Однажды осенью москвичке Дарье Сонкиной неожиданно захотелось купить арбуз. Большой, спелый сладкий арбуз.
Обычно Дарья покупает фрукты на рынке, но тогда она устала и совсем не хотела ехать под дождем за арбузом, а потом тащить его на третий этаж. Так что она заказала его прямо к двери своей квартиры через интернет-магазин Яндекс.Лавка.
«Мне привезли отличный сладкий арбуз. Я была приятно удивлена», — вспоминает Дарья Сонкина.
Яндекс, «русский Google», знаком и финнам. Яндексу удалось стать главной российской поисковой системой.
Позже из простой поисковой системы Яндекс превратился в интернет-гиганта, присутствующего в разных сферах жизни россиян. Курьеры с желтыми рюкзаками, такси и каршеринг от Яндекса прочно укоренились в образе Москвы.
Компания лидирует на российском рынке такси, доставки еды и каршеринга. К тому же у Яндекса есть большой интернет-магазин, система поиска видеороликов, популярное приложение с картами и виртуальный помощник Алиса.
На бизнес по доставке еды пандемия повлияла положительно. Объемы заказов возросли во много раз, служба появилась в десятках других городов. Пандемия в целом сделала интернет-магазины более популярными.
О масштабах Яндекса говорят и приложения, установленные на телефоне Дарьи Сонкиной. Она регулярно заказывает продукты домой, часто — в Яндекс.Лавке. Ресторанную еду Дарья заказывает в приложении Яндекс.Еда.
Системой каршеринга Яндекс.Драйв она пользуется настолько часто, что даже вместе с мужем подумывает, не продать ли машину.
«Но у нас двое детей. Нам нужны детские кресла, носовые платочки и игрушки, все это тяжело постоянно носить с собой», — делится Дарья.
Яндекс хочет быть не только русским Google, но и русским Uber, Amazon, Netflix и Wolt.
К этому же стремится и Сбербанк, крупнейший в России банк, попавший под западные санкции, большая часть акций которого принадлежит государству. Сбербанк хочет стать «технологической компанией». Этой осенью Сбербанк отказался от слова «банк» в своем названии.
Российские интернет-компании хотят создать собственные онлайн-экосистемы, в которых под одним брендом были бы сосредоточены разные услуги. Эксперты называют это «китайской моделью». На Западе гиганты чаще появляются в отдельных сферах.
Рынок онлайн-магазинов растет в России быстро, за долю на рынке и любовь потребителей идет серьезная борьба.
В экосистеме Яндекса пока нет банка, что позволило бы ему расширить свои финансовые технологии. Летом Яндекс едва не купил российскую гордость, интернет-банк Тинькофф. Однако «сделка года», как ее прозвали в Москве, все же сорвалась.
Яндекс.Лавка, которой часто пользуется Сонкина — отличный пример того, как Яндекс расширяет спектр своих услуг.
Яндекс открыл по всей Москве точки, из которых курьеры могут забрать заказ. Сейчас их уже больше 175. Так же Яндекс вышел на рынок каршеринга — привез в четыре российских города 16 тысяч автомобилей.
«Если уж делаешь что-нибудь, то почему бы не делать это по-крупному, ведь усилия те же», — говорит генеральный директор Яндекс.Такси Даниил Шулейко, который также занимается логистикой, руководит Яндекс.Лавкой, Яндекс.Едой и Яндекс.Драйвом.
Важна эффективность. Шулейко считает, что онлайн-услуги обретают реальный смысл, когда начинают работать быстрее схожих оффлайн-услуг. Заказ на дом должен быть быстрее похода в магазин.
«Доставка до дома занимает 15-20 минут. Сейчас сезон, так что времени на доставку уходит немного больше — в среднем 22 минуты. Многие москвичи предпочли обычным магазинам заказы в Яндекс.Лавке — по крайней мере, частично».
Одна из точек Яндекс.Лавки находится в обычном многоэтажном доме недалеко от Московского зоопарка. В подвале расположен небольшой магазин площадью 110 квадратных метров — однако в него не пускают покупателей. В профессиональной среде такие точки продаж называются дарксторами.
