«Банная школа организует выездной лагерь, не хочешь съездить туда?».

В мае 2021 года, во время краткого визита в Москву, с таким вопросом ко мне обратился президент компании «Баня Япония» Ёити Нэбата (Yoichi Nebata), распространяющий в Японии культуру русской бани. Баня — это сауна в русском стиле. В Японии сауна обычно ассоциируется с Финляндией. Тем не менее в России банная культура не уступает финской, и даже есть школы, где можно научиться правильно наслаждаться баней.

Стоимость пребывания в лагере составляет 22 тысячи рублей (около 35 тысяч иен) за три дня и две ночи. Для японцев это не слишком большая плата, но, если учесть уровень зарплат в России (особенно в регионах), включая проезд до Москвы, то для некоторых россиян это эквивалентно месячной зарплате.

Несмотря на высокую стоимость обучения, в банную школу приезжают не только из Москвы, но и со всей России, а иногда даже из-за рубежа.

Мне вдруг стало очень любопытно, кто и с какой целью тратит такую большую сумму, чтобы отправиться на учебу. В Японии я часто хожу в сауну, но никто ни разу не рассказывал мне, как ей правильно пользоваться. Поэтому решил воспользоваться этой возможностью и поехать в банный лагерь.

Середина мая, около пяти часов вечера. Мы с Нэбата отправились в школу, расположенную в 150 километрах к югу от центра Москвы, на такси. Вместе с нами также ехали Сергей (из центральной России) и Александр (из Ямало-Ненецкого автономного округа в Заполярье). Они специально прилетели, чтобы посетить банный лагерь. Из-за пробки в Москве дорога до школы заняла около трех с половиной часов.

Очень чистый воздух и тишина. Было трудно поверить в то, что мы находимся в Московской области. Вокруг не было ничего, кроме церкви и беседки. Перед глазами простиралась сельская местность, передающая атмосферу России XIX века.

Нас встретила ассистент руководителя Марина. Она настоящий любитель бани и работает в школе уже несколько лет. Внутри строения был накрыт щедрый стол. Как говорится, «в здоровом теле — здоровый дух». Баня — это процесс, благодаря которому мы оздоравливаемся как физически, так и психологически. Здесь подают много местных фруктов и овощей, а также мед с собственной пасеки. Первый день в лагере завершился роскошным ужином.

Сначала лекция о строении человеческого тела

На следующий день начались занятия. Преподаватель — Василий Ляхов. Он — ветеран бани; связан с ней уже 36 лет. Говорят, что некоторые из тех, кто побывал в бане под его руководством, не только потели, но даже плакали.

В первый день занятий были в основном лекции, которые давались исключительно на русском языке. Перед поездкой в банную школу я думал, что мы будем учиться искусству обращения с веником (который изготавливается из дубовых или березовых веток). Удары вениками по телу друг друга является одной из главных особенностей культуры русской бани. В Финляндии это называется «вихта». Удивительно, но в банном лагере нас сначала познакомили со строением человеческого тела. Идея заключается в том, что если вы хотите ублажить человека, сначала необходимо понять физическое строение.

В Японии обычно парятся не больше часа, но в России в бане могут проводить два-три часа и даже больше. После парной обычно окунаются в купель с холодной водой или бассейн, а после небольшого отдыха выходят на улицу, чтобы расслабиться. Затем перекусывают или выпивают чашку чая и опять идут в парилку. Этот цикл повторяется около трех раз.

Кроме того, в Японии сауной обычно наслаждаются в тишине и одиночестве, но в русскую баню, как правило, не ходят по одному. Для россиян суть бани не в том, чтобы потеть в парной, а в том, чтобы общаться с приятелями и углублять дружеские отношения.

Речь идет не только о пребывании в самой парилке, но и о том, как вы проводите время до и после нее. Если вы умеете только махать веником, это не означает, что вы понимаете баню. Как сказал Ляхов, «Баня — это и есть моя жизнь».

После нескольких непривычных лекций о строении человеческого тела мы постепенно перешли к обсуждению техники. Разбившись на пары, мы учились пользоваться веником.

«Веник — это инструмент не для нанесения ударов, а для работы с водяным паром в парилке. Поэтому учитывайте это при обращении с веником», — рассказывает Ляхов. Я пар не видел, поэтому просто имитировал движения наставника, но Марина сделала мне замечание, сказав, что так неправильно: «Ты пока не видишь. Не видишь пар». Чувствуя себя монахом, практикующим дзен, я неистово работал руками.

Наконец-то в баню

После долгих тренировок мы наконец-то пошли в баню. Вместе с другими участниками нас втиснули в помещение размером с небольшую комнату. Когда льешь воду на камни кирпичной печи, хорошо разогретой дровами, поднимается настолько объемный пар, что кажется, его можно потрогать. Наконец-то я увидел пар, который не мог разглядеть до этого. Ляхов опускал его большим опахалом, и он впитывался в сосновые, а также березовые ветки, висящие в парной, наполняя помещение древесным ароматом.

Ляхов все время спрашивал у присутствующих: «Вкусно? Вкусно?». Здесь воздух — это и есть угощение. Все отвечали: «Очень вкусно!». Удивительное зрелище.

