В тот самый момент, когда даже арабские страны пытаются заверить Израиль, что Сирия не намерена на него нападать, Дамаск получает из России современные зенитные ракетно-артиллерийские комплексы SA-22 E ['Панцирь-С1Э' - прим. перев.]. По данным арабской прессы эта оружейная сделка на сумму примерно в 900 миллионов долларов финансируется Ираном.
Незадолго до этого, в июле, появились сообщения, что Россия намерена продать Тегерану 250 Су-30 - современных истребителей с большим радиусом действия. Помимо этого, Москва уже поставляет иранцам передовые зенитные комплексы.
Зачем России - желающей, чтобы ее числили в ряду ведущих промышленно развитых государств мира - продавать ультрасовременное оружие самым воинственным из 'стран-изгоев'? Утверждения о том, что речь идет лишь о поставках оборонительных, а потому неопасных для других вооружений, смехотворны и просто оскорбительны. Во-первых, этот аргумент явно не относится к самолетам-истребителям, несомненно обладающим мощным наступательным потенциалом. Во-вторых, в руках воинственных режимов даже зенитные комплексы становятся наступательным оружием, поскольку они защищают ракетные арсеналы или ядерные объекты от превентивной акции или контрудара, что придает государствам-изгоям уверенность в том, что они смогут безнаказанно осуществить прямое нападение на соседей или поддерживать терроризм.
Однако представим себе на минуту, что Россия действительно поставляет Ирану и Сирии чисто оборонительные вооружения. Но даже это абсолютно неприемлемо: продажа любого оружия странам, открыто покровительствующим террористам и бросающим вызов международному сообществу, идет вразрез с попытками 'покарать' их за подобные действия.
Тот факт, что против Ирана и Сирии до сих пор не введено полное эмбарго на поставки вооружений - прямое упущение мирового сообщества. Обе эти страны нарушают запрет ООН на снабжение оружием "Хезболлы", установленный после второй ливанской войны. Сирия к тому же стоит за волной громких политических убийств в Ливане, которые также активно расследуются ООН.
Россия несет двойную ответственность за этот провал международного сообщества: во-первых, она угрожает наложить вето на любые эффективные санкции ООН против Ирана и Сирии, и, во-вторых, заключаемые ею сделки по поставке оружия этим странам лишат смысла даже минимальные санкции, которые уже давно следовало ввести против Тегерана и Дамаска за их агрессивные действия на мировой арене. Нет и никаких признаков того, что позиция России в этой сфере станет более конструктивной. Утверждения о том, что Россия попросту конкурирует с США, которые также заваливают ближневосточный регион оружием - не оправдание, а еще одно обвинение.
Хотя, на наш взгляд, дополнительные поставки современных вооружений Саудовской Аравии без привязки к целому ряду политических шагов - таких, как прекращение финансирования (на эти цели идут миллиарды долларов) школ, где ученикам вдалбливается идея джихада против Запада, отказ от антиизраильских бойкотов и антисемитизма, от поддержки суннитских вооруженных формирований в Ираке и ХАМАСа в Газе - являются ошибкой, это не идет ни в какое сравнение с аналогичными поставками Сирии и Ирану.
Ради мира и безопасности на международной арене радикально-исламистский альянс Ирана, Сирии, "Хезболлы", ХАМАСа и 'Аль-Каиды' должен быть изолирован и побежден. В этой схватке мирового масштаба Россия действует не на той стороне.
США и Европе следует не играть в Совете Безопасности ООН роль заложников России и Китая, а использовать уже принятые ооновские резолюции в качестве основы для введения против Тегерана и Дамаска куда более жестких санкций. Кроме того, России необходимо дать понять, что она не может оставаться уважаемым членом 'большой восьмерки', - самого эксклюзивного 'клуба' в мировом сообществе - продавая оружие опаснейшим странам-изгоям и выступая в роли их защитника в дипломатической сфере.
Президента Джорджа У. Буша часто обвиняют в излишнем внешнеполитическом радикализме, но к его курсу на российском направлении это явно не относится. Здесь он наоборот заслуживает критики за чрезмерную опору на личную 'дружбу' с президентом Владимиром Путиным. Эта 'мягкая линия' явно себя исчерпала: Путин использует в собственных целях нежелание Вашингтона хоть в чем-то ужесточить политику по отношению к России, хотя США вполне могли бы пригрозить прекращением многомиллиардного финансирования совместных космических проектов и других двусторонних программ, выгодных для Москвы.
Похоже Путин не реагирует на словесные заявления, - например, о недовольстве США оружейными сделками Москвы - если те не сопровождаются конкретными последствиями. Да и 'дружба' - понятие не из той категории, чтобы повлиять на его политику в Ближневосточном регионе. Попытки Вашингтона поддержать своих союзников не принесут плодов, если те будут видеть, как другая сторона конфликта по-прежнему избегает санкций и наращивает свою мощь и влияние.
Готовность Запада не оставить безнаказанной открытую поддержку Россией стран-изгоев стала бы 'лакмусовой бумажкой' для всех стран, пытающихся определить, какая из противоборствующих сторон серьезнее настроена на победу. Не американцы должны опасаться поставить под угрозу 'дружбу' с Россией; напротив, это Москве следует беспокоиться об утрате преимуществ, связанных с тем, что Запад принял ее в свои ряды.