— Фигурное катание переживает смену парадигмы: все более юные спортсменки выполняют все более сложные прыжки.

— Немка Николь Шотт делает ставку на выразительность и артистизм на льду — и наслаждается как никогда раньше.

В окно спортзала проникает прохладный полуденный свет, на вершинах окрестных гор лежит первый снег, а надо льдом парит блюз. По льду катается Николь Шотт (Nicole Schott), отрабатывая головокружительные вращения. После пары разминочных кругов она снимает олимпийку и под вибрирующий звук гитары продолжает тренировку, повторяя бесконечные «дорожки» и стремительно меняя направления движения.

«Я открываю для себя совершенно новые вещи», — говорит она, улыбаясь, минут через 45 в вестибюле ледового дворца в Оберсдорфе. Это была вторая из трех тренировок в этот день.

«Мне всегда нравилось кататься на коньках, — рассказывает она. — Но еще никогда мне это не нравилось так сильно, как сейчас».

Несмотря на все перемены, сотрясающие сегодня этот вид спорта, ее признание буквально поражает. Ведь прямо сейчас женское фигурное катание переживает смену парадигмы. Наблюдается тенденция к тому, что совсем юные девушки выполняют все более и более сложные прыжки. 15-летняя Александра Трусова из Москвы стала первой в мире спортсменкой, исполнившей четверной лутц — элемент высшей степени сложности, до сих пор входивший лишь в репертуар мужчин-фигуристов. Выполнив три четверных прыжка в произвольной программе, она выиграла в этом сезоне Большой приз турнира Skate Canada. А ее ровесница Анна Щербакова, также способная выполнить четверной лутц, победила даже дважды — на Гран-при Китая и на Skate America. 16-летняя Алена Косторная, выполнив два тройных акселя (еще один потрясающе трудный для исполнения прыжок), решила в свою пользу исход Гран-при Франции. Критики, глядя на этот стремительный рост числа оборотов, опасаются, что спорт рискует потерять душу. Или, во всяком случае, свою суть как искусства на льду.

Ее конкурентки — «уже взрослые»

Несмотря на безжалостное давление, Николь Шотт, чье основное преимущество заключается в выразительности и артистизме, чувствует себя, пожалуй, лучше, чем когда-либо за всю карьеру. Хотя она и не крутит тройные прыжки, не говоря уже о четверных.

На самом деле 23-летняя Шотт, трехкратная чемпионка Германии, на этой неделе отправилась на пятый Гран-при этого сезона в Москву. Она попала туда относительно легко — в последний момент, когда снялась одна французская спортсменка. Надо сказать, что она дистанцировалась от этого фестиваля феноменальных прыжков, устроенного более юными соперницами. Во-первых, сама она уже не ребенок. «Они же еще такие маленькие», — говорит Шотт в Оберсдорфе, намекая на законы биомеханики: тело с малой массой и меньшим инерционным моментом может вращаться быстрее, что и дает преимущество совсем юным девушкам. А во-вторых, она склонна считать этот воздушный цирк на льду скорее веянием моды, которое рано или поздно уйдет: «Ведь нагрузка на суставы при этом колоссальная».

Так что у нее на турнире свои цели, и она, по собственному признанию, наслаждается «другими вещами в фигурном катании» — новыми шагами, скоростью, хореографией. На соревнованиях у нее есть свои конкурентки — француженки, американки, а также «взрослые» россиянки. «Вот среди них я хочу быть лучшей», — говорит она.

В сентябре она стала третьей на турнире Nebelhorn Trophy в Оберсдорфе, традиционно открывающем сезон, — между прочим, первая немецкая спортсменка за последние 23 года. А на Гран-при Франции она заняла седьмое место, несмотря на проваленную короткую программу.

Ее тренер, 50-летний Михаэль Хут (Michael Huth), который в 2012 году привел к чемпионскому титулу Каролину Костнер (Carolina Kostner), уверен, что его подопечная идет верным путем. «Мы стараемся приблизиться к вершине за счет качества исполнения элементов», — говорит он. А для этого важно, чтобы Николь Шотт в борьбе «не растеряла остроту и агрессивность в хорошем смысле слова».

Если стремиться попасть на европейский призовой подиум, придется соперничать с тремя россиянками — для тренера это очевидно. Для его подопечной это значит, что ей необходимо добиться стабильности в артистизме, чтобы быть в состоянии использовать свой шанс, если у кого-то из соперниц случится «неудачный день». По его собственному признанию, Хут с удовольствием работает с Шотт еще и поэтому: «Мне приятно, если нам удается использовать наш потенциал на здоровом для спортсмена уровне». При этом он делает акцент именно на слово «здоровый».

Пока девочки соревнуются в прыгучести, Николь Шотт открывает для себя блюз

Так что они наблюдают за тем, что Николь Шотт называет «долгосрочной философией» своего тренера. Конечно, речь идет и об отработке прыжков, однако в первую очередь — о точности выражения эмоций, которые и превращают фигурное катание в искусство. Это борьба за «вторую оценку», как ее называли раньше, а на нынешнем профессиональном жаргоне — за оценку программных компонентов. По словам Николь Шотт, на тренировках она отрабатывает все: как вытягиваться в струнку от кончиков пальцев ног до кончиков пальцев рук, как делать дорожки «с поворотами то в одну, то в другую сторону, чтобы движения получались плавными».

В прошлом году она пробовала делать тройной аксель — тот самый элемент из трех с половиной оборотов в воздухе, который во всем мире делает лишь очень небольшое количество женщин. «У меня почти получилось», — говорила Николь Шотт тогда. Но однажды она упала, выбыла из строя на целых десять недель — и утратила веру в прыжки, которые вообще-то любила даже больше, чем просто вращения. Рискнет ли она когда-нибудь еще раз? «Не знаю. Я ведь не становлюсь моложе», — отвечает она, и это в 23 года.

В этом году она сконцентрировалась на новой программе. Она станет буквально полной противоположностью элегическим номерам, которые Николь Шотт исполняла раньше. Теперь она готовит «кунг-фу» для произвольной программы и Caught Out In The Rain от Бет Харт (Beth Hart) для короткой. «Мне нравится отодвигать в сторону свое обычное „я"», — признается фигуристка. И пусть «молодежь» крутит четверные — зато Николь Шотт открыла для себя блюз.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.