Температура в парилке около 50 градусов, то есть было не слишком жарко, поэтому мы могли находиться там очень долго. Время от времени я выходил наружу, чтобы попить воды, а затем возвращался обратно. Повторяя этот процесс, вы постепенно начинаете ощущать, что прогреваетесь до костей.

Примерно через полтора часа я вышел на улицу, чтобы подышать свежим воздухом, и хотя на улице было все еще прохладно — около 10 градусов, дискомфорта вообще не ощущалось. Вокруг — безмолвная тишина. Как будто я полностью отгородился от внешнего мира. В таком состоянии я оказался впервые в жизни. Похоже, мне не соврали, когда рассказывали, что кто-то не только потел, но и плакал.

Третий день начался с утренней зарядки и более глубокого обучения технике владения веником, которую разработал сам Ляхов. Не могу сказать, что нахожусь в плохой физической форме, но мне было непросто управляться с веником. Чуть ли не плача, я повторял комбинации, которые казались мне противоречивыми — необходимо задействовать все тело, но при этом не делать лишних движений. Если не освоить это, вас не допустят к выпускному экзамену.

И наконец, сам выпускной экзамен. Под руководством Ляхова мы должны были пропарить напарника в бане. Я забыл некоторые важные этапы, и мне сделали замечание, но в итоге Ляхов остался доволен.

Сходство бани и чайной церемонии

Почему же россияне тратят столько денег, чтобы научиться банному искусству? После трех дней пребывания в лагере я вспомнил о японской чайной церемонии. В Японии в эпоху Сэнгоку (воюющих провинций) чайная была местом встречи противников. В чайной комнате было тесно, чтобы оппонентам было сложно обнажить мечи, а посуду мыли на глазах у гостей, чтобы было невозможно подсыпать туда яд.

Таким образом, в пространстве, которое было безопасно как с психологической, так и с практической точки зрения, собеседники могли открыто обсуждать дела, ценя отношения, которые выходили за рамки статуса. А иногда, чтобы успокоиться и отойти от предостережений своих подчиненных, феодалы уединялись в маленькой комнате и вели внутренний диалог для достижения духовного просветления. Чайная была местом, где можно было найти минуту покоя в рутине войны.

В России баня используется аналогичным образом. Это идеальное место, куда можно прийти с надежными друзьями и упрочить дружеские отношения. Есть такая российская поговорка: «В бане генералов нет», то есть иерархия там отсутствует. Вы раздеваетесь, у вас нет оружия, и все посетители равны. Поэтому можно говорить друг с другом открыто и честно.

Бывший президент России Борис Ельцин также был большим любителем бани. Там он имел обыкновение принимать важные решения со своими окружением. Даже была идея провести в бане встречу с бывшим премьер-министром Японии Рютаро Хасимото в 1997 году. В то время японские СМИ называли это «банной дипломатией».

Сегодня сауна популярна в Японии среди руководителей компаний. Возможно, в основе этого бума лежит желание вернуться к нормальным равноправным человеческим отношениям.

Кстати, как вы, возможно, уже поняли, русская баня отличается от японских представлений о сауне. Что касается японского бума, то уникальное ощущение, возникающее при чередовании бани с ледяной купелью, называют «приведением души и тела в порядок». Однако, по словам Ляхова, это не очень хорошо. Контраст температур важен, но в случае чрезмерного количества повторений новичок может нанести вред здоровью.

Гедонизм в бане не поощряется. После парилки следует пить теплую воду, а не холодную. Это связано с тем, что если наполнить желудок холодной водой, организм бросит силы на его согревание, что вызовет усталость. В лагере нас также познакомили и с другими правилами, и все они были основаны на медицине и собственном опыте Ляхова.

«В прошлом баня была очень близка русским. Туда ходили на постоянной основе, и любой мог управляться с веником. Но по мере модернизации банная культура ушла в прошлое. В финской сухой сауне, которая появилась в России в процессе модернизации, слишком высокая температура, чтобы находиться в ней долго. Между тем в традиционной русской бане более низкая температура — 40 — 60 градусов — и более высокая влажность. Я хочу вернуть утраченную культуру России, возродив баню, которая была сердцем русской культуры», — подчеркивает Ляхов.

При этом он продолжает: «Это не означает возврат в XIX век. Напротив, жизнь человека стала лучше благодаря электричеству и газу. Поэтому всегда нужно быть открытым для нового».

Он утверждает, что мы можем быть более счастливыми благодаря активному использованию науки и технологий.

Русская революция в начале ХХ века и распад СССР в его конце основательно изменили старую добрую русскую культуру. Трудно возродить что-то утерянное.

Дело в том, что самое сложное передать не объект, а его дух. Я увидел силу в глазах Ляхова, который полон решимости возродить духовные традиции России через баню. Мне показалось, что в густом пару я разглядел всю глубину русского духа.

***

Юки Токунага, аспирант израильского Еврейского университета и сотрудник японской торговой компании. Родился в июле 1990 года. Окончил Университет Васэда, факультет политологии и экономики. Владеет японским, английским и русским языками. 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.