Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

США должны быть другом как для России, так и для Грузии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня, когда администрация Обамы намерена 'начать с чистого листа' отношения с Россией, чтобы ликвидировать возникшую в последние годы напряженность, существуют веские основания для сотрудничества с Москвой по целому ряду направлений - от борьбы с ядерным терроризмом до наведения порядка в мировых финансах. Столь же веские аргументы, однако, говорят и о необходимости защищать свободу и независимость молодых демократических государств, граничащих с Россией. Нам следует выполнять обе эти задачи одновременно.

Сегодня, когда администрация Обамы намерена 'начать с чистого листа' отношения с Россией, чтобы ликвидировать возникшую в последние годы напряженность, существуют веские основания для сотрудничества с Москвой по целому ряду направлений - от борьбы с ядерным терроризмом до наведения порядка в мировых финансах. Столь же веские аргументы, однако, говорят и о необходимости защищать свободу и независимость молодых демократических государств, граничащих с Россией. Нам следует выполнять обе эти задачи одновременно.

Один из способов, позволяющих нам поддерживать союзников вроде Грузии и в то же время активнее отстаивать наши общие жизненные национальные интересы вместе с Россией, заключается в том, чтобы сосредоточить внимание на тех сферах, где мы можем принести реальную пользу одной из сторон, не подрывая при этом связей с другой. Поэтому, на наш взгляд, Соединенным Штатам необходимо заключить с Грузией соглашение о свободной торговле; сегодня мы намерены внести на рассмотрение Конгресса проект соответствующей резолюции.

Если некоторые ошибочно полагают, что налаживание конструктивных отношений с обеими странами одновременно невозможно по определению, то мы не видим какого-либо противоречия между предложением Москве 'начать все заново' и решимостью обеспечить ее соседям право самостоятельно определять свою судьбу. Конечно, порой сама Россия и ее соседи рассматривают международную ситуацию по принципу 'игры с нулевой суммой' - и порой их интересы приходят в лобовое столкновение, как это случилось в августе прошлого года, когда на территорию Грузии вошли российские танки. Но нам незачем рассматривать наши отношения с этими странами под таким же углом зрения.

Грузия, будучи недавней точкой напряженности, - имеет важное значение с точки зрения поиска более эффективных подходов. В экономическом плане страна страдает от последствий сразу двух катастроф: вскоре после того, как на территорию Грузии перестали падать российские ракеты, ее поразил мировой экономический кризис. Нам необходимо помочь Грузии справиться с его воздействием - не создавая при этом угрозы для России. В прошлом году мы в основном выполнили взятое на себя обязательство предоставить Грузии помощь в миллиард долларов на нужды послевоенного восстановления, но в долгосрочном плане куда большую пользу ей принесло бы увеличение объема товарооборота и прямых зарубежных инвестиций. В течение предшествовавших войне 12 месяцев товарооборот между США и Грузией составил 580 миллионов долларов - и здесь существуют значительные возможности для роста.

Соглашение о свободной торговле с небольшой страной, расположенной на другом конце света, не обернется негативными последствиями для американских трудящихся, но для грузин может иметь значение, намного превосходящее его чисто коммерческие результаты. Во-первых, уже само начало переговоров на эту тему способно повысить доверие инвесторов к Грузии и привлечь в страну столь необходимые прямые зарубежные инвестиции. Результаты аналогичного соглашения с Иорданией говорят о том, что торговый договор с участием США еще до вступления в силу может послужить стимулом для международных деловых кругов, даже если речь идет о неспокойном регионе. Соглашение между США и Грузией может также дать импульс заключению аналогичной договоренности между Тбилиси и ЕС. Налаживание экономических связей между Грузией и Западом, особенно расположенными недалеко странами Евросоюза - наиболее безопасный в стратегическом плане способ оказать существенную поддержку демократическим и экономическим стремлениям грузинского народа.

Во-вторых, двусторонние торговые переговоры с США дадут импульс углублению экономических и политических реформ в Грузии. Грузинский народ всецело отдает предпочтение демократии, но путь к стабильному, эффективному и полностью представительному демократическому строю нелегок. Укрепление экономических связей даст нам прекрасную возможность обеспечивать выполнение обещаний Тбилиси в плане установления верховенства закона и строительства институтов, составляющих фундамент как демократического строя, так и экономического процветания.

Наконец, от географии никуда не денешься; со временем Грузия и Россия возобновят активные торговые контакты. Нынешнее противостояние вредит обеим странам. За два года до прошлогоднего конфликта Россия прервала транспортное сообщение с Грузией и ввела эмбарго на ее экспортные товары - минеральную воду, фрукты, овощи и вино. Отмена этих ограничений стала бы позитивным шагом со стороны Москвы. Стоит отметить, что, несмотря на рост напряженности в преддверии августовской войны, грузинские власти не препятствовали российским инвестициям в стране, даже когда речь шла об инфраструктуре - сфере, в которую другие страны зачастую не допускают капиталы даже самых дружественных соседей. В конечном итоге российские и западные инвестиции должны 'сосуществовать' в здоровой атмосфере демократической Грузии, чей суверенитет будет соблюдаться.

Конечно, будут моменты, когда перед лицом реальных разногласий нам придется занять принципиальную позицию - и мы несомненно так и будем поступать. Российско-грузинская война 2008 г. - это трагедия, которая не должна повториться. Оба мы бывали в Грузии и встречались с ее лидерами. Грузинский народ заслуживает самых высоких оценок за впечатляющие достижения в сфере демократизации и экономики, и Америке следует поддерживать неотъемлемое право Грузии на территориальную целостность и независимость.

Кроме того, Россия должна полностью выполнять условия соглашения о прекращении огня и занять более конструктивную позицию в вопросе о размещении во всей зоне конфликта международных наблюдателей для поддержания мира.

Однако задачи, возникающие в новой ситуации, требуют решимости и творческого подхода. Экономическое благосостояние распространяется на обе стороны, участвующие в торговом партнерстве, и в долгосрочном плане это может стать наилучшим путем к некоей форме примирения между Грузией и Россией. Со временем рост торговли и повышение качества жизни поможет также залечить раны, оставленные конфликтом в Грузии и ее сепаратистских регионах, не желающих с ней воссоединяться.

История учит нас, что правильно организованные торговые отношения выгодны всем сторонам. То же самое относится и к демократии. Нам необходимо задействовать оба эти инструмента для сближения с Россией, не прекращая при этом поддержки Грузии - нашего друга и союзника.

Джон Ф. Керри, сенатор-демократ от штата Массачусетс - председатель сенатского Комитета по иностранным делам. Дэвид Драйер, конгрессмен-республиканец от штата Калифорния, возглавляет республиканскую фракцию в Комитете Палаты представителей по регламенту, и занимает пост сопредседателя Комиссии Палаты представителей по содействию демократии.

Обсудить публикацию на форуме

________________________________________________________

Российская армия не победила бы даже Польшу ("Gazeta Wyborcza", Польша)

Грузия - Россия: вчера, сегодня, завтра... ("Грузия online", Грузия)

Россия и Запад: фантомные боли ("Der Tagesspiegel", Германия)