The Conversation (Австралия): микробиолог утверждает, что ваша постель, возможно, не такая чистая, как вы думаете

© Depositphotos.com / Syda_Productions Рука девушки в постели
Рука девушки в постели - ИноСМИ, 1920, 15.08.2021
Ваша постель — идеальная среда обитания для огромного множества бактерий, грибков, вирусов и даже крошечных насекомых. Автор рассказывает о некоторых живых существах, которые точно прячутся под вашим одеялом.

Нет ничего приятнее, чем забраться в постель, укутаться одеялом и положить голову на мягкую подушку. Но, прежде чем устроиться поудобнее, вы, возможно, захотите узнать, что на самом деле ваша постель мало чем отличается от чашки Петри. Сочетание частиц пота, слюны, перхоти, отмерших клеток кожи и даже пищи превращают вашу постель в идеальную среду обитания для огромного множества бактерий, грибков, вирусов и даже крошечных насекомых.

Ниже я расскажу лишь о некоторых живых существах, которые прячутся под вашим одеялом.

Бактерии

Наши постели могут служить уютным местом обитания для огромного множества разнообразных бактерий.

К примеру, в ходе исследований больничного постельного белья выяснилось, что бактерии стафилококка на нем — обычное явление. Эти бактерии, как правило, безвредны, но при попадании в организм через открытую рану они могут вызвать серьезные заболевания. Причем некоторые виды стафилококков могут причинить больше вреда, чем другие.

Возьмем, к примеру, золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus), который довольно заразен и может вызывать кожные заболевания, пневмонию, а также усугубить акне. Было обнаружено, что эта бактерия не только живет на наволочках, но, как показывают исследования, некоторые ее штаммы устойчивы к антибиотикам.

Результаты этого исследования также показали, что в больничном постельном белье помимо стафилококка также живут кишечная палочка (E.coli) и другие грамотрицательные бактерии. Эти грамотрицательные бактерии представляют собой довольно серьезную угрозу для здоровья, потому что они обладают высокой устойчивостью к антибиотикам и при попадании в организм могут вызывать серьезные заболевания, в том числе инфекции мочевыводящих путей, пневмонию, диарею, менингит и сепсис. Некоторые штаммы кишечной палочки тоже могут быть очень заразными, и многие из них вызывают заболевания мочевыводящих путей, «диарею путешественников» и пневмонию. Вот почему так важно мыть руки после туалета, не допуская распространения этих бактерий в другие части вашего дома.

Конечно, больницы сильно отличаются от среды в нашем доме. Но это вовсе не значит, что эти бактерии не могут попасть в наши постели. На самом деле около трети людей являются носителями золотистого стафилококка. Организмы этих людей могут выделять Staphylococcus aureus в больших количествах, соответственно, эти бактерии могут легко оказаться в вашей домашней постели.

Насекомые

Вы ежедневно теряете около 500 миллионов клеток кожи, в том числе пока спите в постели. Эти клетки кожи могут привлечь микроскопических пылевых клещей, которые ими питаются. Эти клещи и их помет могут вызвать аллергию и даже астму.

Клопы тоже могут представлять опасность. Хотя эти крошечные насекомые (длиной около 5 миллиметров) не переносят болезни, они могут оставлять зудящие красные следы укусов. Это в свою очередь может негативно сказываться на психическом здоровье, в том числе вызывать тревожность, бессонницу и аллергию.

Клопов можно принести в дом на мягких поверхностях, таких как ткань одежды или рюкзака.

Стирка и сушка постельного белья при высокой температуре (около 55℃) убьет пылевых клещей, но, чтобы избавиться от клопов, вероятнее всего, потребуется вмешательство профессионалов.

Бытовые микробы

Вы можете занести микробов в постель с помощью зараженных ими предметов домашнего обихода, таких как одежда, полотенца, поверхности сантехнических приборов и кухонные поверхности. Их переносчиками могут также стать домашние животные.

На банных и кухонных полотенцах живет множество видов бактерий, в том числе золотистый стафилококк и кишечная палочка. Неправильная стирка может способствовать распространению этих микробов на другие предметы, включая простыни. Даже такие заболевания, как гонорея, могут передаваться через загрязненные полотенца или постельное белье.

Различные виды микробов могут жить на тканях в течение разных периодов времени. Золотистый стафилококк, к примеру, может прожить неделю на хлопчатобумажной и две недели на махровой ткани. А некоторые виды грибков (такие как Candida albicans, вызывающие молочницу в полости рта, инфекции мочевыводящих путей и генитальные дрожжевые инфекции) способны выживать на тканевых поверхностях до месяца.

Вирусы гриппа способны выживать на тканях и полотенцах в течение 8-12 часов. Отдельные разновидности вирусов, например, вирус коровьей оспы, могут жить на шерсти и хлопке до 14 недель.

Гигиена постели

Правильная и регулярная стирка белья — это залог того, что микробы не превратятся в подлинную угрозу здоровью. Но как часто нужно менять постельное белье?

Поскольку мы не можем стирать постельное белье ежедневно, нам необходимо каждое утро проветривать простыни и одеяла. За время сна в постельном белье накапливается влага, поэтому, прежде чем застелить кровать, на время сдвигайте одеяло так, чтобы простыня могла дышать. Эта простая мера существенно снизит привлекательность вашей простыни и матраса для бактерий и клещей.

Матрасы нередко становятся главным источником бактерий и микробов из-за того, что с годами в них скапливается огромное количество чешуек кожи, частиц пищи и грибков. Поскольку постирать матрас сложно, необходимо пользоваться съемным чехлом, который можно стирать каждую неделю или две. Если пылесосить матрас и основание кровати хотя бы раз в месяц, это тоже позволит удалять аллергены и пыль. Нужно чаще переворачивать матрас, а если вашему матрасу более десяти лет, его следует заменить на новый.

Рекомендуется стирать постельное белье каждую неделю (или чаще, если возможно), особенно если вы проводите в постели много времени, спите голыми или сильно потеете по ночам. Также рекомендуется каждые два или три дня менять наволочки.

Все постельное белье следует стирать при достаточно высоких температурах (около 40-60℃), чтобы эффективно уничтожать микробы. Не перегружайте стиральные машины, используйте достаточное количество моющего средства и убедитесь, что постельное белье полностью высохло перед использованием.

Принимайте душ перед сном, избегайте дневного сна и не ложитесь в постель потным, снимайте макияж, не наносите лосьоны, кремы и масла на кожу непосредственно перед сном — все это поможет сохранить чистоту постельного белья между стирками. Не ешьте и не пейте в постели, не позволяйте домашним животным забираться в вашу постель и не лежите в ней в грязных носках.