«Самые популярные продукты — пятилитровые бутылки с водой и бананы», — говорит директор одного даркстора Шерзод Мукарамов.
Он тоже часто делает заказы через Яндекс.Лавку.
«Когда не хочу идти за хлебом, устал. Или когда сижу вечером, смотрю телевизор и вдруг захотелось перекусить. Через 15 минут заказ уже доставят».
Яндекс — исключительное предприятие для России: без сильной государственной поддержки ему удалось найти миллионы клиентов.
Шулейко говорит, что Яндексу удалось развить услуги, которые экономят время клиентов. Можно сказать, что Яндекс борется с неэффективностью. Например, Яндекс обновил московскую систему такси, которая раньше была настолько негибкой, что многие пользовались нелегальными такси.
Развитию компании помогают размеры Москвы. В столице живут около 13 миллионов человек, и они привыкли пользоваться цифровыми услугами.
«Для Лавки особенно важна высокая плотность населения. Важна не численность населения, а сколько человек проживает в 10 минутах от магазина. А Москва для таких требований подходит идеально», — считает Шулейко.
Разработанные в Москве услуги выходят и на зарубежный рынок. Например, в Хельсинки уже два года работает служба такси Янго.
Финская пресса писала об опасности разглашения персональных данных, получаемых Янго. Сбор персональных данных — предмет беспокойства и в России, где власти стремятся усилить контроль над использованием интернета.
В 2019 году Яндекс внес изменения в свою систему корпоративного управления. По сути, Яндекс предоставил Кремлю право вето на крупные транзакции и два места в совете директоров. Так компания будет соблюдать требования по ограничению доли иностранных владельцев компании.
Кремль обосновал произошедшее заботой о защите персональных данных россиян. Значительное количество акционеров Яндекса — иностранцы. Кремль заявил, что не хочет, чтобы данные и сама компания ушли за рубеж.
Эта новость взволновала многих россиян. Яндекс попытался успокоить своих клиентов, заверив, что Кремль и органы безопасности не будут оказывать влияние на его работу.
Разрастаясь, Яндекс подвергался и другой критике.
Таксисты жаловались на то, что компания конкурирует с другими службами по заказу такси за их счет и вдобавок берет с них большую комиссию. Некоторые рестораны тоже критикуют службу доставки Яндекса за большую комиссию. В 2019 году разгорелся большой скандал из-за условий работы курьеров: возможной причиной смерти одного молодого курьера назвали переработку.
«Я тоже отношусь к Яндексу неоднозначно. Как клиент я довольна, как предприниматель — нет», — рассуждает Сонкина уже как владелец кафе недалеко от центра Москвы.
По ее словам, кафе платит за заказы через Яндекс.Еду комиссию 35%. Это много. Правда, с другой стороны, это легче, чем организовывать собственную курьерскую службу, и заодно работает как реклама.
«Яндекс стал монополией. Он везде. Его все знают. Даже курьеры — ходячая реклама».
Ресторанам уже сложно существовать вне Яндекса.
Даниил Шулейко не покупается на разговоры о монополии. До пандемии на заказы через Яндекс приходилось около 5% от выручки ресторанов, говорит он.
«Мы лишь занимаемся услугами, которые требуются людям. А они потом решают, что они хотят».
По словам Даниила Шулейко, сейчас таксисты отдают компании меньше 10%, рестораны платят от 0 до 30%. Комиссия для курьеров остается на таком уровне, что курьеров у Яндекса достаточно.
