В прошлом знамя интернационализма было высоко поднято во внешней политике Нового Китая. Однако в ходе тридцати с лишним лет с начала проведения политики реформ и открытости идеологическая составляющая внешней политики ушла на второй план, во главе угла оказались непосредственно государственные интересы и знамя интернационализма поникло. Но сейчас пришло время взять в узду погоню за прибылью и выровнить баланс между материальными и духовными нуждами. Объявление курса на «новый интернационализм» во внешней политике явно свидетельствует о том, что наступает расцвет системы китайских ценностей.

Курс на «новый интернационализм» отвечает потребности китайской дипломатии во взрослении. По своей реальной силе Китай уже вознесся на место второй державы мира, однако международный авторитет КНР совсем не соответствует этому положению, поэтому нам совершенно необходимо увеличить свою нравственную вовлеченность в дела мира. Новый интернационализм позволит нам сполна реализовать позитивную энергию Китая. Уже сегодня каждый шаг КНР отзывается во всем мире, и наш путь, наша судьба все теснее переплетаются с судьбами всех стран Земли, поэтому нам необходимо брать на себя еще больше моральной ответственности, делать благополучие «всего мира под Небесами» своей личной задачей, привыкнуть четко определять, что мы поддерживаем, а с чем мы боремся, активнее принимать участие в международном диалоге и браться за решение глобальных задач, воспринимая все страны мира в качестве наших друзей. Одновременно «новый интернационализм» позволит народным массам более объективно и рационально взглянуть на региональные горячие точки и проблемы международного характера, что позволит нам обрести большую свободу маневра внутри страны и стряхнуть с себя пассивность, а также даст нам возможность направлять развитие ситуации в нужное нам русло.

Современный китайский писатель Мо Янь


Читайте также: В чем секрет устойчивости китайской цивилизации?


Сейчас для перехода к политике «нового интернационализма» все готово. Во-первых, у нас есть силы. Китаю не привыкать в обстановке экономического кризиса затягивать пояс потуже, чтобы выполнить свой интернациональный долг, мы делали это и раньше. Но, как неоднократно говорил товарищ Дэн Сяопин, стоит лишь подождать, когда возможности Китая вырастут, и тогда мы сможем сделать еще больший вклад в развитие человечества. И сегодня это время пришло. Во-вторых, у нас есть уверенность в собственных силах. На ранних этапах существования Нового Китая мы твердо верили в превосходство социалистического строя и без страха вступали в мирное соревнование со странами капиталистического мира. Однако было время, когда на пути социалистического развития наши поиски почти зашли в тупик, народное хозяйство оказалось на грани катастрофы, и у нас не было сил, чтобы действительно влиять на мир. Но потом разразился мировой финансовый кризис, снова ясно показавший все недостатки капитализма, и к западному политическому строю снова возникло множество вопросов. Всесторонне анализируя разницу между различными политическими системами и моделями, люди вновь обратились к идеалам марксизма. За тридцать лет мы добились того, что наша быстро растущая экономика стала настоящим экономическим чудом; постепенно снова стали выявляться преимущества социалистического строя. Наша уверенность в том, что наш строй, стоящая за ним теория и выбранный нами путь — правильные, окрепла. В-третьих, у нас уже наработана мощная база, поскольку идеи интернационализма красной нитью проходят через всю историю внешней политики Китая. В-четвертых, этому способствуют наши традиции и культура. Миролюбие, стремление к большему взаимодоверию, добрососедскому сосуществованию и гармонии в отношениях со всеми странами — все это отражено в традиционной культуре Китая, и все это и тут, и там перекликается с идеями интернационализма, призывающего к большему сплочению, взаимопомощи и сотрудничеству. Вспомним «Беседы и суждения» Конфуция: «Человеколюбивый человек — это тот, кто, стремясь укрепить себя [на правильном пути], помогает в этом и другим, стремясь добиться лучшего осуществления дел, помогает в этом и другим». «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Во всех этих высказываниях, являющихся неотъемлемой частью традиционной китайской культуры, чувствуется дух интернационализма.

Также по теме: Как Китай решает территориальные споры

Суть «нового интернационализма» в том, что Китаю надо брать на себя большую международную ответственность, по мере сил предоставлять еще большую помощь развивающимся странам, прикладывать еще больше усилий для сохранения стабильного мирового правопорядка, исполнять еще больше обязательств и стремиться направить развитие международного порядка в справедливое и рациональное русло. В то же время переход к политике «нового интернационализма» значит, что ради защиты общих интересов всего человечества китайский народ готов пойти и на возможные жертвы.

«Новый интернационализм» требует, чтобы мы устранили перекос во внешней политике, в которой упор сейчас делается на материальную выгоду, и увеличили нашу нравственную вовлеченность в дела мира. Фактически, курс на интернационализм является отражением китайской системы ценностей в нашей внешней политике. Для основных ценностей социализма это возможность протянуть руку всему мировому сообществу. Мы принимаем тот факт, что еще долгое время капитализм и социализм будут сосуществовать, поэтому «новый интернационализм» отнюдь не ставит задачи разжечь новую идеологическую борьбу, но стремится вывести нашу внешнюю политику на уровень заботы о проблемах всего человечества в целом и усилить наше сплочение со всеми странами мира. Дипломатия «нового интернационализма» — это, по сути, воплощение стремления к проведению в наше время политики истинной добродетельности, которая сделает Китай развитым государством, пользующимся уважением всего человечества.

Автор — научный сотрудник Китайского института современных международных отношений.

Перевод выполнил Кокорев Федор.