Администрация Барака Обамы не согласна на предложение России связать сокращение стратегических наступательных вооружений (СНВ) с решением вопросов размещения американской системы противоракетной обороны (ПРО) в Восточной Европе, сообщил официальный представитель госдепартамента США Иэн Келли.
Ранее российский президент Дмитрий Медведев предложил "увязать готовность России сократить ядерные боезаряды и носители с отказом Вашингтона от размещения ПРО".
Категоричное заявление Вашингтона прозвучало на фоне проходящего в Женеве третьего раунда российско-американских консультаций по разработке нового совместного документа по СНВ. Срок старого договора, СНВ-1, подписанного в 1991 году, истекает в декабре 2009 года.
Келли отметил, что США пока не приняли окончательного решения в отношении размещения ПРО в Европе. По его словам, необходимость в этом отпадет, если исчезнет угроза, для отражения которой предназначена система.
В госдепартаменте США подчеркнули, что пороги сокращения СНВ, которые в настоящий момент обсуждают представители российской и американской сторон, гораздо ниже установленных ранее в рамках СНВ-1. "Нам нужны значительные сокращения", - подчеркнул Иэн Келли.
Первые шаги
Во время первой встречи президента США Барака Обамы и российского лидера Дмитрия Медведева, прошедшей 1 апреля в Лондоне, стороны договорились о немедленном начале двусторонних переговоров для достижения нового соглашения о сокращении и уничтожении СНВ.
В совместном заявлении двух лидеров говорилось о "приверженности наших стран цели достижения свободного от ядерного оружия мира".
Изначальные дискуссии прошли в Москве 19-21 мая, второй этап консультаций состоялся 1-2 июня в Женеве. Третий раунд проходит с 22 по 24 июня в обстановке строгой конфиденциальности попеременно на территории Постоянного представительства РФ при Отделении ООН и в здании дипмиссии США.
Результаты консультаций предположительно могут быть обнародованы по итогам ожидающейся 6-8 июля встречи американского и российского президентов в Москве.
Позиция России
Ранее командующий российскими Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Николай Соловцов говорил, что после сокращения ядерных боезарядов по новому договору о СНВ их должно остаться не менее 1500 единиц.
"Москва готова на сокращение боеголовок по сравнению с договором СНВ-1, который предусматривает достаточно высокие потолки - это шесть тысяч боезарядов и 1600 стратегических носителей у каждой стороны", - объяснил Русской службе Би-би-си завотделом разоружения и урегулирования конфликтов Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Пикаев.
"При этом нужно иметь в виду, что Москва эти потолки не выбирает и в действительности имеет несколько больше трех тысяч стратегических ядерных боезарядов, а носителей меньше тысячи", - сказал эксперт.
По мнению Пикаева, когда президент Медведев говорит о "глубоких сокращениях", он имеет в виду США: "Россия уже эти сокращения сделала в одностороннем порядке по финансовым соображениям".
ПРО под вопросом
"Президент не произнес слова "отказ", он сказал, что необходимо убедить Россию, что все это [размещение ПРО в Восточной Европе] ей не угрожает, - уверен эксперт. - Он не выставил каких-то неприемлемых требований для американской стороны, тем более что в Вашингтоне сейчас происходит обзор - нужна ли им эта система вообще".
Александр Пикаев отмечает, что будущее развертывания ПРО в Восточной Европе сейчас под вопросом из-за того, что правительство Чехии отозвало из парламента соглашение о размещении американского радара, а осенью к власти в этой стране могут прийти левые партии, которые выступали против договора.
_________________________________________________________
Встреча по вооружениям приближается, и Россия предлагает в виде приманки резкое сокращение ("The New York Times", США)
Варшава готова распрощаться с идеей размещения американского противоракетного щита ("Le Figaro", Франция)
Россия предлагает разработать новое соглашение по безопасности в евро-атлантическом регионе ("Publico", Португалия)
ПРО: стоит подождать ("ISN", Швейцария)