции.

Ведь правительство Абэ ранее уже провозгласило политику «активного поддержания мира» и всячески продвигает принцип «коллективной самообороны», который может вовлечь японские вооруженные силы в войну.

Идея нанесения ударов по военным базам противника значительно повышает градус опасности во всей политике Абэ.

Если окинуть взглядом нынешнее положение в мире, то легко можно заметить, какие глубокие корни в нем пустила идея национальной исключительности — «моя страна превыше всего». Прежде всего она охватила Америку. Но распространяется и шире — на Китай, Россию, Восточную Европу и Южную Америку. На наших глазах возникает мир, в котором утрачиваются принципы сотрудничества и согласованности. Если такое противостояние на планете будет углубляться, то человечество окажется неспособным не только победить коронавирус, но и достойно решить другие неотложные задачи — борьбу с потеплением климата на Земле и ликвидацию ядерного оружия.

Окружающая Японию ситуация тоже накаляется. Китай вторгается своими военными судами в акваторию островов Сенкаку, входящих в состав префектуры Окинава. В Китае принимается закон об обеспечении безопасности в Гонконге, вокруг Тайваня нагнетается истерия о его «силовом объединении» с материком.

Все сильнее проявляются в нашем регионе попытки подавить принципы свободы и демократии.

Что касается Северной Кореи, настойчиво продвигающей свою ракетно-ядерную программу, то в то время, когда таким важным становится японско-южнокорейское сотрудничество в сборе информации по этой проблеме, происходит дальнейшее охлаждение отношений между нашей страной и Республикой Корея.

Именно поэтому повышение градуса агрессивности в японской внешней политике может привести к повышению уровня напряженности в Северо-Восточной Азии. Сейчас настоятельно необходим возврат Японии к стратегии «исключительной самообороны» и ее активное участие в строительстве многосторонней системы международного сотрудничества.

Тщательно хранить память об ужасах войны

«Смотрю на небо во второй месяц луны.

Мой дорогой сын, ты еще жив?

Или, может быть, уже устал от войны?»

Это стихотворение известного поэта и исследователя японской литературы Синобу Орикути. В нем он выразил боль о своем сыне, который был мобилизован в японскую императорскую армию и воевал в Юго-Восточной Азии. Профессор Токийского университета Ёко Сато говорит: «В этом стихотворении просматривается молчаливый гнев против политики тогдашнего японского государства, которое насильно вовлекло в заведомо проигрышную войну любимого сына поэта».

До нас дошло множество воспоминаний людей, переживших ужасы войны. Когда соприкасаешься с ними, то в голову приходит мысль о том, что наша спокойная и благополучная жизнь становится возможной только благодаря миру. И эту мысль нужно настойчиво передавать следующим за нами поколениям.

Однако выживших в войне наших сограждан становится все меньше. В сегодняшней Японии более 80% населения составляют те, кто родился уже после Второй мировой войны. У них становится все меньше возможностей узнать о ней, подумать об ее уроках. В этой связи особенно важным становится использование современных информационных средств, например, интернета, в сохранении памяти о прошедшей войне для последующих поколений. Не только в книгах, но и художественных фильмах и даже аниме необходимо рассказывать молодежи о войне, не допуская размыва воспоминаний о связанных с ней страданиях. Пусть как можно больше людей знает об ужасах войны. Это будет способствовать возникновению у них естественного отторжения воинственных идей.

Эффективно совершенствовать сегодняшнюю жизнь людей

Остался в прошлом всемирный пожар Второй мировой войны. Но все ли сделано с тех пор в Японии для строительства общества, в котором человеческая жизнь имеет высшую ценность?

Да, из милитаристской страны мы превратились в великую экономическую державу. Да, приоритетом у нас является всемерное повышение эффективности нашей экономики. Однако в социальной жизни эта погоня за эффективностью привела, например, к печальной «оптимизации» нашего здравоохранения. За последние 30 лет количество государственных медицинских учреждений сократилось в Японии вдвое. И это всего лишь один пример.

В результате у нас растет разрыв в уровне жизни народа, а пандемия коронавируса становится способной расшатывать всю систему нашего здравоохранения.

Нам необходимо решительно отвергать саму возможность возникновения войн, которые до основания подавляют личность человека. Больше всего нам нужно ценить жизнь людей и их свободу.

Японии необходимо вернуться к этим основополагающим принципам и сделать все, чтобы построить общество, в котором на первом месте стоят интересы людей.