Вечером Дарья Сонкина собирается после работы домой. Она вновь становится клиентом и достает телефон. Самое время найти машину через Яндекс.Драйв.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| -4 русские тролли в естественной среде) 
| -4 Вроде, Яндекс - голландская компания. Кто в курсе, что у Яндекса с Турцией. Помнится, он туда с большой помпой заходил. Раскрыть всю ветку (12 сообщений в ветке) 
| 1 liova01, Русал до недавнего времени был зарегистрирован на британском офшоре, острове Джерси. Недавно перерегистрировались в Калининграде. Огромное число российских компаний так же, к примеру X5 retail group зарегистрирована в Нидерландах. Но это мало о чём говорит. К примеру Apple зарегистрирована в Ирландии в городе Корк с населением 190 тыс человек. 
| 0 panalgin, То есть, как Аэрофлот? Помнится, в Лондоне начали борт обыскивать. Прибежал консул. Пытался ножками топать. А ему и говорят: Борт-то офшорной приписки, а не российский. И прекрасно обыскали. Так что эта приписка может сильно боком выйти. 
| 0 Но это мало о чём говорит. ------- panalgin, это о много о чем говорит. Есть такое священное слово "налоги". Где и какие налоги платят компании, зарегистрированные в оффшорах? 
| 0 GreyCat, не всегда уход от налогов это главное. Возьмём тот же Русал. Он тесно вплетён в международный бизнес. Если вникнуть в производство алюминия, то с удивлением можно узнать, что Русал не вывозит сырьё, а совсем наоборот, работает на сырье которое импортируют, в частности из Гвинеи. Так уж получилось, что вести переговоры с зарубежными партнёрами зарегистрировавшись не в России проще. 
| 0 panalgin, Русал это англо-американская компания, посмотрите список основных акционеров и совет директоров. Просто русские рабы под кнутом коммунистов, как всегда, построили заводы и электростанции для англичан и американцев. 
| 0 Джей Катлер, Русал компания, которая даёт сотни тысяч рабочих мест. Если не напрямую, то опосредованно точно. И по поводу электростанций, государство обязывает Русал закупать электричество. Именно так, обязывает. Русал уже давно с этим борется, но пока никак. С подходом, что все вокруг враги далеко не уехать. Надо уметь договариваться. То что в совете директоров Русал столько иностранцев даёт доступ к рынкам сбыта, что для бизнеса сейчас самое главное. Борцы с капитализмом никак не поймут, в современном мире проблема не произвести, а продать. Средства производства безусловно важны, но рынок сбыта ещё важнее. 
| 0 panalgin, ну просто ни стыда, ни совести. И не стыдно вам такое писать? А зачем же вы тогда называете Русал "российской компанией"? Ну, если подходить с такими критериями, как вы, то тогда и ООО "Голдман Сакс Банк" тоже российский банк. 
| 0 liova01, юридически она голландская, но конечные бенифициары россияне. Поэтому Яндекс российский 
| 0 skif1703, не смешите людей, все эти якобы "российские бенефициары" живут в Англии и США. 
| 0 Джей Катлер, владелец Яндекса всегда в России жил. 
| 0 Garry, ага, рядом с Абрамовичем и Усмановым. 
| 0 skif1703, Бить будут по паспорту? 
| 3 Что же финский фраер не говорит нам о том, что весь значимый бизнес в его стране сугубо государственный, включая энергию, авиакомпанию и ещё много чего и конечно пропаганду. А вот своей соцсети нет и поисковика нет и не будет конечно же. В стране ит-чкдес (нет, никах чудес и везде хотят наличку) нет даже собственных денег. Северная обезьяна с трудом давит слёзы) Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 and_ivanov, смешные потуги обгадить 
| 0 and_ivanov, у европейских вассалов не может быть своих технологических компаний. Только технологические компании США - это плата за отсутствие суверенитета. 
| 1 Только где это всё? А ну да, провинция, всего город в 1 млн человек. Ну да ладно. Развитие разнообразных сервисов это, конечно, хорошо, но как же хотелось видеть аналог алиэкспресса, пусть и для внутреннего потребления. Малому бизнесу это ой как бы помогло. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 2 satr2009, Могу вас успокоить, значит у вас в 90-е боролись с коррупцией. Весь российский интернет 90-х и нулевых это настоящий мировой памятник коррупции. Вообще от развития интернета по большому счёту выиграло две страны, США и Россия. В США в 90-е было огромное число мошеннических компаний, которые массово привлекали инвесторов вкладываться в интернет. В конце 90-х пузырь лопнул, если интересно можете поискать про кризис "dot com". Компании банкротились, но инфраструктура оставалась. На американское мошенничество был подготовлен наш ответ Чемберлену - российская коррупция. В 90-е в Москве было много контор относящихся к связи. У этих контор был сохранившийся с советских времён огромный запас кабеля для каналов связи, а у руководства этих контор было огромное желание превратить эти запасы в материальное благо, что соединилось с желанием частного бизнеса развивать интернет инфраструктуру. Если бы не этот союз, в России не было бы сначала Рамблера и Мэйл ру, а затем Яндекса и Вконтакте. Плюс помогли директора различных московских НИИ, которым тоже хотелось материальных благ и у которых были площади для размещения огромных серверов. Всё вышенаписанное конечно же только моё оценочное суждение. 
| -40 Давно забыл о существовании этой "шараги" Яндекс, лучше к ним не прикасаться - отрава. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 1 inegeld, чем обидел Яндекс Вас? 
| 0 inegeld, ваше право. 
| 0 Анекдот. Купил в онлайн-магазине табуретку. Теперь Яндекс постоянно предлагает мне купить мыло и верёвку. Раскрыть всю ветку (7 сообщений в ветке) 
| 2 n-tutynin, зря не слушаешь, Яндекс плохого предлагать не будет, особенно для хохлов 
| -38 n-tutynin, браво! Так хохотал, что чуть с дивана не упал! 
| 0 Джей Катлер, а шо, работы нет? 
| 0 lokhankin1912, вообще никакой. 
| 0 Джей Катлер, вообще никакой.\\\\\\\\\\\\\\\\\Кто на что учился... 
| 0 ldv64, а вы учились на "работу"? 
| 0 n-tutynin, Отписатся от рассылки не пробовал, дремучий? ))) 
| -38 Никогда и нигде ещё монополии ни до чего хорошего не доводили. А русские просто обожают по граблям ходить и даже на них танцевать. Безнадёжные совки, что с них возьмёшь, кроме анализов. Ещё и 30 лет не прошло, как рухнула неэффективная государственная экономика и опять 70% экономики в госсобственности. А оставшиеся 30% это частные монополии с фиктивной конкуренцией, типа розничных сетевых магазинов или интернет магазинов, зарегистрированные в оффшорах, которые полностью начисто убили весь малый торговый бизнес в России. Я уже даже не говорю, что в отличие от малого торгового бизнеса, который платит налоги в местные бюджеты, все эти розничные торговые сети и интернет магазины платят налоги исключительно в английских офшорах. Собственно, они для этого и создавались - выкачивать в Англию деньги из экономики России, но русским очень нравиться горбатиться на англичан, им ничего не надо - главное, чтобы у соседа Васи Пупкина, имеющего магазинчик, корова сдохла. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Джей Катлер, покупай у Васи Пупкина втридороже, вот и у него корова будет пирожки эсть, а не траву. А он же будет платить своим работникам, когда и как захочется. 
| 1 яндекс барахло, торгуется на бирже на западе, а значит на него есть рычаги давления 
| 1 Почему в Европе нет своих технологических компаний? У России есть. У Китая есть. У Европы нет. Хотели создать свою соц. сеть, но гегемон не захотел. Как только европейские вассалы заикаются про налог на Гугл, то сразу получают от США по голове. Понятно, что Украина про налог на гугл даже заикнутья боится, так как они даже не вассал, они страна-колония.
Показать новые комментарии (0)levenkool:)
liova01
panalgin
liova01
GreyCat
panalgin
Джей Катлер
panalgin
Джей Катлер
skif1703
Джей Катлер
Garry
Джей Катлер
liova01
and_ivanov
lokhankin1912
Решето
satr2009
panalgin
inegeld
Neobag
ger.neufeld
n-tutynin
440
Джей Катлер
lokhankin1912
Джей Катлер
ldv64
Джей Катлер
Великий Мганга
Джей Катлер
Тервел
lokhankin1912
Решето
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)